Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Губина Анна Викторовна

Задачи:

1. Упражнять в сравнении и различении, правильном произношении звуков в слогах, словах, предложениях.

2. Развивать фонематический слух.

3. Упражнять в звуковом анализе слов, определении позиции звуков в словах.

4. Развивать логическое мышление и внимание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvukovaya_kultura_rechi_differentsiatsiya_zvukov_z_-_s.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с

Задачи:

1. Упражнять в сравнении и различении, правильном произношении звуков в слогах, словах, предложениях.

2. Развивать фонематический слух.

3. Упражнять в звуковом анализе слов, определении позиции звуков в словах.

4. Развивать логическое мышление и внимание.

Материалы: картинки: заяц, собака, сова, сосулька, замок (дверной), зелёный и синий замок, стул, заколка, коза, оса, зеркало, лиса, коляска, зебра.

Ход занятия:

1. Организационный момент. 

- Давайте вспомним известные вам песенки-звуки: з-з-з – песня комара, с-с-с – песня воды (так течет из крана вода).

- Давайте условимся, если вы услышите звук з - прогоняйте комара вот так (делает легкое отмахивающее движение кистью руки), услышите с — умывайтесь, не касаясь ладонями лица (показываю). Не повторяйте за мной звук, а лишь показывайте те или иные движения. (Произношу  то один, то другой звук, прикрыв губы листком бумаги).

2. Игра «Кто самый внимательный?»

- Я буду произносить слова, а вы внимательно слушайте и называйте, какой звук – з или с – слышится в слове:

Слон, зебра, зеленый, синий.

3. Игра «Хлопни или топни».

- Хлопните в ладоши, если услышите звук с, топните ногой, если услышите звук з.

            Сахар, озеро, заря, синичка, золотой, серебряный, солнце, звезда.

  • А теперь выполняют задание только девочки (мальчики контролируют):

Суровый, заяц, снегирь, зима.

  • А сейчас выполняют задание мальчики:

Слева, внизу, озорник, сумка.

4. Загадки.

- Много бед таят леса,

  Волк, медведь там и лиса.

  Наш зверёк живёт в тревоге,

  От беды уносит ноги.

  Ну-ка, быстро отгадай-ка,

  Как зверёк зовётся?   (зайка)

- Жил-был маленький щенок.

  Он подрос, однако,

  И теперь он не щенок –

  Взрослая …  (собака).         (Выставляю картинки: зайца и собаку).

5. Сообщение темы занятия.

- Как вы думаете, с какими звуками мы сегодня будем работать?

Правильно [с - з]. Сегодня на занятии мы будем различать эти звуки, слышать и проговаривать в слогах, словах и предложениях.

- Что для этого надо сделать? (внимательно слушать учителя, своих товарищей и не выкрикивать).

– Ребята произнесите звук [З], а теперь звук [С].

 - Что общего у звуков З-С? – согласные твердые, язык расположен за нижними зубами.

- В чем разница? (З – звонкий,  С – глухой).

- Почувствуем звонкость согласного З,  руку положим на горлышко и произнесем з-з-з. Если чувствуется вибрация, дрожание – это звонкий звук, если дрожания нет – глухой.

([С] – зубы почти сомкнуты и все обнажены в улыбке. Уголки рта оттянуты в сторону. Язык упирается в верхнюю часть нижних зубов. При этом струя воздуха направляется на передние зубы.

[З] – положение губ, зубов и языка такое же, как при звуке (С). Но этот звук – звонкий: складки сомкнуты и вибрируют, т. е. они произносятся с голосом.)

6. Артикуляционная разминка.

- Произнести на одном дыхании.

Вдох – СИ – СА – СО – СУ – СЫ — выдох.

Вдох – ЗИ – ЗА – ЗО – ЗУ – ЗЫ – выдох.

7. Игра «Лишний слог».

- Ребята вы сейчас должны вслед за мной четко проговаривать ряды слогов, и должны определить слог, который не подходит:

Са – са – са – са – за

Со – со – со – со – зо

Су – су – су – су – зу

- Назовите все лишние слоги со звуком З?  (ЗА, ЗО, ЗУ).

