Авторская программа "Логоритмика для малышей"
материал (младшая группа)

Захарова Татьяна Владимировна

Авторская программа "Логоритмика для малышей" предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста по развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoritmika_4gr.docx29.72 КБ

Предварительный просмотр:

План работы кружка по курсу «Логоритмика для малышей»

Цель:

 Развивать речь детей младшего дошкольного возраста с помощью музыкально-логоритмических игр.

Задачи:

 1.Активизироать речь детей с помощью словесно-двигательных игр.

2.Формировать умение детей чётко выполнять движения во взаимосвязи с речью.                                                                                                                                          3. Развивать у детей коммуникативные навыки, использовать  логоритмические игры в повседневной жизни.                                                                                                   4. Развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание, память.

                                   

                                               Пояснительная записка

          Одной из главных способностей человека является движение, не просто движение, а в определённом ритме. Двигательный ритм помогает узнавать окружающий мир, развивает координацию движений, конечно же влияет на развитие речи подрастающего поколения.

      Умение чувствовать ритм помогает детям дошкольного возраста легче запомнить текст стихотворения, понимать его смысл, соотносить свои движения с текстом произведения.

        Начиная с самого младшего возраста, дети знакомятся с первыми играми с использованием логоритмики.  Малыши охотно танцуют под музыку, выполняют движения согласно тексту, играют с взрослым пальчиковые игры пытаясь проговаривать слова, радуются своим первым успехам.

     В настоящее время современная семья живёт в мире электронной техники: телевизор, телефон, приставка, компьютер-вот что окружает маленького ребёнка. Это с одной стороны хорошо: развивается усидчивость, внимание, ребёнок быстро запоминает слова и движения песенки или стихотворения. С другой стороны-долгое сидение перед телевизором или телефоном разрушает детскую психику, вызывает переутомление, отрицательно влияет на здоровье.

    К сожалению, многие   современные родители разрешают своим детям много времени проводить с телефоном, планшетом, у телевизора или компьютера, чем лишают ребят живого общения. Таким малышам труднее общаться со сверстниками и взрослыми, сложно запомнить текст игры или стихотворения. Чем старше становится ребёнок, тем больше появляется проблем с речью.

      Я работаю с детьми второй младшей группы, возраст 3-4 года. Это возраст, когда малыши начинают активно запоминать за взрослым тексты сказок, стихотворений, игр, стараются их воспроизвести. Это возраст, когда воспитанники с интересом учатся соотносить движения согласно тексту. К сожалению, у многих детей речь невнятна, словарный запас маленький, дети не умеют обратиться с просьбой, ответить на простой вопрос.

      Чтобы научить детей соотносить свои движения текстом, обогатить словарный запас, я составила план работы кружка «Логоритмика для малышей».

                                               

                                            Актуальность программы:

Логоритмика имеет важное значение на развитие всестороннего развития личности. Логоритмические упражнения оказывают воздействие на развитие психических функций, речи, общей и мелкой моторики, чувство темпа и ритма. Чем раньше мы научим детей чувствовать ритм, соотносить свои движения согласно тексту произведения, проговаривать слова текста, тем легче дети в дальнейшем будут запоминать более сложные произведения, научатся общаться со сверстниками и взрослыми.

                                        Программа кружка включает:

-Пальчиковые игры;                                                                                                                            -Речевые игры;                                                                                                                                         -Хороводные игры;                                                                                                                                     - Музыкально-двигательные игры;                                                                                                     -Упражнения на развитие мелкой и крупной моторики;                                                           -Песни, потешки, стихи, сопровождаемые движениями;                                                          -Дидактические игры;                                                                                                                                                -Подвижные игры;                                                                                                                                                                -Дыхательные упражнения;                                                                                     - Массаж.

Курс кружка рассчитан на 1 раз в неделю по 15 минут. Для отслеживания результатов   в середине и конце учебного года будет проводиться диагностика.

                   

                 

Перспективный план по курсу «Логоритмика для малышей»

  №

   Дата

     Тема, задачи

               Приёмы

Примечание

1.

