Конспект ООД (составление синквейна)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Аксененко Алена Александровна

Конспект ООД (составление синквейна) 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №253»

(МБДОУ «Детский сад №253»)

Конспект ООД (составление синквейна)

                                                                Разработала:

                                                                    Аксененко А.А.  

                                                               Воспитатель

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЕ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

  • Дифференциация звуков З – Ж. Дикие животные.

Цель: Дифференциация З – Ж в слогах, словах, в предложениях.

Задачи:        

 Коррекционно - образовательные:

  1. Активизировать и расширять словарный запас детей по теме «Дикие животные».
  2. Уточнить артикуляцию и характеристику данных звуков, уметь сравнивать и различать эти звуки на слух и в произношении в слогах, словах и в предложениях.
  3. Продолжать обучению детей составлению синквейна
  4. Закреплять навыки чтения слогов, слов с буквами “З” и “Ж”. Правописание ШИ, ЖИ.

         Коррекционно - развивающие:

1. Совершенствовать умение проводить звуко - буквенный и слоговой анализ и синтез.

            2. Развить фонематическое восприятие.

             3. Развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику.   

             4.Способствовать развитию образного мышления.         

             Коррекционно -  воспитательная:

               Воспитывать заботливое и внимательное отношение к природе и животным.

Оборудование: индивидуальные зеркала, символы звуков “З” и “Ж”, предметные картинки со звуками “З” и “Ж” в их названиях, сравнительная таблица звуков, картины диких животных (белка, заяц, ёж, лиса), карточки с текстами рассказа, зелёный и жёлтый конверты, ватка, карточки для слогового анализа и синтеза, шнуровка, графическая схема построения синквейна, доска.

Ход занятия:

I этап. Подготовительный

Оргмомент. Чтение четверостишия:

- Каждый день, всегда, везде,

на занятиях, в игре -

говорим всё чётко, внятно,

чтобы было всем понятно.

Картины: ЖУК, КОМАР. 

Введение в тему:

- Ползёт жук по дорожке. А навстречу ему комар. Решил жук познакомиться с комаром и запел свою песенку: Ж – Ж – Ж…

Комар был вежливым и ответил своей звонкой песней: З – З – З…

Так пожужжали, позвенели они и разбежались в разные стороны.

- Кто встретился на дорожке?

- Как жук познакомился с комаром?

- А вы так же вежливо здороваетесь друг с другом при встрече?

- Догадались, с какими звуками мы будем работать?

- Чтобы чётко и ясно проговаривать слова нужно

сделать артикуляционную гимнастику.

Дыхательная и артикуляционная гимнастика:

1. Упражнение на выработку длительной воздушной струи.

“Пушинка” - сдувание ваты.

2. Упражнение для формирования правильного речевого выдоха. Вдох через нос, выдох через рот.

Звукоподражание: Жук: ж-ж-ж… Комар: з - з- з… (контроль ладонью, потом — без опоры).

Сопровождение пальчиковыми фигурами.

“Комар – сжать кулачок. Указательный палец выдвинуть вперед – это “хоботок”. Мизинец и большой палец, расслабив, опустить вниз – это “лапки”.

“Жук” - сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны (“усы”). Пошевелить “усами”.

 3. Упражнение на активизацию мышц губ:

“Улыбка"- удерживать сильно растянутые губы в улыбке.

“Трубочка” - вытянуть губы вперёд, как у слонёнка. Чередование.

4. Упражнение на активизацию мышц языка:

"Чашечка"- загибание краёв и кончика языка в виде чашки. Удерживать на счет до пяти.

“Вкусное варенье” - языком в форме чашечки облизать верхнюю губу.

Движения выполняются сверху вниз.

“Маляр”- широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

II этап. Основная часть.

Сравнение “З” и “Ж” по артикуляционным и акустическим признакам:

“З” - губы в улыбке, язык – за нижними резцами, воздух изо рта – холодный. Звук “З” - согласный, звонкий.

“Ж” -  губы – трубочкой, язык поднят вверх “чашечкой”, воздух изо рта – тёплый.

Звук “Ж” - согласный, звонкий.

Работа со звуками:

1. Узнать звуки “З” и “Ж” по беззвучной артикуляции (по движению губ).

2. Определить звуки “З” и “Ж” на слух.

 Игра «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук «3» ,затем «Ж».

4. Сравнительная характеристика (таблица) звуков «З» и «Ж».

Развитие фонематических представлений и звуко - буквенного анализа.

1. Разложить предметные картинки по конвертам: в зелёный – со звуком “З”, в жёлтый – со звуком “Ж” (лыжи, замок, зонт, жираф, роза, обезьяна и др. Определить место звука “З” или “Ж” в слове.