Зы –зы –зы – зы – сы

Зи -  зи – зи – зи – си

Зу – зу – зу – зу – су

- Назовите все лишние слоги со звуком С? (СЫ, СИ, СУ).

8. Физкультминутка.

Сам, сам самолет (Два хлопка руки в стороны).

Тут и там самолет (два хлопка руки в стороны).

Летит самолет близко, далеко (руки к груди, в стороны, вперед).

Летит самолёт низко, высоко (руки в стороны, присесть, встать, руки вверх).

9. Игра: “Доскажи словечко”.

- Слушайте внимательно:

+ Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки.

   Мчится, что есть духу хвост короче уха.

   Живо угадай-ка, кто же это? …….(Зайка).

+ В коридоре топот ног,

   Что зовет нас в класс?..........(звонок)

+ Я сижу едва не плача,

   Очень трудная ……..(задача)

+ Крыша в шапке меховой,

   Белый дым над головой.

   Двор в снегу, белы дома,

   Ночью к нам пришла ………..(зима)

+ Просыпаюсь утром рано

   Вместе с солнышком румяным,

   Заправляю сам кроватку,

   Быстро делаю………(зарядку)

+ Вещунья белобока,

   А зовут ее………….(сорока)

- Какое слово лишнее и почему? Правильно “сорока”, так как начинается со звука “с”.

10. Игра « Наоборот» (с мячом).

За - са                         Суп – зуб                    Коса - коза    

Сы - зы                      Лиса - Лиза 

СО – зо                      СУ - зу

Ус – УЗ                      ЗЫ - сы

МОЛОДЦЫ!

11. Игра «Повтори за мной».

Са – са - за

За – са - за

Сы – зы - зы

Сом - зонт – сок

Зайка-сумка-завод

Собака-заноза-соль

Са – са – са – вот летит оса.

За – за – за – у Зои коза.

Ас – ас – ас – Соня с Саней пьют квас.

Су – су – су – в лесу видели осу.

Зу – зу – зу – Зоя гонит козу.

Зы – зы – зы – у Зои новые тазы.

Зу-зу- су- - мы видели лису

Су-зу-су- отвязали мы козу.

12. Игра «Четвертый лишний».

Материал: сова, сосулька, замок, собака

Ребятам предлагается найти лишнюю картинку и объяснить почему.

13.  Физминутка «Раз, два, три».

Раз – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – на место тихо сесть.

14. Игра «Найди свой замок».

Помещаю два замка на доску: зелёный и синий. На крыше синего замка звенят колокольчики. Дети расселяют картинки в замки: если картинка со звуком З – она будет жить в синем замке, со звуком С – в зеленом.

(стул, заколка, коза, оса, зеркало, лиса, коляска, зебра).

15. Итог занятия.

- Какие звуки мы сегодня сравнивали?

– Ребята, вам понравилось занятие?

- Какое задание вам понравилось больше всего?

- Что было самым трудным?

 – Изменилось ли ваше настроение? Какое оно сейчас?

НАСТУПИЛ ПРОЩАНЬЯ СРОК,

  ПРОЗВЕНИТ ВОТ-ВОТ ЗВОНОК,

ГОВОРЮ ВАМ НА ПРОЩАНЬЕ:

  "НЕ СКУЧАЙТЕ, ДО СВИДАНЬЯ!"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие в старшей группе по развитию речи на тему: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] – [р]»

Конспект НОД по развитию речи на тему: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] – [р]»...

Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-с

Звуковая культура речи: дифференциация звуков  з-сЦель: упражнять детей в отчетливом произношении звуков  з-с; учить дифференцировать эти звуки, называть слова, в которых они слышатся, вычле...

Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ (старшая группа) Цель: Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки.

Программное содержание.Образовательные задачи: - Учить различать на слух звуков близких по звучанию и произношению;-Формировать умение дифференцировать звуки ч-щ, слышать и различать в словах, выделят...

Конспект занятия НОД по развитию речи в старшей группе "Звуковая культура речи. Дифференциация звуков (с, (ш) различие на слух и отчётливое произношение сходных по артикуляции и звучанию согласных звуков"

Закреплять правильное произношение звуков (с, (ш); учить дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, определять место звука в слове; упражнять в прои...