Конспект ООД по "Речевому развитию " на тему "По тропинкам Осени"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Васильева Марина Михайловна

Конспект рекомендован для проведения ООД по "Речевому развитию" с детьми старшего дошкольного возраста. В разработке подобраны интересные речевые игры, применены новые технологии для развития связной речи детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_razvitiyu_rechi.docx29.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №13» город Канаш

Конспект  организованно-образовательной деятельности

с  детьми подготовительной к школе группы

по образовательной области «Речевое развитие»

на тему: «По тропинке Осени»

Выполнила: воспитатель высшей кв. категории

                        Васильева М.М.

.

Канаш, 2021 г

Образовательные:

  • Учить находить «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак».
  • Учить согласованию слов в предложении
  • Формировать представления о времени года, о характерных признаках осени.
  • Учить составлять рассказ по модели синквейна.

Развивающие:

  • Закреплять умения проводить звуковой анализ слова.
  • Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие, умение детей делить слова на части, называть слова с определенным слогом.
  • Упражнять в умении детей определять последовательность звуков в словах. Закреплять звуковой анализ слова.
  • Развивать связную речь посредством составления дидактического синквейна.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к творческой и речевой деятельности.
  • Воспитывать интонационную выразительность речи.

Интеграция с образовательными областями:

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

  • Создать условия для усвоения детьми норм и ценностей принятых в обществе, природе, включая моральные и нравственные ценности.
  • Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживания, навыки доброжелательного общения с окружающими.

Образовательная область «Физическое развитие»

  • Создать условия для активного отдыха в динамической  паузе «Продолжи слово»

Образовательная область «Познавательное развитие»

  • Закрепить          
  • Систематизировать знания о  времени года осень.

Предварительная работа:

  • Рассматривание  картин осенней природы

Методические приемы:

- игровая мотивация,

-использование ИКТ,

-смена статического положения,

-использование динамической паузы,

-работа с дидактическим материалом,

-звуковая культура речи,

-сюрпризный момент,

-использование метода ТРИЗ,

-использование наглядности,

-вопросы к детям,

-дыхательная гимнастика

-рефлексия.

Индивидуальная работа:

  • Активизировать       в составлении полных ответов на поставленные вопросы.
  • Напомнить                                          .

Материалы и оборудование: ноутбук, презентация, магнитофон, макеты деревьев, мольберт, 2 корзинки, грибочки-карточки, игрушки Эколята, конверты с буквами, гелиевый шарик, разрезные листья разных деревьев, большой  платок с осенними листьями, шляпа, макет поляны.

(Звучит приятная музыка, дети заходят в группу, педагог собирает детей)

Педагог: Ребята подойдите ко мне поближе, встаньте в круг. На улице  пасмурно, хмуро. Возьмитесь за руки, улыбнитесь  . Как сразу на душе стало тепло и радостней. Правда, ребята?

Дети: Да.

                                                  (вдруг раздаётся стук в дверь)

Почтальон: «Здравствуйте! В эту группу ходят самые умные и послушные детишки?» (Да) Тогда, эта посылка, вам . Распишитесь. ( педагог делает вид, что расписывается)

Педагог: Интересно, что же в ней? ( открывает) Здесь ребята письмо, послушайте.

Педагог:  (читает письмо) «Дорогие ребята! Я слышала, что вы очень умные и дружные ребята. Мне хочется с вами поближе познакомиться. Мой дом находится в  осеннем сказочном лесу, чтобы в нём оказаться я отправила вам «волшебный платок». В лесу, вас будут встречать мои верные друзья с интересными заданиями. Справившись, вы получите букву, и в конце  сможете собрать ключевое слово, и узнаете моё имя. Удачи вам, мои друзья!»

Педагог: Ну что ребята, примем приглашение, отправимся в гости?

Дети: Да.

Педагог: Вставайте ближе друг к другу, я укрою вас платочком, мы вместе произнесём «волшебные слова» : «Раз, Два, три, в осеннем лесу очутись!» ( дети произносят, под красивую мелодию)

Педагог:  (Слайд №1)Вот мы  и оказались в осеннем  лесу. Как же здесь красиво, а воздух чистый, лесной. Положите руки на грудь, вдохните аромат лесного воздуха. (дыхательная гимнастика) . Как же стало хорошо! Посмотрите, лавочка, давайте присядем. Это необычный лес, здесь всё необычное, поглядите даже есть «волшебный телевизор» (садятся на стульчики)

Педагог:  (Слайд №2) Посмотрите, кто это нас встречает на лесной опушке? Да это же наша  подруга - Ёлочка.

