«Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте»
картотека по развитию речи (подготовительная группа)

Осовицкая Кристина Андреевна

«Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_starshih_doshkolnikov_k_obucheniyu_gramote.docx23.76 КБ

Предварительный просмотр:

«Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте»

Цель: совершенствовать умения организации работы по подготовки руки к письму с учётом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста.

Направление

работы

Название задания или упражнения

Описание задания

или упражнения

Источник

Развитие руки

«Скакалочка»

(упражнение для большого пальца). 

«Урожай» 

 (упражнение для большого и указательного пальцев)

«Катаем шарики». Формируем правильный захват орудия письма.

Дети сидят на стульях или стоят. Руки опущены. Ладони сжаты в кулаки, большие пальцы вытянуты, ими производят круговые движения сначала в одну сторону, потом в другую. Дети сопровождают словами. Например:

Как у нашей Аллочки

Новая скакалочка.

Вертит быстро Аллочка

Ручки у скакалочки.

Большой и указательный правой руки соединены с одноименными пальцами левой руки. Остальные пальцы на обеих руках согнуты и прижаты к ладоням.

С помощью ненапряженных больших и указательных пальцев дети изображают репку (образуют контур подземной части овоща). Затем, напрягая пальцы, изображают свеклу. При максимальном напряжении пальцев с расслаблением – морковь. Необходимо чередовать напряжение пальцев с расслаблением. («репка» - «свекла» - «морковка» - «свекла» - «репка» и т.д.).

Выполнение движений можно сопровождать словами.

Вырастала репка

Желтая и крепкая.

И свеколка удалась,

Поедим ее мы всласть.

И морковки урожай,

Сладкой, сочной собирай.

При многократном повторении упражнения можно использовать стишок, позволяющий педагогу контролировать количество выполненных движений.

Эй, ребята, не зевай!

Собираем урожай!

С этой грядки – репку,

С этой грядки – свеклу,

Здесь возьмем морковку.

Положили? И опять

Начинаем собирать.

Здесь возьмем морковку,

За морковкой – свеклу,

А теперь – и репку,

Что сидит так крепко.

Положили? И опять

Начинаем собирать.

Хоть и пальчики устали,

Урожай мы весь собрали.

Упражнение можно повторять несколько раз.

Упражнение проводиться с детьми средней группы с использование шарика, диаметр которого 15 мм (в течение 30 сек.); со старшими дошкольниками – с шариком (горошиной), диаметр которого 1- мм (в течение 1 мин.).

Ребенок катает шарик (горошину) тремя пальцами (щепотью). Работа начинается в медленном темпе, который по мере совершенствования навыка убыстряется.

Упражнение можно сопровождать словами. Например:

Маленькие пальчики любят поиграть,

Гладкую горошину любят покатать.

И катают, и катают, и не устают.

Веселятся пальчики и весело поют:

- Катись, катись горошинка!

(Последняя строка произносится несколько раз в течение времени, которое необходимо для выполнения движения в соответствии с возрастной нормой.)

Все! Устали пальчики. Пора им отдыхать.

Кладем свои горошины. Не будем их катать.

Н. А. Федосовой «Преемственность. Подготовка детей к школе»

Подготовка к технике

письма

«Разложи картинки». Для уточнения пространственных взаимоотношений относительно другого предмета

 

«Зеркало». Ориентировка по отношению к человеку

 «Определи расположение деталей на одежде». выяснения представлений ребенка о пространственных взаимоотношениях

 На доску прикрепляются изображения любого дерева, куста (можно нарисовать). Каждому ребенку дают картинку и просят выполнить задание: «Аня (Петя, Катя и т.д.) выйди  доске и прикрепи свою картинку справа (слева) от дерева (куста)».

Детям дают в правую руку флажок (ленту, кубик) и спрашивают: «В какой руке у вас флажок?» Дети должны ответить: «В правой». Затем просят построиться в две шеренги  лицом друг к другу, не перекладывая флажок в другую руку. После построения просят поднять флажок над головой и обратить внимание на то, в какой руке флажки у детей из шеренги напротив. Потом детям предлагают выполнить перестроение так, чтобы шеренги встали рядом одна с другой, и опять акцентируют внимание детей на положение флажков.

Педагог вывешивает перед детьми один из предметов одежды (куртку, рубашку, брюки и т.д.) и предлагает определить (показать), где правый и левый рукав, правый и левый карман и т.п. Предмет предъявляет «лицом» и «спиной».

Аналитико - синтетическая деятельность

«Анализ образа букв» Эта работа включает в себя умения ребенка определять количество элементов в букве, давать их характеристику, объяснять пространственное расположение.

«Синтез образа букв» Ребенок создает образ буквы из необходимых элементов.

«Дифференциация образа букв»Закрепление образа букв

«Подбери такую же»

Например, в печатной букве А три элемента – две длинные палочки и одна короткая.

  1. Воспитатель показывает вырезанную из бумаги букву Н. спрашивает: «Сколько элементов в букве?» (три) Какие элементы? (Палочки.) все ли палочки одинаковые? (Нет. Две палочки длинные, одна короткая.)
  2. Воспитатель предлагает детям убедиться в правильности своих наблюдений. Раздает по одной букве Н. Ребенок ножницами разрезает букву на составляющие элементы и выкладывает их на столе. Воспитатель снова спрашивает детей, сколько и какие элементы они получили.
  3. Воспитатель предлагает собрать из вырезанных элементов букву Н.
  4. Если дети уже познакомились с несколькими буквами, можно предлагать задания на дифференциацию образа букв. Например: «Сложи из получившихся элементов букву…». (В данном случае можно выложить буквы А, П,)

В центре листа изображена печатная буква (строчная и прописная). Вокруг в виде хоровода расположена та же буква, но по-разному изображенная (рис.15). Дети рассматривают буквы и делают вывод: независимо от вида изображения буква всегда обозначает один и тот же звук (одни и те же звуки -  в случае йотированных букв).

Формирование элементарных графических умений

«Дорисуй забор» Формирование графических навыков

«Пчелы» Формирование графических навыков

   «Дорожка» Формирование графических навыков

Нарисуй такой же заборчик, как здесь показано, чтобы оградить котенка от злой собаки» (для убедительности картинки можно предложить детям жалобно помяукать, как маленький котенок, или грозно полаять, как большая собака).

Как называется домик пчелы?

Нарисуй, как пчела летит с цветка на цветок.

Задача ребёнка - точными линями   соединить между собой домики(животных, растения и т.п.)     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте

конспект итогового занятия по обучению грамоте...

Подготовка старших дошкольников в обучению грамоте

Подготовка старших дошкольников в обучению грамоте...

Карты звукового анализа слов к программе О. М. Ельцовой "Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте" 1-год обучения старшая группа

Карты звукового анализа слов к программе О. М. Ельцовой  "Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте" 1-год обучения старшая группа...

Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения

Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой  «Подготовка   старших дошкольников к обучению грамоте»  1-год ...

Конспекты НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения

Конспекты НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой  «Подготовка   старших дошкольников к обучению грамоте»  1-год обучения...

Карты звукового анализа слов к программе О. М. Ельцовой "Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте" 2-год обучения подготовительная группа

Карты звукового анализа слов к программе О. М. Ельцовой "Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте" 2-год обучения подготовительная группа...

«Методическая и дидактическая подготовка воспитателя ДОУ в области подготовки старших дошкольников к обучению грамоте»

Таблица содержит описание игровых заданий и упражнений по четырём основным направлениям: развитие руки, подготовка к технике письма, аналитико-синтетическая деятельность, формирование элементарных гра...