Лексико – грамматические игры по лексической теме «транспорт» старшая группа
консультация по развитию речи (старшая группа)

Шубина Александра Ивановна

Лексико - грамматические игры для детей старшей возрастной группы  по лексической теме "Транспорт" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лексико – грамматические игры по лексической теме «транспорт» старшая группа

транспорт словарь

  • существительные: вездеход ,  самосвал, вертолет, бензовоз, транспорт,  автобус, троллейбус, трамвай, такси, поезд,  грузовик,  вертолет,  самолет, корабль, теплоход,  пароход,  профессия,  шофёр, водитель, машинист, капитан, летчик,  пассажир, пешеход, груз, поездка,  гараж, стоянка,  порт, аэродром,  дорога, кузов,  дверца, кабина, сиденье, руль, фара, салон, мотор, шина,  крылья,  штурвал,  якорь, палуба.
  • прилагательные:  Снегоуборочная, железнодорожная, подземный, сухопутный, пассажирский, грузовой,  наземный, воздушный, скорый.
  • глаголы: Загружать, перевозить. водить, управлять, возить, грузить, ехать, лететь, плыть, заводить, тормозить.
  • Наречия: высоко, низко, далеко, близко, медленно, быстро.
  • Предлоги: в, на, у , под, из, над, по,к.

Д. игра «Назови ласково»

Цель: Образование уменьшительно – ласкательной формы сушествительных.

грузовик  –  грузовичок , зеркало – зеркальце, колесо – колесико,

кузов - …. и т.д.

Д. игра «Один – не один. Чего нет?»

Цель: образование единств. и  множественного  числа  именительного  и родительного . падежей: 

 колесо – колеса, нет колес;  педаль – педали, нет педалей;

салон – салоны, нет ….;        машина – машины – нет  ….;

  катер – катера – нет …  и т. д.

Д. игра «Веселый счет»

Цель:  Согласование числительного с существительными. (Один трактор, два…, три…, четыре…., пять… Одна машина, две …, три…, четыре…, пять… Одно колесо, два …, три…, четыре…, пять… )

Д. игра «Что общего и чем отличаются»

Цель: развивать логическое мышление.

Сравнивание двух предметов

 Трамвай и троллейбус что у них общего, и чем отличаются: троллейбус и автобус;              самолет и птица.

Д. игра «Расскажи, что делает машина»

Цель:  Уточнять, активизировать приставочные глаголы.

 Попросить рассказать, что делает машина.

( подъехать, отъехать, приехать и т. д)

Д. игра «Придумай предложение»

Цель:  Закреплять умение правильно употреблять предлоги.

Составление предложений с предлогами по опорным картинкам.

Д. игра «Закончи предложение»

Цель: развивать логическое мышление, активизировать предметный словарь, учить согласовывать глагол с дополнением

( предлог на + существительное в предложном падеже)

Ты словечки добавляй,

Предложение составляй,

Конец слов четко проговаривай.

Варианты игр:

а) На чем люди ездят по земле, плавают по воде, летают по воздуху, ездят по рельсам? ( По земле люди ездят на автомобиле).

б) Кто управляет автомобилем, грузовой машиной? ( автомобилем управляет шофёр)

в) что есть у грузовой машины, у самолета, у парохода, у поезда? (У грузовой машины есть кабина, кузов, колеса, фары, руль, сиденье, мотор, дверцы).

г) Кто такой машинист?  (Машинист это тот, кто управляет…

Регулировщик это…… и т. д.

Д. игра «Обьясни  словечко»

Цель: Развивать логическое мышление; Активизировать словарь детей. Словообразование  снегоуборочная, железнодорожная, подземный, сухопутный, международный, вездеход, самосвал, самолет, самокат.

Д. игра «Запомни, повтори»

Цель: развивать слуховую память и внимание; Активизировать предметный словарь по теме.

Ты слова запоминай,

 По порядку называй.

(4 слова по теме)

Заучивание стихотворения.

Цель: развивать память, обогащать словарь.

 

       

Чудо – дворник перед нами:

Загребущими руками

За одну минуту сгреб

Огромаднейший сугроб.

Так работает на диво

СНЕГОУБОРОЧНАЯ МАШИНА.      

                                                           Г. Дергачев

Пальчиковая Гимнастика

«Дорожные правила»

Цель: Развитие мелкой моторики.

Дорожные правила

Дорожных правил очень много:

Сгибаем и разгибаем кулачки.

Раз  - внимание,  дорога!

Загибаем пальчик и начиная с большого.

Два  - сигналы светофора

Три - смотри дорожный знак,

А четыре – переход.

Вот!

Правила всем надо знать

И всегда их выполнять.

Чередуем удары кулачками с хлопками в ладоши.

Д. игра «Скажи наоборот»

(игра с мячом)

Цель:  Учить подбирать антонимы, обогащать , уточнять предикативный словарь.

Отъехал- подъехал;     Въехал – съехал;       Выехал – заехал;

Улетел – прилетел;     вылетел – залетел;     Заплыл – выплыл;

Взлетел – приземлился; укатил – прикатил;  уплыл – приплыл.    

Физминутка

«Самолет»

Координация речи с движением.

