Консультация для педагогов: " Обучение детей дошкольного возраста предметному рисованию"
консультация по рисованию (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Кирьянова Елена Александровна

В работе отражено значение данной деятельности для развития детей, способы, формы и методы обучения предметному рисованию детей дошкольного возраста. А  так же общие задачи и задачи, стоящие перед педагогами в различных возрастных группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predmetnoe_risovanie.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

             Обучение детей дошкольного возраста предметному рисованию.

   В детском саду рисование занимает ведущее место в обучении детей изобразительному искусству и включает три основных вида: рисование отдельных предметов, сюжетное и декоративное.

   Предметное рисование — это изображение отдельно взятого предмета по представлению и с натуры.

   Общими задачами обучения рисованию отдельных предметов для всех возрастных групп являются:

  • научить изображать форму и строение предмета, передавать пропорциональное соотношение частей, изменение в связи с несложным движением;
  • научить изображать некоторые характерные детали, делающие предметы выразительными, образными;
  • передавать цвет предмета в соответствии с его содержанием и характером образа;
  • развивать технические навыки в рисовании карандашами, красками и другими материалами.

   Младший возраст.

  • научить изображать предметы округлой и прямоугольной формы;
  • применение нескольких цветов для раскрашивания рисунка;
  • обучение промыванию кисти;
  • сочетание нескольких форм в одном предмете.

   В этом возрасте воспитатель обучает детей только самым элементарным приемам владения сначала карандашом, затем и кистью. Дети еще не умеют их правильно держать. Они не понимают еще как правильно нажимать на карандаш, чтобы регулировать силу давления карандаша на бумагу. На карандаш они надавливают слабо, а на кисточку такая же сила нажима оказывается очень сильной. Дети этого возраста еще не умеют правильно ориентироваться на ограниченном пространстве листа бумаги. Для этого им не хватает абстрактного мышления, поэтому их композиция никак не умещается на листе и всегда при рисовании выходит за край. Часто отсутствие умений  сердит и расстраивает малыша и он оставляет попытки нарисовать задуманное. В этом случае рисование может надолго задержаться на уровне хаотических линий, этаких каляк-маляк.

   Средний возраст.

  • развивать композиционные умения в расположении предмета в центре листа;
  • совершенствовать технические навыки в закрашивании рисунка карандашом и красками;
  • развивать способности сравнивать и выделять особенности форм, различающихся по длине, ширине, размеру;
  • передача изображения с ритмично расположенными частями(вверху-внизу, с одной стороны, с другой стороны), а также некоторых пропорциональных соотношений частей);

   Старший возраст.

  • совершенствование изобразительных умений и развитие способности создавать выразительные образы, используя различные средства изображения;
  • научить правильной передачи формы предмета, его признаков, относительной величины и положения частей;
  • вводится рисование такого сложного для изображения объекта, как человек;
  • научить передачи в рисунке несложных движений;
  • развивать и совершенствовать чувство цвета;
  • развивать технические навыки работы с карандашом;
  • научить приемам рисования цветными мелками, углем, сангиной, акварельными красками.

   В этом возрасте учатся находить и передавать в рисунке сходство и различие однородных предметов. Для передачи характерной окраски предметов в этом возрасте увеличивается набор цветов, дети знакомятся с основными цветами спектра и учатся использовать их красивые сочетания в рисунке. Кроме цветных карандашей они используют простой карандаш для прорисовки основных частей предмета.

   Подготовительный к школе возраст.

  • научить изображению строения, величины, пропорций, характерных признаков предметов с натуры и по представлению;
  • научить передавать богатство форм и красок, создавать выразительные образы;
  • развивать композиционные умения;
  • развивать чувство цвета;
  • развивать технические навыки;
  • накладывать штрихи карандашом или мазки кистью по форме предмета.

   В подготовительной группе дети начинают рисовать с предварительного наброска, в котором сначала намечаются основные части, а затем уточняются детали. Использование наброска заставляет ребенка внимательно анализировать натуру, выделять главное в ней, согласовывать детали, планировать свою работу.

   Дети в детском саду, обученные нетрадиционным формам рисования, легче и быстрее обучаются предметному рисованию -  растений, животных, птиц, машин и других предметов окружающего мира.