«Моя семья»

Учить детей называть   членов семьи. Формировать умение соотносить движение пальцев рук с текстом игры, проговаривать чётко слова.

-Пальчиковая игра под музыку «Моя семья»;

-Потешка «Кто у нас хороший»;

-Музыкальная игра «У тебя, у меня».

(Картотека игр для детей младшего дошкольного возраста)

2.

«Детский сад»  

Формировать умение детей ходить по кругу, выполнять движения   согласно тексту, поговаривать слова, развивать координацию движения. Помочь запомнить название пальцев рук.

-Хороводная игра «В садик мы ходили»;

-Пальчиковая игра «Детский сад» ;                 –Подвижная игра «Весёлые ребята».

(Картотека игр для детей младшего дошкольного возраста)

3.

«Прогулка в осенний лес»»

Учить детей повторять и запоминать текст стихотворения, формировать умение выполнять дыхательную гимнастику, легко двигаться под музыку.

-Динамическое упражнение «В лесу»;

-  Дыхательное упражнение «Ветер и листья»;

-Песня-танец «Золотые листики». (М.Ю. Картушина «Логоритмические занятия в детском саду») стр.3-4

Чистоговорка «Листопад» (Агеева И.Д. «500 стишков для зарядки язычков») стр.23

4.

«Осенняя ярмарка»

Учить детей чётко проговаривать слова упражнения, действовать по сигналу, развивать умение выполнять упражнения пальчиками, четко произносить глаголы, помочь запомнить обобщающее слово-овощи.

-Динамическое упражнение «Овощи»;

-Русская народная игра «Огуречик »;

-Пальчиковая игра «Капуста».

(Ю.М. Картушина «Логоритмические занятия в детском саду») стр.18-19

Чистоговорка «Скорей собирай…» (Агеева И.Д. «500 стишков для зарядки язычков») стр.31

5.

«В гости к ёжику»

Развивать умение детей выполнять массаж   лица, проговаривать действия. Формировать умение детей играть в коллективные игры

-Массаж лица «Ёжик»; (чистоговорка )

-Речевая игра «Ёжик»;

-Подвижная игра «Догонялки».  

(М.Ю. Картушина «Логоритмические занятия в детском саду») стр.5-6

Динамическая игра «За грибами в лес пойдём»

6.

«Кто где живёт?»

Формировать умение детей называть дом животных и птиц. Развивать знания об окружающем мире, мелкую моторику, связную речь.

-Динамическое упражнение «Важный пёс » ;                                                       -Дыхательное упражнение «Дятел» ;-Массаж «Сорока»;           -Подвижная игра «Цыплята, курица и кот»(М.Ю. Картушина «Логоритмические занятия в детском саду»)стр.89-92

7.

«Весёлые музыканты»

Учить детей согласовывать движения и слова с ритмом музыки. Формировать умение мимикой показывать эмоции, чётко произносить слова в тексте игры.

-Мимическое упражнение «Злой волшебник»;                  -Динамическое упражнение «Весёлые музыканты»;                    -Пальчиковая игра «По клавишам стучим»;      -Ритмическая игра «В бубен»(М.Ю. Картушина «Логоритмические занятия в детском саду»)стр.86-88

8.

«До свидания птицы»

Формировать знания детей о перелётных птицах. Помочь запомнить их названия. Развивать умение составлять короткий рассказ по иллюстрации, соотносить слова и действия под музыку.

-Двигательное упражнение «Перелётные птицы» ;                                          -Пальчиковая игра «Птичка»;

-Музыкальная игра «Маленькая птичка прилетела к нам».

(М.Ю. Картушина «Логоритмика для малышей. Сценарии занятий с детьми 3-4лет») стр.44-45

9.

«Кем быть?»

Формировать знания детей о профессиях. Развивать умение составлять не большой рассказ по иллюстрациям. Расширять интерес к ритмическим играм.