Педагог: Ребята, Ёлочка собрала листья разных деревьев , и запуталась с какого дерева листик. Давайте поможем ей, и поиграем в игру «С какого дерева листок?» (работают на мольбертах)

(Дети подбирают листики)

Это лист у клена-он кленовый (подходит, прикрепляет)

Это лист у   березы- березовый

Это лист у   дуба - дубовый

Это лист у осины-  осиновый

Это лист у рябины - рябиновый

Педагог:  Какие вы молодцы, справились с заданием, вот вам вручается первый  (на экране вылетает письмо (+ анимация) , педагог вытаскивает из-за  экрана «волшебного телевизора») конвертик (в конверте буква «О» ). Но пока мы его не откроем, мы должны выполнить все задания.

Педагог: Давайте продолжим наш путь.  Перед нами березовая роща. Поглядите, кто нас  встречает ? Вы узнали его? (ответы детей)

Педагог: Это же Тихоня. Тихоня очень любит собирать картинки и составлять из них предложения. Давайте и мы рассмотрим картинки.

                                            (работа с  картинками на экране)

Педагог: Лера, скажи пожалуйста, какое предложение можно составить из этих картинок.

Ребенок:  (Слайд №4) В лесу растут грибы. (на экране появляется правильное расположение картинок.)

Педагог: Молодец. Ой, как же интересно, давайте ещё поиграем.

1. (Слайд №5) Девочка читает бабушке интересную книгу.

2. (Слайд №6) Осенью часто идут проливные дожди

3. (Слайд №7) Птицы улетают  в тёплые края.

Педагог: Молодцы ребята, все справились  с заданием, Тихоня нам вручает второй конвертик. (+анимация)  (в конверте буква «С»)

                                              ( на экране вылетает мячик)

Педагог:  (Слайд №8) Ребята, поглядите кто-то забыл мячик. Как вы думаете, кто его мог здесь оставить? ( варианты детей).Это ребята Шалун, он очень любит играть в мячик, вставайте в круг давайте отдохнём и поиграем с  ним.

Динамическая пауза с мячом «Продолжи слово».

Педагог: А игра не простая. Я  буду называть начало слова и перекину мяч  вам , а вы  должны подобрать к слогу окончание.

Ма-(машина, малина, магазин, мама)

Со- (солома, сорока, сом, соль, собака)

Ко- (корова, коза, комар, колодец)

Фото- (центр, аппарат)

Шко (льник, ла)

Зеб-(ра) и т.д.

Педагог: Молодцы, присаживайтесь, а вот и третий конверт. (+анимация) (в конверте буква «Е»)  Отдохнули мы на славу, не будем терять время, идём дальше.

Педагог:  (Слайд №9) Вот мы оказались на грибной поляне, а здесь наш встречает Умничка. Умничка очень любит собирать грибы, а грибочки не простые- с картинками. Ваша задача собрать в одну корзинку грибочки с картинками на звук «З», в другую со звуком «С».

Педагог: Ребята, как вы думаете мы справимся с этим заданием.

Дети: Да.

Педагог:  (Слайд №10) Ксюша, пожалуйста назови слова, которые начинаются на звук «З»  (на экране, грибочки прячутся в корзинку)

Карточки со звуком [З ] (зонтик, замок, зуб, заяц, змея, зебра, забор)

Педагог: Саша, назови пожалуйста слова , которые начинаются на звук «С».

Со звуком [С] (сыр, слон, самолет, стол, скамейка, самокат)

Педагог: Молодцы, все справились с заданием. Получите  свой заветный конверт с буквой. (+анимация)  (в конверте буква «Н)

Педагог: Идёмте дальше.(Слайд №11) Ой, какой красивый дом. Мне кажется мы пришли к нашему гостю. И на двери висит письмо,  мне кажется пришло время их открыть и узнать кто живет в этом доме. (открываем и достаем буквы)

Педагог: Ребята, какие буквы нам дали наши друзья? (Есения открывает конверты, прикрепляет буквы на мольберте)

Педагог:  Давайте подумаем, какое слово можно составить из данных букв?

Дети: Осень.

Педагог: Правильно, осень. Оказывается, это нас осень пригласила в гости.

(Слайд №12) На проекторе появляется слово «осень»

Педагог: Назовите пожалуйста первый звук в слове.

Дети: О

Педагог: Сколько гласных звуков в слове «осень».

Дети: Два. Это звук  О ] и звук [Е]

Педагог: Молодцы, назовите согласные звуки

Дети: звук [ С ] и звук [Н]

Педагог: Сколько слогов в этом слове, давайте все вместе прохлопаем в ладоши и узнаем.

Все вместе :(Делают два хлопка) О-СЕНЬ 2 слога

Педагог: Ребята, скажите пожалуйста, сколько букв в слове ОСЕНЬ

Дети: 5

Педагог: А звуков?