   Чтобы сносно нарисовать животное или птицу, ребенок должен научиться многому и приобрести не один, а множество навыков. Рисовать животных окажется просто, если воспитатель научил детей рисовать овалы, ломаные линии в виде треугольников и понимать разницу между различными цветами.

   При рассмотрении детьми, например, котенка, зайчика, лисички, белочки на картинках, они видят, что туловище и головка этих животных имеет форму овала. А ушки и мордочки — треугольную форму.

   Обучение детей рисованию животных необходимо начинать с самого простого — уметь проводить вертикальные, горизонтальные, замкнутые линии. Пользуясь умением проводить линии, дети в дальнейшем смогут передавать несложные формы самых простых предметов, научаться различать геометрические составляющие формы предметов, отличая овал от треугольника, познакомятся с пространственными отношениями частей предметов. Важно, чтобы дети умели выдерживать направление линии и понимали, что верх листа противоположен низу, а левая сторона отлична от правой. На первоначальных занятиях удобнее использовать карандаш. Затем можно усложнять задачу, когда линии приобретут ширину и станут полоской. Здесь удобнее применять кисти и краски. На этом этапе важно и подробное знакомство с цветами и цветовыми оттенками.

   Подбирая темы для начальных упражнений в проведении линий, можно дать несколько вариантов заданий для усвоения одного и того же приема. Эффективно на этом этапе использовать такие темы как, «нарисуйте дождик, травку» и др. Затем задания усложняются : «нарисуйте ленточки короткие и длинные». То есть предлагать детям сначала проводить линии отрывочные и короткие, а затем длинные, широкие и цветные. Научив ребенка проводить вертикальные линии необходим научить проводить и горизонтальные. Например, «нарисуйте дорожки в саду», «нарисуйте цветные нитки» и др. Когда ребенок научился проводить вертикальные и горизонтальные линии, следующим этапом будет комбинирование этих двух приемов. Например, даются такие задание «нарисуй забор», «нарисуй лесенку» , «нарисуй дымящиеся трубы». Дым из труб дети рисуют с большим удовольствием. Следующим этапом является обучение рисованию замкнутых и закругленных линий. Например, при рисовании круглых форм, таких, как баранки, мыльные пузыри, необходимо научить детей рисовать ровную, кругообразную линию.

   После овладения элементарными приемами предметного рисования, ребенка можно учить рисовать более сложные предметы.

   С самого начала обучения предметному рисованию следует идти от образа предмета, а не от овладения навыком. Образное начало должно быть ведущим для ребенка во всем процессе рисования. Одновременно с усложнение формы усложняется и использование цвета, который начинает выделяться как один из основных признаков предмета. Дети учатся использовать различные цвета для изображения определенных предметов.

   Изображение различных предметов закрепляются и совершенствуются в сюжетном рисовании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

26.05.2013 Методические рекомендации для педагогов «Обучение детей дошкольного возраста правилам поведения в экстремальных ситуациях»

Методические рекомендации  для педагоговТема:«Обучение детей  дошкольного возраста правилам поведения в экстремальных ситуациях»Подготовила:воспитатель Гиззатуллина Л.П.Все ...

Консультация для педагогов "МОТИВАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ". Педагог Шкилева Елена Валерьевна

Чтобы правильно организовать образовательную деятельность необходимо заинтересовать дошкольников, мотивировать их на совместную деятельность......

Консультация для педагогов "Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию"

Учить ребенка рассказывать - это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста....

Обучение детей дошкольного возраста сюжетному рисованию

Работая с детьми дошкольного возраста, осознаёшь, что каждый ребёнок по своей природе – творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью ре...

Мастер-класс «Особенности обучения детей дошкольного возраста предметному рисованию»

Данный мастер-класс построен по общеобразовательной программе "От рождения до школы" по методическому комплекту Л.Комаровой, представлена организации работы по предметному рисованию в разных...

Мастер-класс для начинающих педагогов "«Обучение детей дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине с использованием технологии ТРИЗ»

Повышение компетентности педагогов в обучении детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине, развитие фантазии и творческого воображения у детей старшего дошкольного ...