-Динамическое упражнение «Профессии » ;                        -Игра на внимание  «Почтальон»;                           - Ритмический танец «Большая стирка» (М.Ю. Картушина «Логоритмические занятия в детском саду»)стр.66-68

10.

«Новоселье»

Учить детей ходить и проговаривать слова в разном темпе. Расширять знания о инструментах. Развивать внимание, интерес к играм, двигательные умения.

-Массаж рук            «Строим дом»;                                    -Динамическое упражнение «Гости»;-Игра на внимание «Замри».(М.Ю. Картушина «Логоритмические занятия в детском саду»)стр.43-45

11.

«Холодно»

Формировать знания детей о изменениях в природе поздней   осени. Развивать      умения отвечать на вопросы. Продолжать учить                       детей выполнять движения согласно тексту.

-Ритмическое упражнение «Снежинки»; -Пальчиковая игра-массаж «Пальчик-мальчик»;                              -Потешка «Валенки-валенки».

(М.Ю. Картушина «Логоритмика          для малышей. Сценарии занятий с детьми 3-4лет») стр.46-48

12.

«Кошка и котята»

Продолжать учить детей различать большой и маленький предметы, согласовывать движения и слова по тексту произведения. Развивать умение играть в пальчиковые игры.

-Пальчиковая игра «Расскажу про кошку»;                           -Массаж тела «Заболела  кисонька»;     -  Музыкально-дидактическая игра «Кошка и котёнок» ;            -Танец «Котятки»  .(М.Ю. Картушина «Логоритмика  для малышей. Сценарии занятий с детьми 3-4 лет») стр.73-75  

13.

«Зима в лесу»

Формировать знания детей о жизни диких животных зимой. Помочь детям запомнить и уметь   различать на иллюстрации следы животных. Познакомить с ритмическим рисунком.

-Ритмическая игра «Следы зверей» ;                         -Дыхательная гимнастика «Волки»;  -Подвижная игра «Догонялки».                             (М. Ю. Картушина «Логоритмика   для малышей. Сценарии занятий с детьми 3-4лет») стр.50-52

14.

«На прогулку»

Упражнять детей последовательно одеваться, проговаривая свои действия. Формировать умение согласовывать движение словами. Развивать выразительность речи.

-Массаж пальцев рук «Варежка»;                     -Музыкальная игра «Мы погреемся немножко»;                                -Хороводная игра «Снежок».

(Картотека игр для детей дошкольного возраста)

15.

«Украшаем ёлочку»

Формировать умение детей внимательно слушать и повторять громко и тихо. Развивать умение составлять небольшой рассказ о ёлочке. Продолжать учить детей чётко выполнять движение танца.

-Музыкальная дидактическая игра «Колокольчики»;               -Аппликация «Бусы повесили»;  

-Танец с фонариками.          (М.Ю. Картушина «Логоритмика   для малышей. Сценарии занятий с детьми 3-4лет» ) стр.57-59

16.

«Дед Мороз спешит на праздник»

Формировать знания детей о новогоднем празднике.  Продолжать учить детей различать большой и маленькие предметы. Помочь детям запомнить                 русскую народную   закличку.

-Новогодний хоровод -Ритмическая игра «Снежинки и дед Мороз»;                                    -Закличка «Морозушка  -мороз».

(М.Ю. Картушина «Логоритмика   для малышей. Сценарии занятий с детьми 3-4лет») стр. 53-56

17.

«Новогодний праздник в лесу»

Расширять знания детей о жизни диких животных, их повадках, питании. Развивать умение выразительно произносить текст игры, мелкую моторику.

-Пальчиковая игра «Наряжаем ёлку» ;       -Русская народная песня «Зайка»;                     -Двигательное упражнение «Лесные гости».

(М.Ю. Картушина                   «Логоритмика  для малышей Сценарии  занятий с детьми 3-4 лет»)стр.63-66

18.

«Снеговик»

Познакомить детей с зимними забавами. Развивать умение составлять связный рассказ по иллюстрации, чувство ритма. Продолжать учить детей выполнять массаж рук, проговаривая действия.

