Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством организации дидактических игр.
учебно-методическое пособие по развитию речи

Сулайманова Назира Арстанбековна

Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности; совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук, детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_razvitie_motoriki.docx18.99 КБ
Файл pokormi_druga.docx611.15 КБ
Файл schetnye_palochki.docx699.67 КБ
Файл kosichki.docx667.49 КБ
Файл shchetochki.docx725.16 КБ
Файл prishchepki.docx669.17 КБ
Файл busy.docx650.81 КБ
Файл basseyn.docx612.95 КБ
Файл motalochki.docx649.42 КБ
Файл kosmos.docx535.76 КБ
Файл tsyplyatki.docx472.28 КБ
Файл stanok.docx424.78 КБ
Файл podarok.docx515.77 КБ
Файл pismo.docx518.71 КБ
Файл rabota_s_plastilinom.docx505.62 КБ
Файл rabota_s_plastilinom_2.docx523.09 КБ
Файл nozhnitsy.docx413.57 КБ
Файл kist.docx558.38 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством организации дидактических игр»

  Что же такое мелкая моторика?

  Мелкая моторика – способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому развиваю мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность.

Актуальность

        На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

         Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

         И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Я использую разнообразные игры для развития мелкой моторики рук, среди которых ведущее место занимают двигательные упражнения с нетрадиционным использованием различных предметов:

Массажных мячиков;   Прищепок;  Счетных палочек;  Зубных щеток;

Шестигранных карандашей;  Крупных бус;  Фасолинок;  Клубочки.

Хочу представить разные дидактические игры, многим знакомые, но они мне помогают эффективно работать с детьми, имеющими разные сложности.

Игра с жилетиком  «Собери по цвету и по форме».     Они развивают у детей мышление, логичность, последовательность мысли. Содержат конкретную цель, которую необходимо преодолеть. Ребенок проявляет настойчивость, целенаправленность, проявляет усилие в поиске решения задач.

Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук. Зубными щетками растираем сначала подушечку пальца, затем медленно опускаем к его основанию. Ежедневный тщательный массаж и разминание каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти.  Здесь можно использовать игру «Моя семья»- т.е. делаем прически. Расчесываем «волосы» каждому члену семьи.

Игры с прищепками    Игры с прищепками – это прекрасный тренажер для пальчиков. Ведь нужно приложить немало усилий, чтобы прикрепить прищепку.

Как играть с прищепками. Сначала мы учим ребенка снимать прищепки, это под силу даже полуторагодовалым малышам. А вот ближе к двум годам ребенок может сам их прицеплять. С начала с вашей помощью, а потом и самостоятельно.

Игры с «Лошадкой», с «Золотой рыбкой» и тд. Пожалуй, самой популярной игрой с прищепками можно по праву назвать «Солнышко». В этой игре малыш должен прикрепить солнышку лучики, чтобы солнышко ярко светило. Вариантов у этой игры множество. Это и колючки для ёжика, и ушки для зайчика, и крылышки для бабочки.  Развивает мелкую моторику, пространственное воображение, способствует развитию интеллекта и мышления, с также становлению речи.

Лепка из пластилина – королева среди всех игр по развитию мелкой моторики у детей. К тому же большинство малышей просто обожают лепить!

С ребенком 2-х лет можно осваивать следующие приемы лепки из теста и пластилина:

1. Лепить пирожки с начинкой.

2. Лепить колбаски (и превращать их в червяков, гнезда для птиц, бревна на крыше, полоски котенка и т.п.).

3. Лепить шарообразные предметы (типа колобков). Они могут превращаться в мячики, воздушные шарики и т.п.     4.  Осваивать технику размазывания пластилина.

В дальнейшем дети уже выкладывают по контуру кусочки пластилина создавая целостную картину.

Можно выкладывать по образцу рисунка – спичками, спагетти заранее разломав по размеру нанизывая бусы.

Ищем мелкие предметы в воде и крупе.

Игры с крупой и водой хороши не только тем, что они развивают мелкую моторику, но и тем, что они необыкновенно успокаивают и снимают стресс.

Искать предметы в крупе и воде можно со смыслом.

Например, найди в крупе все «монеты» и сложи каждую на свою тарелочку (выполняем сортировку по цвету).

Разминание и разрывание бумаги тоже хорошо помогает снять стресс и при этом развивает мел моторику рук.

Игры-моталочки или "Кто быстрее поймает мышку". Это полезные соревновательные игры для детей дошкольного возраста. Они используются для эффективной тренировки мелкой моторики пальцев рук. В процессе игры совершенствуется ловкость, координация и быстрота движений. Эту полезную игру любой взрослый сможет сделать самостоятельно без каких-либо дополнительных затрат, используя только то, что уже есть под рукой. Правила игры: Играют обычно двое соревнующихся. Перед игрой участники распускают веревочки по всей длине. По команде каждый игрок начинает наперегонки наматывать веревочку на стержень, к которому она привязана в любом удобном им направлении (от себя или на себя).

Массаж с граненными карандашами «Эстафета» Передача карандаша по-очереди, каждому пальцу из одной руки в другую. «Карандаш я подержу, В гости к пальчику приду». «Качалочка». Прокатывание карандаша между пальцами. «Карандаш не отдыхает. Между пальцами гуляет». «Добывание огня» прокатывание карандаша между ладонями. «Карандаш катать я буду, Может быть, огонь добуду».



Предварительный просмотр:

Пособие «Покорми друга»



Предварительный просмотр:

Счетные палочки.



Предварительный просмотр:

 «Косички у сестрички»



Предварительный просмотр:

 «Массажные щеточки»



Предварительный просмотр:

 «Работа с прищепками»



Предварительный просмотр:

 «Нанизывание бусинок»



Предварительный просмотр:

 «Бассейн из фасоли» «Найди предмет»



Предварительный просмотр:

 «Моталочки»



Предварительный просмотр:

 «Аппликация «Космос»



Предварительный просмотр:

 «Аппликация «Цыплятки»



Предварительный просмотр:

 «Пособие «Ткацкий станок»



Предварительный просмотр:

 «Подарок к юбилею»



Предварительный просмотр:

 «Подготовка руки к письму»



Предварительный просмотр:

 «Работа с пластилином»



Предварительный просмотр:

 «Работа с пластилином» 



Предварительный просмотр:

 «Работа с ножницами» 



Предварительный просмотр:

 «Работа с кистью» 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста посредством тестопластики

Тестопластика является одним из видов народно – прикладного искусства. Почему же я решила заниматься тестопластикой с детьми дошкольного возраста? По данным исследованиям учёных доказано, что развитие...

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА

данная презентация позволяет показать всю пользу природного материала при ее использовании при развитии мелкой моторики...

Проект по физическому воспитанию "Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр"

Одним из показателей хорошего физического и нервно - психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой  пальцевой моторики. В послед...

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник изобразительной деятельности

В данной статье освещаются вопросы использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности в развитии мелкой моторики детей дошкольного возраста....

Индивидуальный план профессионального развития воспитателя по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных видов изодеятельности

Индивидуальная тема: «Развитие мелкой моторики рук  детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных видов изодеятельности».Когда начата работа над темой: сентябрь 2017 г.Когда п...

Семинар-практикум для воспитателей дошкольных отделений «Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста посредством нетрадиционной деятельности»

Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста посредствам разных видов деятельности в процесе работы с детьми....

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений...