Конспект НОД по речевому развитию "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Стрельчикова Татьяна Васильевна

Конспект НОД по речевому развитию с детьми младшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий «Зимующие птицы»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по речевому развитию с детьми младшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий «Зимующие птицы»

Автор: Стрельчикова Татьяна Васильевна, педагог ГБДОУ детский сад № 12 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников Петродворцового района Санкт-Петербурга

Цель: Обогащение представлений детей о сезонных признаках весны, формирование уверенности в себе, развитие познавательной активности.

Задачи:

Образовательные:

* расширять и закреплять представления детей о зимующих птицах;

* расширять и закреплять знания о зиме, признаках зимы;

* расширять глагольную лексику.

*способствовать закреплению понятие «Зимующие птицы»

*упражнять в установлении сходства и различия между птицами.

*активизировать в речи обобщающие слова: зимующие птицы

*расширять словарный запас: корм, кормушка, холодно, голодно, клюет.

*учить отгадывать загадки о зимующих птицах.

 Развивающие:

* развивать правильное дыхание;

* развивать речевую активность;

* развивать интерес к познанию природы;

* развивать движения

Воспитательные:

* способствовать развитию умения внимательно слушать, желания взаимодействовать, играть сообща;

* воспитывать доброту, заботливое и доброжелательное   отношение к птицам.

Оборудование: магнитная доска, картинки с зимующими птицами, карточка - схема «Строение птиц», разрезные картинки птиц к игре «Собери картинку».

Предварительная работа: наблюдение на прогулке, рассматривание иллюстраций о зимующих птицах, чтение художественной литературы.

Ход НОД:

-Ребята, скажите, какое сейчас время года? (зима)

Правильно, зима. А какая зима, что про неё можно сказать?    

(снежная, белая, морозная).

- Да, зимой холодно, морозно, землю запорошило снегом, заморозило реки и озера. Зима – самое трудное время в жизни птиц.

Ребята, а всех ли птиц мы можем встретить на улице зимой?

 (нет, некоторые птицы улетают в теплые края).

Как мы их называем? (перелётные)

Но не всем птицам страшна зима. А как называются птицы, которые остаются зимовать? (зимующие)

- Ребята, представляете, я шла сегодня в детский сад и увидела на ветке маленького замершего воробья. Я взяла его к нам в группу (достаю игрушку воробья)

- Пусть воробей отогреется у нас. А чем мы можем ему помочь?

 (отогреть, покормить…)

Пусть воробышек побудет у нас, а мы ему расскажем и покажем, что мы знаем о зиме, птицах.

- Дети, у меня для вас есть загадки про птиц. Послушайте внимательно и попробуйте узнать о какой птице загадка:

-Чик-чирик! К зёрнышкам прыг!

Клюй, не робей! Кто это! (воробей)

Выставляется картинка воробья.

- Посмотрите и скажите, какой он? какого цвета оперение?

(маленький, коричневого и серого цвета)

-Красногрудый, чернокрылый

Любит зёрнышки клевать

С первым снегом он появится опять (снегирь)

(Выставляется картинка снегиря)

-Опишите его (ответы детей)

- Непоседа Невеличка, жёлтая почти вся птичка.

Любит сало и пшеничку.

Кто узнал её? (синичка)

(картинка синички)

- Как она выглядит (ответы детей)

-Молодцы, ребята, вы отгадали загадки о птицах.

Давайте ещё раз их назовём (ворона, воробей, синичка, снегирь)

Как можно назвать одним словом этих птиц? (зимующие)

-Ребята, посмотрите на птиц. Что у них разное? (окраска, размер)

А что у них общего, нам поможет схема (строение)

Внимательно посмотрите на картинки и скажите, что есть у всех птиц? (туловище, голова, крылья, лапки – 2, на голове – глаза, клюв, все части тела покрыты перьями)

- Давайте поиграем

- Я буду задавать вам вопросы:

- что птица делает клювом? (клюёт)

- что делает крыльями? (машет, летает)

- для чего нужны лапки? (ходит, прыгает, держится …)

Физкультминутка

- Вот под ёлочкой зелёной

Скачут весело вороны (дети летают)

Кар- кар-кар, кар-кар-кар (громко)

Только к ночи умолкают

 И все вместе засыпают (дети садятся, затихают)

Кар-кар-кар (тихо)

Игра повторяется 2 раза.

- Ребята, представляете, подул сильный ветер и перепутал у меня на столе все картинки. Давайте попробуем их собрать.

Игра «СОБЕРИ КАРТИНКУ».

- Молодцы. Справились с заданием.

А хотите ещё поиграть?

Игра с мячом «НАЗОВИ ЛАСКОВО».

- Я буду называть слово, а вы должны сказать ласково:

Птица – птичка, клюв – клювик, синица – синичка, воробей –воробушек, зерно – зёрнышко, крыло – крылышко, хвост – хвостик, лапа – лапка)

- Ребята, легко ли птицам зимой? (ответы)

- почему?

 - Им голодно, холодно, птицам тяжело найти корм под снегом. Они прилетают ближе к людям за помощью.

А как мы можем помочь птицам? (повесить кормушку, покормить их ……)

- Ребята, давайте вспомним, чем питаются птицы? (семечки, пшено, хлебные крошки, ягоды)

(Выставляется схема-модель «Угощение для птиц»

- А как ещё можно назвать кормушку? (столовая для птиц)

- Ребята, мы будем помогать птицам и подкармливать их? (ответы детей)

- Ну а мы покормим нашего гостя – воробья и отпустим на волю, к другим воробьям.

Итог: Ребята, о каких птицах мы говорили? Как сказать одним словом? (зимующие)

Я надеюсь, что вы всегда будете помнить, как трудно птицам зимой и будете им помогать.

Рефлексия:

По окончании мероприятия дети закрепят знания о зимующих птицах, зиме, признаках зимы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию "Прелетные птицы" (подготовительная группа)

Конспект НОД по речевому развитию "Прелетные птицы" (подготовительная группа)...

Конспект по познавательно-речевому развитию в старшей группе на тему: «Птицы зимой»

Конспект по познавательно-речевому развитию в  старшей группе  «Птицы зимой»...

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе "Перелетные птицы" (осень)

Цель: Расширение, уточнение и активизация словаря на основе  систематизации и обобщения знаний о перелетных птицах....

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ (РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ И МУЗЫКА) "ПТИЦЫ"

интегрированное занятие (речевое развитие и музыка) в средней группе ДОУ профилактической направленности...

Конспект НОД по речевому развитию на тему "Составление описательного рассказа "Зимующие птицы" для старшей группы компенсирующей направленности

Занятие направлено на упражнение детей в составлении описательного рассказа по мнемосхеме. Интеграция ОО: "Речевое развитие", "Социально- коммуникативное развитие", "Художественно- эстетическое развит...

Конспект НОД по речевому развитию "Лаборатория юного эколога: в гостях у зимующих птиц".

Конспект НОД по речевому развитию "Лаборатория юного эколога : в гостях у зимующих птиц" для детей средней группы...

КОНСПЕКТ НОД ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ: " Зимующие птицы"

ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО - ПЕРИОД НАИБОЛЕЕ ИНТЕНСИВНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .  ОВЛАДЕНИЕ ПРИЕМАМИ  РАБОТЫ С МНЕМОТАБЛИЦЕЙ ЗНАЧИТЕЛЬНО СОКРАЩАЕТ ВРЕМЯ ОБУЧЕНИЯ И ОДНОВРЕМЕННО Р...