-Массаж «Снеговик» ;  -Двигательное упражнение «Попляши»;                        -Игра на развитие чувство ритма «Снеговики и снежинки».

(М.Ю. Картушина «Логоритмика   для малышей. Сценарии занятий с детьми 3-4лет») стр.71-73

19.

«Рукавичка»

Учить детей использовать   в игре схемы, предметы-заменители. Развивать умение отбивать ритм, чётко и выразительно проговаривать слова произведения.

-Потешка  «Рукавичка»;                                 -Ритмическая игра «Два зайчика»;                                     -Подвижная игра «Зайцы и волк».(М.Ю. Картушина «Логоритмика для малышей .Сценарии занятий с детьми 3-4 лет»)стр.68 -70

20.

«У бабушки в гостях»

Продолжать учить детей знакомить с домашними животными, их повадками. Развивать умение отбивать ритм, умение слушать друг друга, развивать мелкую моторику, выразительность речи.

-Пальчиковая игра «Бабушка и внуки»;

-Ритмическое упражнение «Ладушки-ладошки»; -Русская народная игра «Щенок Митрошка»;                            -Ритмическая игра «Оркестр»(М.Ю. Картушина «Логоритмика для малышей. Сценарии занятий с детьми 3-4 лет») стр.80-83

21.

«Магазин игрушек»

Учить детей чётко проговаривать звуки, слоги. Развивать умение выполнять артикуляционную гимнастику. Формировать интерес к двигательным играм.

-Динамическое упражнение «Игрушки» ;                                    -Массаж «Обезьянка Чи-чи-чи» ;                         -Артикуляционная гимнастика «Варенье».(М.Ю. Картушина «Логоритмические занятия в детском саду»)стр.28-31

22.

«Армейская карусель»

Формировать представление о празднике День защитника Отечества. Развивать умение четко проговаривать звуки, слоги, фразы. Активизировать словарь детей.

-Песня «Мы-солдаты»;                            -Логопедическое упражнение «Мишень»;                               -Дыхательное упражнение «Гудок»; -Пальчиковая игра «Капитан»(М.Ю. Картушина «Логоритмика  для малышей. Сценарии занятий с детьми 3-4 лет») стр.89-93

23.

«Путешествие в зимний лес»

Формировать знания детей о времени года-зима. Развивать внимание, наблюдательность, умение отвечать на вопросы полным предложением.

-Пальчиковая игра «Горка» ;                              -Динамическое упражнение «Прогулка»;                       -Хороводная игра «Ровным кругом»;        -Дыхательное упражнение «Ветер».

(картотека игр для детей младшего дошкольного возраста)

24.

«Новая столовая»

Формировать знания детей о зимующих и перелётных птицах. Помочь   запомнить названия птиц, называть сходство и различие. Развивать память, внимание, выразительность речи.

-Ритмическая игра «Письмо на снегу»;

-Музыкально-ритмическая игра «Строители»;

-Динамическая игра «Скворушки»;

-Массаж пальцев «Воробьи» (М.Ю. Картушина» Логоритика для малышей. Сценарии занятий для детей 3-4 лет») стр.98-100

25.

«В гости к нам пришли матрёшки»

Формировать умение детей играть в музыкально-ритмические игры, согласовывать слова сдвижение игры.

-Хороводная игра «Карусели»;

-Музыкально-ритмическая игра «Бубен» ;                                  -Народная игра «Матрёшки и мыши».(М.Ю. Картушина «Логоритмика  для малышей. Сценарии занятий для детей 3-4 лет») стр.101-105

26.

«Мамочка, любимая моя»

Познакомить   детей с праздником 8 Марта, формировать умение рассказать о своей маме. Развивать связную речь, умение отвечать на вопросы.

-Стихотворение «Мамочка моя»;

-Ритмическое упражнение «Букет для мамочки»;

-Песня «Пирожки».

(Картотека игр для детей младшего дошкольного возраста)

27.

«Как цыплята солнце будили»

Формировать умение детей произносить текст игры громко и тихо.  Помочь вспомнить знакомую сказку. Развивать умение отвечать на вопросы по содержанию знакомого произведения.

