Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doczvukovaya_kultura_rechi.docx22.23 КБ

Предварительный просмотр:

 Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте

Цель: Совершенствовать слуховое внимание и восприятие детей. Учить определять количество и порядок слов в предложении.

Начало НОД.

Всем, всем - добрый день! 
Прочь с дороги, злая лень! 
Не мешай учиться, 
Не мешай трудиться.

  • Далее по занятию смотри содержание.

1.Педагог обращает внимание детей на то, что лежит у них на столах и уточняет у детей, что за предметы лежат перед ними и для чего они нужны на занятии по развитию речи (карточки из математических наборов, мелкие предметы, листы бумаги, карандаши).

Воспитатель следит за правильностью употребления детьми сложноподчиненных предложений.

Воспитатель:

Ребята, очень скоро каждый из вас пойдёт в школу, но чтобы быть умными и хорошо учится, вы прежде должны уметь правильно говорить, составлять интересные предложения. Это нужно для того, чтобы люди, с которыми вы будете общаться, вас хорошо понимали. Ведь с грамотным человеком приятно поговорить, не правда ли?

- И сегодня, мы с вами будем играть в разные интересные игры.

2.Работа со звуком Ц

Для наглядности выставишь букву Ц

Игра: «Послушай и узнай звук»

Воспитатель: вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите в слове звук ц, а если его там не будет, вы кладёте руки на коленки.

Слова: цапля, журавль, оцарапал, поранил, расцвел, завял, певец, танцовщица, балерина, поцелуй.

( между произносимыми словами д.б. одинаковый интервал)

Воспитатель: хорошо, ребята, многие правильно выполняли задание, но я вижу, что некоторые из вас ждут ответа товарищей. Этот ответ может быть неправильным. Вы должны внимательно слушать и самостоятельно выполнять упражнение.

3.Упражнение «Сосчитай звуки».

Воспитатель: ребята, сейчас я вам прочту отрывок из стихотворения

Г. Лагдзынь «Расскажи», а вы послушайте его и сосчитайте слова со звуком «р».

Отрывок из стихотворения Г. Лагдзынь «Расскажи».

Ты куда летишь, сорока?

Расскажи!

Нам дорогу в лес дремучий,

Покажи!

- Хорошо, молодцы, многие из вас внимательно слушали и считали звуки, а некоторым нужно ещё потренироваться.

Физминутка

*        * *

 А)Буратино по утрам делает зарядку:

Раз - подпрыгнет,

Два - присядет

И пойдет на пятках (движения по тексту).

Можно голосом выделить Р и спросить , какой звук  был выделен голосом.

Б) Скоро в школу.
Ты давай-ка, не ленись!
Руки вверх и руки вниз.
Ты давай-ка, не ленись!
Взмахи делай чётче, резче,
Тренируй получше плечи. (Обе прямые руки подняты вверх, рывком опустить руки и завести за спину, потом рывком поднять — вверх-назад.)
Корпус вправо, корпус влево —
Надо спинку нам размять.
Повороты будем делать
И руками помогать. (Повороты корпуса в стороны.)
На одной ноге стою,
А другую подогну.
И теперь попеременно
Буду поднимать колени. (По очереди поднимать согнутые в коленях ноги как можно выше.)
Отдохнули, посвежели
И на место снова сели. (Дети садятся.)

4.Работа с загадкой

(для наглядности используй букву Ч)

Золотое яблочко
По небу катается,
С утра улыбается.
А улыбки – лучи
Очень горячи.
(Солнышко)

По карточкам.

В начале слова

В середине

В конце

Воспитатель предлагает дошкольникам определить, сколько в тексте загадки слов со звуком ч. Затем читает загадку еще раз, медленно и четко произнося слова, а дети считают слова со звуком ч.

Педагог просит детей, используя карточку - таблицу, определить место звука ч в словах: чашка, очечник, обруч. Дети, используя фишки или мелкие предметы, отмечают позицию звука ч в словах.