Дети:4. Почему ты так думаешь (спрашивает у ребенка) Ь знак в этом слове смягчает букву Н.

Педагог: Правильно .

Педагог: Гости пришли, а Осень наверное не слышит. Я сейчас позову её ( педагог уходит за ширму надевает венок)

Осень-педагог: Здравствуйте, мои друзья. Как я рада видеть вас. Вам понравились мои задания? (да) Мои друзья Эколята очень вас хвалили:  вы очень дружные, находчивые и хорошо ведете себя в природе. Ведь природа-наш дом. Давайте приберем в лесу, чтобы в лесу был порядок.

(Слайд №13)    Динамическая пауза «Уборка….»

Осень-педагог: Молодцы! Для вас я тоже  приготовила интересное задание, присаживайтесь на лавочку  .

Осень-Педагог: Сегодня мы с вами будем составлять рассказ про осень в очень необычной форме.(Слайд №14)  Посмотрите на экран  «волшебного телевизора». (на экране ёлочка из треугольников)

1 строка- это тема , о чем или о ком  мы будем говорить. Она отвечает на вопрос кто? или что?

2 строка –надо назвать 2 слова, описывающие признак предмета, отвечающие на вопросы Какой? Какая? Какие?

 3 строка – надо назвать 3 слова, которые описывают действия предмета и отвечают на вопросы, что делает?, что делают?

4 строка-надо назвать 4 слова. Это ваше отношение к этому предмету

5 строка- это одно слово,  ассоциация.

Осень-педагог: (Слайд №15) Ребята, давайте попробуем составить рассказ , а темой будет-Осень.

Педагог-Осень: Осень какая?

Дети: красивая, дождливая

Педагог: Осень что делает?

Дети: Приходит, наступает, 

Педагог: Скажите, что вам нравится осенью? Какие признаки ей характерны?

Дети: Начинается листопад и дожди. Осень даёт богатый урожай.

Педагог: Чем является осень?

Дети: Время года.

Педагог: А теперь кто попробует самостоятельно рассказать про осень. Кто хочет?

( просит ребенка рассказать)

Педагог- Осень: Какие вы молодцы, как хорошо про меня все рассказали.

(Слайд №16) А теперь  ребятки, ждёт вас всех загадка:

Если плачу –не беда,

Вместо слез течёт вода

Я такой плакучий

Из-за серой тучи.

 Дети: Дождь (на экране появляется картинка дождя)

Осень:  (Слайд №17) Кто самый смелый, попробует составить рассказ о дожде. (ребёнок рассказывает)

Вариант ответа

1 строка- Дождь

2 строка- Хмурый, сильный

3 строка- Моросит, идет, капает

4 строка-Сегодня на улице сыро. Я не люблю дождь

5 строка- Вода

(Ребенок рассказывает про дождик)

Осень: Ребята вам понравилось у меня в гостях?

Дети. Конечно понравилось

Осень: Спасибо большое, что вы пришли ко мне в гости. Вы большие молодцы, справились со всеми заданиями, за ваши старания я хочу вас угостить моими щедрыми дарами. (выносит корзину с яблоками)

Осень: Скоро стемнеет, дорога долгая, вам нужно возвращать в детский сад. Укройтесь «волшебным осенним платком» он вмиг доставит вас в родной детский сад.

(звучит «волшебная мелодия «, педагог снимает корону, дети оказываются в детском саду)

Педагог: (Слайд №18) Ну вот, мы и вернулись в детский сад. Скажите, что вам больше всего понравилось в путешествии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи "Грибы в осеннем лесу."

Речевое развитие занимает одно из главных мест в подготовке детей к школе....

Конспект занятия по развитию речи "Путишествие в осенний лес"

Конспектнепосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста«Путешествие в осенний лес»Приоритетные образовательные области:КоммуникацияЧтение художественной литературы...

Конспект НОД по познанию (ФЭМП) "По тропинкам осени"

Конспект непосредственной образовательной деятельности подходит для организации кружка по математике. В ходе предложенного занятия дети не только выполняют математические задания, но и закрепляют знан...

Конспект НОД по развитию связной речи тема; "Осень".

Тема: Пересказ рассказа Н. Сладкова «Осень на по¬роге» с использованием фланелеграфа (маг¬нитной доски)....

Конспект НОТ по развитию речи "Вот и осень к нам пришла"

Конспект НОТ по развитию речи в подготовительной группе "Вот и осень к нам пришла" с использованием мнемотехники....

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Осень» образовательная область «Речевое развитие» в подготовительной группе

Задачи:1.     Закрепить полученные знания по теме: «Осень», формировать  умение выразительного чтения стихов об осени; умение описывать предметы, изображённые на картине, сове...