-Упражнение «Чувство ритма» ;                                   -Пальчиковый массаж «Сорока»;                               -Двигательное упражнение «Зайчик»;                        -Музыкально-дидактическая игра «Громкие и тихие звоночки»;                              -Закличка «Солнышко». (М.Ю.Картушина «Логоритмика   для малышей. Сценарии занятий для малышей 3-4 лет») стр.94-97

28.

«Весеннее солнышко»

Формировать знание детей о времени года –весна, называть признаки весны. Развивать двигательную активность, произносить слова произведений чётко, соотносить их с движениями.

-Динамическое упражнение «Солнышко»;                       -Двигательное      упражнение «Солнечные зайчики»;                           -Ритмическая игра «Сосульки»;                          -Игра  на  развитие мимики «Солнышко»; -Песня «Весна прошла» (М.Ю. Картушина «Логоритмика для малышей. Сценарии занятий для детей 3-4 лет») стр.107-108

29.

«Весенняя капель»

Упражнять детей отстукивать ритм знакомых произведений, используя музыкальные   инструменты. Помочь запомнить закличку «Солнышко»

-Дидактическое упражнение «Потягушки»;

-Закличка «Солнышко» ;                                -Ритмическая игра «Капель»;                            -Подвижная игра «Я бегу-бегу».(М.Ю. Картушина «Логоритмика для малышей. Сценарии занятий для детей 3-4 лет») стр.110-113

30.

 «Будем космонавтами»

Развивать у детей знание про космос. Формировать   умение   составлять по иллюстрации короткий рассказ, чётко произносить звуки, соотносить слова с движениями по тексту стихотворения.

-Дидактическое упражнение «Строим звездолёт» ;                          -Ритмическое упражнение «Космонавты»;                             -Игра на звукоподражание «Радиоволна».(М.Ю. Картушина                               «Логоритмика  для малышей. Сценарии занятий для детей 3-4лет») стр.101-103

31.

 «Прилетайте птицы»

Формировать знания детей о перелётных птицах, их особенностях. Помочь детям запомнить название перелётных птиц, самостоятельно рассказывать знакомый текст произведения.

-Музыкально-дидактическая игра «Колокольчик» ;            -Динамическая игра «Скворушка»;                -Пальчиковая игра «Ладушки».( (М.Ю. Картушина                               «Логоритмика  для малышей. Сценарии занятий для детей 3-4лет») стр.114-116

32.

«Весенний ручеёк»

Продолжать учить детей выполнять движения под музыку, проговаривая слова текста. Упражнять в умении ходить по кругу.

- Песня «Капель» ;         -Подвижная игра «Ёжик и мыши»;           -Музыкально-дидактическая игра «Лесная прогулка»;      -Ритмическая игра «Белочка»;                       -Хороводная игр «Вышел Миша нас лужок».( (М.Ю. Картушина                               «Логоритмика  для малышей. Сценарии занятий для детей 3-4лет») стр.116-119

33.

«Кораблик»

Формировать умение рассказывать знакомую сказку, пользоваться схемой, предметами -заместителями. Развивать умение инсценировать сказку.

-Весенний танец ;           -Упражнение «Цыплята»;                             -Ритмическая игра  «Лягушки»;                        -Дыхательное упражнение «Ветер» . ( (М.Ю. Картушина                               «Логоритмика  для малышей. Сценарии занятий для детей 3-4лет»)стр.121-124

34.

«Птицы»

Формировать умение детей различать группы птиц: перелётные, домашние. Продолжать учить находить сходства и различие между птицами, развивать внимание, память.

-Динамическое упражнение «В деревне» ;                                     -Массаж «Петушок»;             -Пальчиковая игра «Кря-кря»;                           -Скороговорка «Кукушонок и капюшон»;                                         -Подвижная игра «Воробьи и кот»(М.Ю .Картушина «Логоритмические занятия в детском саду» стр.104-108

35.