(После выполнения каждого задания ребенок убирает фишку (фишки).)

5.Работа со словами на Ча с использованием словаря.

Воспитатель:

Слово чашка начинается на ча. Сколько звуков вы слышите?

Назовите эти два звука. Два звука – это уже слог, то есть часть слова. Постарайтесь вспомнить слова, начинающиеся на слог ча-. (Чай, чайник, часы, чашки.) Таких слов довольно много.

Воспитатель открывает словарь и читает слова, начинающиеся на слог ча-,например: чайка, чародей, чардаш, ча-ча-ча, частушка, частокол. Интересуется, что такое чардаш, ча-ча-ча, частокол.

/Чардаш и ча-ча-ча – это названия танцев!/

6.Работа с книгой

Педагог спрашивает у детей, что такое предложение. (Это несколько слов, связанных друг с другом.)

Воспитатель:

«У замечательного русского поэта Алексея Плещеева есть стихотворение „Внучка“. Оно начинается так: „Бабушка, ты тоже маленькой была…“

Можете ли вы сосчитать слова в этом предложении?

В нем четыре или пять слов?

Давайте считать.

Бабушка – раз,

ты – два…

А теперь произнесите слова в строгом следовании их друг за другом».

Педагог указывает на ребенка. Он произносит слово, а все дети – его номер.

Ребенок. Бабушка.

Дети. Раз. (Один.)

Ребенок. Ты.

Дети. Два.

И так далее.

Если кто-то поспешил, пропустил слово, все начинается сначала.

Педагог говорит детям, что в книгах в конце предложения ставится точка: «Когда будете рассматривать книжки, обратите внимание на точки. Вы увидите, что бывают длинные и очень длинные предложения, а бывают предложения короткие и очень короткие. Если обнаружите что-то

интересное, поделитесь со мной своими наблюдениями».

7.Завершая занятие, воспитатель спрашивает у детей, чему они сегодня учились?

(Учились слышать слова, объяснять их смысл, готовились к школе.)

Если останется время, можно прочитать детям стихотворение А. Плещеева «Внучка» .

Это стихотворение можно также прочитать на прогулке или перед выходом на прогулку).

Бабушка, ты тоже

Маленькой была?

И любила бегать,

И цветы рвала?

И играла в куклы

Ты, бабуся, да?

Цвет волос какой был

У тебя тогда?

Значит, буду также

Бабушкой и я, —

Разве оставаться

Маленькой нельзя?

Очень бабушку мою —

Маму мамину – люблю.

У нее морщинок много,

А на лбу седая прядь,

Так и хочется потрогать,

А потом поцеловать.

Может быть, и я такою

Буду старенькой, седою,

Будут у меня внучатки,

И тогда, надев очки,

Одному свяжу перчатки,

А другому – башмачки.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по развитию речи для старших воспитателей в старше-подготовительной группе, на тему: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»

Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте. По материалу В.В.Гербова «Развитие речи в подготовительной группе десткого сада»Цель. Совершенствовать слуховое внимание и восприятие...

Конспект НОД в подготовительной группы на тему: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте».

Данное занятие проводится с детьми подготовительной группы по теме «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте». Проводя с детьми данное занятие, мы обучаем навыкам четкого прои...

Конспект НОД «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»

Цель: совершенствовать звукопроизношение, слуховое внимание и восприятие детей.Задачи:Обучающие:1. Обучать навыкам четкого произношения звуков (у), (ц) и (р), делить звуки на гласные и согласные2...

Конспект НОД для детей подготовительной группы по образовательной области «Речевое развитие» Тема «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте».

Конспект НОДдля детей подготовительной группы по образовательной области «Речевое развитие» Тема: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»....

Конспект ООД по развитию речи "Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте".

Совершенствовать слуховое внимание и восприятие детей....

Занятие по развитию речи "Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте"

Занятие по развитию речи Задачи: Совершенствовать слуховое понимание и восприятие детей. Учить определять порядок и количество слов в предложении...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте».

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»....