Консультация для педагогов «Обучения детей дошкольного возраста пересказу»
консультация по развитию речи
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Обучения детей дошкольного возраста пересказу»
Дошкольное детство – период, когда особое внимание уделяется развитию у детей связной речи. Правильно организованный литературный пересказ окажет неоценимую помощь в работе над речевыми навыками дошкольников
Пересказ литературных произведений для дошкольников - это средство развития речи на основе образца; вид работы детей, суть которого заключается в связном изложении прослушанного текста.
Пересказ - это творческий процесс. Особенность пересказа заключается в том, что в повествовании не только точно передаются замысел и сюжет, но и сохраняется стиль произведения.
Существуют определенные требования к литературному тексту для пересказа:
•полноценное и доступное содержание:
Тексты для пересказов должны быть доступны детям по содержанию, близкие их опыту, чтобы при пересказе ребенок мог отразить личное отношение к данному событию. Нужно, чтобы в произведениях присутствовали знакомые детям персонажи с ярко выраженными чертами характера, мотивы поступков действующих лиц должны быть понятными.
•разнообразие жанров:
Целесообразно для пересказа использовать несколько жанров: рассказ и описание, народную и авторскую сказку. Сказки можно выбирать разные: короткие и длинные – у каждой свои особенности и свои возможности воспитательного воздействия
•четкая композиция: Произведения следует подбирать сюжетные, с хорошо выраженной последовательностью действий.
• простой, но богатый язык: доступный детям словарь, короткие, четкие фразы, отсутствие сложных грамматических форм (детям дошкольного возраста еще недоступны сложные и длинные предложения, причастные и деепричастные обороты, вводные предложения, сложные метафоры).
Язык произведения должен быть выразительным, с присутствием богатых, точных определений и сравнений, также желательно наличие несложных форм прямой речи, что способствует формированию выразительности речи детей. Язык произведений, которые мы читаем и предлагаем для пересказа детям, должен быть для них образцом.
• небольшой размер. Произведения для пересказа должны быть доступными по размеру, их необходимо подбирать с учетом особенностей детского внимания и памяти. Важно помнить, что размер произведения влияет на восприятие, усвояемость и качество пересказа.
• каждое произведение должно учить чему-то полезному, развивать в ребенке положительные черты личности (доброту, отзывчивость).
Таким образом, для пересказа пригодны рассказы в прозе, доступные дошкольнику по содержанию, языку и грамматической структуре.
Дошкольники хорошо пересказывают литературное произведение, если рассказ их захватывает, вызывает сильные переживания, становится им близким, даже если содержание и не относится к их непосредственному опыту. Следовательно, для пересказа лучше подбирать тексты, связанные с привычными для детей ситуациями, или такие, которые могут активизировать их воображение и повлиять на чувства.
Более глубокому осмыслению текста способствуют беседа после чтения рассказа, его иллюстрирование перед пересказом, игра-драматизация, дидактические игры.
Игра-драматизация помогает детям пережить и осмыслить литературное произведение, понять его образы и в дальнейшем лучше его воспроизводить.
Дидактические игры обучают детей думать и выражать свои мысли и тем самым помогают правильно воспринять и воспроизвести текст.
Коллективная беседа позволяет детям совместно пережить произведение, обменяться мнениями, обдумать сказанное сверстниками, иногда поспорить и прийти к правильным выводам.
Для организации процесса пересказа уместно использовать правильные и вовремя поставленные вопросы.
Предложенный в начале пересказа вопрос дает возможность неуверенному в себе ребенку войти в мир образов, вспомнить логический ход сюжета.
В процессе пересказа вопросы следует задавать только в том случае, если ребенок испытывает затруднения.
В процессе пересказа вопросы помогают уточнить то, что ребенку неясно или вызывает трудности в формулировке мысли.
Вопрос после пересказа может быть поставлен для того, чтобы помочь восстановить упущенное звено произведения.