«Муха-Цокотуха»

Формировать интерес детей к знакомой сказке, умение называть героев сказки, пересказывать небольшой отрывок. Развивать связную речь.

-Динамическое упражнение «Муха –Цокотуха»;                              -Мимическая                            

гимнастика «Облака»; -Массаж лица «Бурундук»;                             -Логопедическая гимнастика;                                     -Подвижная игра «Спрячься от паука»

«(М.Ю. Картушина «Логоритмические занятия в детском саду») стр.120-123

36.

«На лесном перекрёстке»

Формировать умения детей запоминать значение сигнала светофора с помощью словесно-музыкальных игр, соотносить слова с движениями произведений.

-Чистоговорка;                     -Логопедическая гимнастика;          Фонопедические упражнения «Машина»;                               -Подвижная игра «Самокат»;                           -Подвижная игра «Светофор»;                                -Ритмическое упражнение «Автомобиль» (М.Ю. Картушина «Логоритмические занятия в детском саду»)стр.97-100

Уровень усвоения программы «Логоритмика для малышей»

Высокий: Ребёнок чётко произносит звуки, отвечает на заданный вопрос небольшим предложением. Умеет самостоятельно рассказывать знакомое произведение, соотносит слова текста с движениями под музыкальное сопровождение и без него.

Средний: Ребёнок произносит звуки, с помощью воспитателя отвечает на вопрос   небольшим предложением. С помощью воспитателя рассказывает знакомое произведение, соотносит слова текста с движениями                                      под музыкальное сопровождение и без него.

Низкий: Ребёнок невнятно произносит звуки, на заданный вопрос не отвечает даже с помощью воспитателя. Даже с помощью воспитателя не может рассказать знакомое произведение, не соотносит слова текста с движениями под музыкальное сопровождение и без него.

Материал:

М.Ю. Картушина «Логоритмические занятия в детском саду»;

М.Ю. Картушина «Логоритмика для малышей. Сценарии занятий для детей3-4 лет»;

И.Д. Агеева «500 стишков для зарядки язычков»;

Картотека игр «Пальчиковые игры для детей 3-4летлет»;

Картотека «Речевые игры для младших дошкольников»;

Картотека «Хороводные игры для детей»

         

         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка - Авторская сказка "Путешествие Колобка" (ПДД для малышей).

Авторская сказка по ознакомлению малышей с правилами дорожного движения....

Авторская экологическая сказка для детей 5-7 лет "Как малыш Гибискус превратился в прекрасную Некапризную Розу"

Авторская экологическая сказка написанная в соавторстве с детьми 5-7 лет имеющими нарушения речи, активно работающими над проблемой развития речи. Сказка -итоговый продукт комплекса мероприятий (изуче...

Авторская программа «ЗДОРОВЫЙ МАЛЫШ»

На современном этапе развития общества актуальность проблемы физического и психического здоровья детей не вызывает сомнения. В последние годы становится все больше детей с нарушениями психоэмоци...

Авторская программа Богатовой Т. В. по музыкально - ритмическому воспитанию "Потанцуй со мной малыш!" для детей младшего дошкольного возраста

Авторская программа  Богатовой Т. В.  по музыкально - ритмическому воспитанию "Потанцуй со мной малыш!" для детей младшего дошкольного возраста...

Авторская образовательная программа в ОО "Социально-комуникативное развитие" здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста"Будь здоров, малыш!"

Пояснительная записка к блоку «Формирование здорового образа жизни у дошкольников»Составитель: воспитатель Ковалёва Татьяна Александровна. Программа направлена на воспитание основ кул...

Авторская программа "Здоровый малыш"

                  Программа разработана в силу особой актуальности проблемы сохранения здоровья взрослых и детей. Отражает эффективные подходы к ком...

Авторская Сказка для малышей по ПДД «Как Зайка за конфетами в магазин ходил»

Сказка для малышей по ПДД«Как Зайка за конфетами в магазин ходил» Жили-были у маленького мальчика Вани игрушки: машины, паровозики, самолётики, собачки, зайчики и пупсики. Ваня очень ...