Чистоговорки: Проговаривать в спокойном, затем в ускоренном темпе.

“Жук упал и встать не может,

ждёт он кто ему поможет”.

(имитация движений жука кистями и пальцами рук)

“Заяц, заяц, чем ты занят?

- Кочерыжку разгрызаю”.

(пальчиковая фигура зайца двумя руками)

Физпауза: Логопед называет слова-паронимы.

Дети - на слова со звуком “З” - делают махи руками, как комары, издавая звук “з-з-з…”, а на слова со звуком “Ж” - приседания, имитация движений жука “ж-ж-ж…”.

Пожар – базар; лежать – лизать;

разок – рожок; зевать – жевать;

коза – кожа; звать – ждать.

Пальчиковая гимнастика:

 упражнение - “Шнуровка".

- В лесу пошёл дождик, покажем дождевые нити.

Обозначение звука - буквой.

1. Нахождение З и Ж в кассе букв.

2. Сравнение образа буквы с предметами.

“Эта буква широка (буква Ж)

и похожа на жука.

И при этом точно жук

издаёт жужжащий звук”.

“На эту букву посмотри

она совсем как цифра 3” (буква З)

3. Прописывание заглавных букв в воздухе, рука на локте.

Работа со слогами:

1“Запомни – повтори”. Развитие слухового восприятия путём запоминания слоговых цепочек.

за – за –жа;  жа – за – жа;

жа – жа – за;  за - жа – за;

зу – жу– жу;  зо – зо – жо.

2. “Грибы в лесу” - задание на слоговой анализ и синтез. Слоги рассыпались – собери слово (на шляпке начало слова, на ножке гриба – конец слова).

Работа на уровне слова:

1. Составить фразу или предложение с получившимися словами

(журнал, живот, жуки, зубы, звонок, зима и т.д.)

2. Правописание ЖИ. “Один – много” - изменение существительных во множественном числе.

Нож – ножи, ёж – ежи, лужа – лужи, гараж – гаражи.

Выкладывание слов на доске и в тетрадях.

Хоровое проговаривание: ЖИ – пиши с буквой И.

III этап. Заключительный.

Развитие связной речи: Работа с текстом.

Ёжик.

Каждый зверь умеет спасаться от врагов. Зайку выручают быстрые ноги, белка вмиг залезет на дерево. А у ёжика своя защита - колючки.

Но не всегда острые иглы выручают из беды. Хитрая лиса может закатить ежа в лужу. Только он поплывёт, как лиса схватит его за мордочку и съест.

1. Логопед читает текст по ходу выставляя картинки:

ЗАЯЦ, БЕЛКА, ЁЖ, ЛИСА.

Обобщение: - какие это животные? (дикие)

2. Развитие образной речи. Составление и проверка синквейна.

Дети выбирают себе одно из этих животных (картинку) и составляют мини-описание рассказ по определённому плану.

1 строка – существительное (тема)

2 строка – два прилагательных

3 строка – три глагола

4 строка - фраза (предложение) из 4 слов

5 строка - существительное – заключение

Например,

 1. Лиса.

2. Рыжая, хитрая.

3. Бегает, ворует, ловит.

4. У лисы маленькие лисята.

5. Лес.

Итог урока.

 – Над какими звуками работали на занятии?

Рефлексия.

– Будем вежливыми, как жук и комар и пожелаем друг другу успехов на занятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия. Составление синквейна. Новый год.

Конспект занятия. Тема. Составление синквейна. Новый год....

Конспект логопедического занятия. "Составление синквейна. Домашние животные."

Конспкт логопедического занятия. "Составление синквейна. Домашние животные"...

Конспект логопедического занятия. Тема. Пересказ русской народной сказки "Заюшкина избушка". Составление синквейна.

Конспект логопедического занятия. Тема. Пересказ русской народной сказки "Заюшкина избушка". Составление синквейна....

Конспект НОД « Составление описательного рассказа по теме «Посуда» с использованием неполного «синквейна»

Конспект НОД для детей подготовительной группы компенсирующей направленности по О.О. "Развитие речи" « Составление описательного рассказа по теме «Посуда» с использованием неполного «синквейна»...

Конспект ноод в старшей группе по теме «Формирование понятий о действии, признаке и предмете» с использованием составления синквейна

Конспект ноодв старшей группепо теме «Формирование понятий о действии, признаке и предмете»с использованием составления синквейна...

Конспект ООД по развитию связной речи (составление синквейна) Составление рассказа «Вот, какой снеговичок!» с элементами творчества.

Конспект ООД по развитию связной речи  (составление синквейна)    Составление рассказа «Вот, какой снеговичок!» с элементами творчества....