Мы летаем высоко,

Дети встают на носки, руки поднимают вверх

Мы летаем низко,

Садятся на корточки, руки разводят в стороны.

Мы летаем далеко,

Дети встают на носки, руки поднимают вверх

Мы летаем близко.

Садятся на корточки, руки разводят в стороны.

Д. игра «Какое слово не подходит?»

 Цель: Развивать слуховое внимание.

Пешеход, пешеходный, пеший, успешный.

Заучивание «Шутки»

(игра с песком, манкой , с использованием машинок)

Цель: формировать умение правильно употреблять приставочные глаголы.

Ехали мы, ехали до горки доехали,

Въехали, съехали и дальше поехали.

Ехали мы, ехали, до ямы доехали,

Яму объехали и дальше поехали.

Ехали мы, ехали, до речки доехали,

Мост переехали и дальше поехали.

Ехали мы, ехали, до дома доехали,

Во двор заехали, вот и приехали.

                                     ( можно использовать схему – рисунок)

Психоречевая  гимнастика

Считалка  «Машина»

На каждую строчку - четыре удара мяча об пол.

Не  летает, не жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька.

Д.игра «Помоги самоделкину»

Цель:развивать способность к сосредоточению внимания, активизировать номенативный и предикативный словарь.

Наш художник - озорник ,

Он большо, большой шутник.

На картинки посмотри,

Все поломки ты найди.

А) Помоги Самоделкину  сосчитать все поломки у машины.

Б) Скажи, что испортил самоделкин при аварии? (Оторвал номер, согнул антенну, разбил стекло, разбил фару, проколол шину, оторвал колесо, согнул, помял дверцу).

                           

Д. игра «Исправь ошибку»

Цель: упражнять в умении слышать грамматические ошибки в речи других. Закрепить умение правильно употреблять приставочные глаголы.

К речке отъехали.

 На горку переехали.

Дальше приехали.

Мост подъехали,

С горки въехали.

Домой отъехали.

Рифмованный рассказ описания «Грузовик»

Координация речи с движением.

Вот машина грузовая,  

Большая – пребольшая!

показывают разводя руки в стороны

Вот кабина в ней шофер,

руки перед грудью, как будто  держат руль и крутят его.

Впереди у машины мотор.

Руки перед грудью, согнуты в локтях. Вращаем руками.

Сзади у нее кузов.

Она перевозит грузы.

правой рукой движение в левую сторону

У машины четыре колеса,

Показать четыре пальца.

Все крутятся.

Опять вращать руками перед собой.

Литература:

Арефева А.Л  лексические темы по развитию речи детей 4 – 8 лет. Методическое пособие.- М.: ТЦ СФЕРА

Берлибо Е.П. Дидактический материал по формированию лексико – грамматических категорий языка и связной речи – для детей с ОНР III уровня. – Волгоград ИТД  Корифей, 2010

Лебедева Л.В. Козина И.В.  Лексические темы по развитию речи детей дошкольного возраста (старший дошкольный возраст)  - Учебно – методическое пособие, - М., Центр педагогического образования.2010г

Интернетресурсы:

Картинка сломанная машина  https://a.d-cd.net/378c551s-1920.jpgСнегоуборочная машина Г Дергачев. https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/127a/001a2a29-559e63d1/img44.jpg

Составитель: Шубина А. И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное занятие по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме «Транспорт». (старшая группа, ОНР)

Занятие направлено на расширение  знаний о транспорте; формирование понятия водный, воздушный, наземный, грузовой и пассажирский транспорт, подземный транспорт, железнодорожный транспорт; формиро...

Конспект открытого занятия по формированию лексико – грамматических категорий по лексической теме «ТРАНСПОРТ». для средней группы.

Лексическая тема «Транспорт»Виды деятельности: игровая, коммуникативнаяЦели:1). Закрепление знаний детей по лексической теме «Транспорт».2). Упражнять детей в употреблении лексико-грамматических...

Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию лексико-грамматического строя речи на тему «Транспорт» для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи группы компенсирующей направленности

Возраст детей: 6 -7  летВиды деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно- исследовательская.Образовательные области:  речевой развитие,   познавательное развитие.Цель:...

Лексико-грамматические игры по лексической теме "Масленица".

Представлены лексико-грамматические игры по лексической теме "Масленица". Рекомендованы воспитателям и родителям логопедических групп для закрепления речевого материала, для активизаци...

Папка-передвижка для родителей по лексической теме "Транспорт" (старшая группа)

Готовый материал для родительского уголка по работе над лексической темой "Транспорт" в старшей группедетей с ОНР....

Подгрупповое коррекционно-развивающее открытое занятие в старшей группе по развитию лексико-грамматического строя речи. Лексическая тема «Насекомые. Заколдованная поляна».

Вашему вниманию представлен конспект открытого логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе. Лексическая тема "Насекомые"....

Конспект логопедического занятия в старшей группе по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме «Инструменты»

Цель: Уточнять и активизировать лексико-грамматические формы по теме «Инструменты».Задачи :Коррекционно-образовательные:расширять и активизировать словарь детей по теме «Инструменты...