Вопрос ребенку надо предложить и тогда, когда из-за незнакомого слова он не понимает той или другой части произведения. Вопрос ставится и с целью помочь ребенку понять мораль произведения, заставить его глубже пережить произведение, текст которого он пересказывает.
Вопрос используется и для исправления грамматического строя речи, ошибок в изменении слов или в построении предложений.
Приемы, работы над текстом произведения:
• беседа по произведению (выявляет, о чем произведение, главных героев, поступки героев и их оценка, вопросы на анализ языка произведения);
• выстраивание в логической последовательности серии сюжетных картинок к рассказу или сказке;
• выделение из текста фраз к каждой картинке;
• придумывание дополнительной и недостающей картинки к отдельным фрагментам текста;
• частичный пересказ во время беседы (пересказывают особенно трудные части текста, где есть описание, диалоги действующих лиц);
• составление плана произведения (в качестве вспомогательных средств могут использоваться серии сюжетных картинок или подобранные к каждой части текста предметные картинки, а также символы и пиктограммы).
Есть нетрадиционные виды пересказа:
«Расскажи самому себе».
Пересказ шепотом небольшого (из 3-5 предложений) текста перед зеркалом (каждый ребенок рассказывает, глядя в свое зеркальце).
Исключение психологического дискомфорта при выполнении пересказа самому себе способствует развитию речи на всех четырех уровнях. Ребенку приходится распределять внимание в двух направлениях: наблюдать за реакцией слушающего и осуществлять конструирование предложения во внутренней речи. Ничто не мешает ребенку полноценно мыслить в условиях зоны актуального речевого развития.
Пересказ в диалогических парах.
Дети поворачиваются друг к другу и поочередно пересказывают прочитанный дома текст.
Пересказ по кругу.
Дети садятся, образовав два круга, и начинается общение образовавшихся диалогических пар. Далее дети внутреннего круга передвигаются в одном направлении, и образовавшиеся пары вновь делятся своими пересказами. Каждый отдельный ребенок расскажет всем по отдельности свой текст и услышит новые тексты от всех, с кем общался. Круг общения расширился, но ребенок всякий раз работал все-таки в паре. Каждый раз, пересказывая новому слушателю, он чувствовал себя увереннее, хотя условия общения изменялись.
Пересказ группе детей.
Дети работают в гомогенных группах в соответствии с уровнем сформированости рассказывания. Каждый ребенок рассказывает свой стих. Далее каждый выполняет пересказ для группы. Очень важно, чтобы начиная пересказ, наиболее продвинутый в речевом развитии ребенок обеспечил застенчивому время для адаптации.
Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, внимания, мышления. При этом совершенствуется произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста.
Использование высокохудожественных текстов детской литературы позволяет эффективно проводить работу по развитию «чувства языка» — внимания к лексической, грамматической и синтаксической сторонам речи, способности оценивать правильность высказываний с точки зрения соответствия их языковой норме. Кроме этого, воспитывает в ребенке положительные качества личности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/10/picture-57953.jpg)
«Использование моделирования в обучении детей дошкольного возраста пересказу сказок, рассказов»
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Дети с общими нарушениями и задержкой психического развития испытыв...
Приемы обучения детей дошкольного возраста пересказу художественного текста
Методический материал...
Методика обучения детей дошкольного возраста пересказу.
Методика обучения детей дошкольного возраста пересказу....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/21/picture-148664-1353506979.jpg)
Обучение детей дошкольного возраста пересказу
Дошкольное детство – период, когда особое внимание уделяется развитию у детей связной речи. Правильно организованный пересказ окажет неоценимую помощь в работе над речевыми навыками. Обучение пе...
Консультация для педагогов "Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию"
Учить ребенка рассказывать - это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста....
Консультация для воспитателей "Обучение детей дошкольного возраста пересказу"
Консультация для воспитателей "Обучение детей дошкольного возраста пересказу"...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/16/picture-1498894-1705425141.jpg)
Консультация «Методика обучения детей дошкольного возраста пересказу»
Пересказ – связное изложение прослушанного текста. Это средство развития речи на основе образца. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, вниман...