"Слышим - говорим"
консультация по развитию речи (средняя группа)

Петренко Алла Владимировна

Игры на развитие фонематического слуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fonematicheskiy_sluh_igry_zadaniya.docx14.91 КБ

Предварительный просмотр:

Фонематический слух - основа правильной речи. Практические советы

         Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.

Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой малыш просто не замечает, что он неправильно произносит звуки.

Цель игровых упражнений — научить его слушать и слышать. Вы вскоре заметите, что ребенок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию звука, исправить дефектное произношение. Игры для развития слухового внимания.

ЧТО ЗА МАШИНА? Угадай, что за машина проехала по улице: легковая, автобус или грузовик? В какую сторону?

УСЛЫШЬ ШЕПОТ. Отойди от меня на 5 шагов. Я буду шепотом давать команды, а ты выполняй их. Отойди на 10, 15, 20 шагов. Ты меня слышишь?

 УГАДАЙ ЧТО ЗВУЧИТ. Взрослый играет на каком-либо музыкальном инструменте (дудочка, колокольчик, барабан и т. д.), а ребѐнок с закрытыми глазами узнаѐт по звуку и называет звучащий инструмент. Можно использовать и другие звучащие предметы. (переливать воду из одного сосуда в другой; стучать ложкой по банке, кастрюльке; мять бумагу, целлофан; и др.)

ОТКУДА РАЗДАЛСЯ ЗВУК? Ребѐнок закрывает глаза. Взрослый звонит в колокольчик, а ребѐнок рукой показывает, откуда раздался звук. ЧТО ТЫ СЛЫШИШЬ? Во время прогулки взрослый предлагает ребѐнку закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки он услышал (щебет птиц, шум машины, шорох листьев…)

ПРОДАВЕЦ И ПОКУПАТЕЛЬ. Взрослый насыпает в непрозрачные банки (можно в футляры от киндерсюрпризов) крупу: манку, гречу, горох,… Ребѐнок просит продать ему какуюнибудь крупу. Взрослый (продавец) предлагает выбрать нужную крупу по звуку. Ребѐнок трясет банки и угадывает по характерному звуку, что это за крупа.

СЛУШАЙ И СЧИТАЙ. Взрослый хлопает в ладоши, стучит, топает,… А ребенок слушает и ститает звуки. Можно меняться ролями, Игры для развития фонематического слуха.

ЗООПАРК. Посмотри на игрушки. По первым звукам названий игрушек отгадай слово: мышь, ослик, лев (моль); собака, обруч, козлик (сок); кот, обруч, собака, тигр (кость).

ЦЕПОЧКА. Что общего в словах «мак» и «кот»? Звук [К]. Слово мак заканчивается этим звуком, а слово кот начинается. А каким звуком заканчивается слово кот? Придумай слово, которое бы начиналось с этого звука. Продолжите игру.

ПРИДУМАЙ СЛОВО СО ЗВУКОМ… (например, Ш)

РАЗЛОЖИ ВЕЩИ ПО ПОЛКАМ. На первую полку положи картинки, в названии которых звук находится в начале слова, на вторую – в середине, на третью – в конце ЛОВИШКИ Взрослый произносит разные звуки, слоги, слова. А ребѐнок хлопает в ладоши, если услышит заданный звук.

ТИМ И ТОМ. Две картинки (или игрушки), которым нужно дарить подарки на праздник. Тиму, только те, которые начинаются с мягкого звука (печенье, мишку, телефон,…), а Тому – с твѐрдого (шоколад, машинку, цветы,…)

ПОЙМАЙ РЫБКУ. Вытащив рыбку, ребѐнок должен последовательно перечислить все звуки, из которых складывается еѐ название СОБЕРИ СЛОВО Взрослый по звукам произносит слово, а ребѐнок произносит слово целиком. Д, о, м –дом; т, у, ч,а – туча; к, о, нь, кь, и – коньки,…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как говорить, чтобы дети слышали

                    Как говорить, чтобы дети слушали   Иногда вы что-то говорите ребенку и видите, что он вас просто не слышит, ...

Консультация для родителей "Слышать,понимать, говорить!"

Формирование фонематических представлений у детей младшего дошкольного возраста...

Малыш подрастает- как помогать ему слышать и говорить?

Рекомендации родителям по общению с малышами....

«Слушаем, слышим, говорим правильно»

Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки, расширение словаря, совершенствование грамматического строя речи, развитие связной речи, развитие речевого аппарата.Именно  данная программа п...

Дополнительная общеобразовательная программа для детей-инвалидов с нарушениями развития "Слышу, понимаю, говорю"

Программа разработана для детей-инвалидов с нарушениями развития, которые являются получателями социально-педагогических услуг в  социально-реабилитационном центре....

Мастер-класс для родителей «Звуки- это, что мы слышим и говорим»

Цель: уточнить представление родителей о процессе подготовки к обучению грамоте. Задачи: • активизировать знания родителей о звуках и буквах; • уточнить представления о гласных и согласных звуках (...