логопедическая работа в театрально-игровой деятельности:ребёнка-дошкольника
консультация по развитию речи

Козиева Люзия Гаязовна

в процессе театрализованной игры активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура и диалогическая речь, ее интонационный строй.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для воспитателей34.43 КБ

Предварительный просмотр:

Человек без коммуникации не может жить среди людей, развиваться и творить. Чтобы стать образованным, легко адаптирующимся в социуме, коммуникабельным, дошкольнику необходимо овладеть коммуникативными навыками.

Коммуникативная компетентность дошкольника во многом определяется уровнем развитием речи.

Однако. проблемы в развитии коммуникативной компетентности детей спонтанно не преодолеваются.

Они требуют от педагога дошкольного образовательного учреждения специально организованной работы по их коррекции на основе комплексного и индивидуального подхода через создание оптимальной развивающей среды и погружения ребенка в совместную деятельность со взрослыми и детьми.

Большой эффект в развитии коммуникационных навыков дает театрализованная деятельность.

Именно в процессе театрализованной игры активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура и диалогическая речь, ее интонационный строй.

Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно и понятно изъясняться.

Именно в театрализации можно избежать    монотонности, будничности.   Такое обучение проходит не по принуждению, вызывает у детей радость, модулирует положительное психоэмоциональное состояние.

Следует подчеркнуть, что театрализованные занятия должны выполнять одновременно

познавательную,

воспитательную

и развивающую функции

и ни в коей мере не сводиться только к подготовке выступлений.

Их содержание,

 формы

и методы проведения

должны способствовать одновременно достижению трех основных целей: развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности; созданию атмосферы творчества; социально-эмоциональному развитию детей.

Именно поэтому существует необходимость   активно использовать элементы театрализованной деятельности в разных возрастных группах. Целью таких занятий является создание оптимальных условий для развития личности ребенка, через творческое самовыражение, вовлечение детей в театральную деятельность, формирование коммуникативных умений и навыков.

Исходя из цели, определяются следующие задачи:

· формирование у детей устойчивого интереса к художественным произведениям, театральной деятельности;

· совершенствование способности воплощать в игре определенные переживания, побуждение интереса к созданию новых образов;

· развитие коммуникативных способностей – умение общаться с другими людьми, опираясь на правила речевого общения.

Основные направления логопедической работы в театрально-игровой деятельности:

· развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения;

· развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки;

· развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия;

· совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.

Важным условием успешности работы в данном направлении, является                                

  1. создание предметно – развивающей среды.

Проектирование зоны театрализованной деятельности детей предполагает соблюдение основных принципов построения предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении:

— обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей;

— организация «зон приватности»;

— предоставление права и свободы выбора;

— создание условий для моделирования, поиска и экспериментирования;

— полифункциональность использования помещении и оборудования;

— возрастная и полоролевая адресованность оборудования и материалов.

Театрализованная деятельность - это яркий, красочный и доступный восприятию ребёнка вид искусства, доставляющий детям радость, развивающий воображение и фантазию, способствующий творческому развитию.

Театрализованная деятельность - это игра. А, значит,  ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста. Наша задача– окружить ребёнка игрой так, чтобы он не заметил, что занимается тяжёлой работой.

В этом педагогу могут помочь средства театрализованной деятельности.

2. Содержание театрализованных занятий включает в себя;

просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

— игры-драматизации;

— разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

— упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);

— упражнения по социально-эмоциональному развитию детей. (Психолог)

- разыгрывание сказок, каких-либо сценок,

- ролевые диалоги по иллюстрациям,

- самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие и др.).

- выполнение имитационных движений . музыка.   загадки

- специальные упражнения, проблемные ситуации типа «Ты с этим согласен?»

- иллюстрации в детских книгах,

- видеофильмы по различным произведениям.

- рассказы по схематичным картинкам

- ведение диалога

- использование  игрушек, кукол, маски или элементы костюмов

- использование разных видов театра ( настольный, пальчиковый, перчаточный, би-ба-бо, Театр Масок», «Варежковыйтеатр и т.д.).

- В группе для детей 5—7 лет более широко должны быть представлены разные виды кукольного театра, разнообразные материалы для изготовления атрибутов к спектаклям и т.д.

Отмечаются несколько этапов по  подготовке к театрализованной деятельности

Вначале воспитателю необходимо выразительно прочитать произведение, а затем провести по нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности.  Чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им будет потом театрализовать прочитанное. Поэтому при чтении желательно широко использовать весь комплекс средств интонационной, лексической и синтаксической выразительности. От педагога требуется глубокое знание детей, чтобы понять, что и как чувствует ребенок, слушая его чтение.  

Перед воспитателем встают две основные задачи:

во-первых, понять, разобраться в том, что чувствует малыш, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьезны,

 во-вторых, помочь ему полнее выразить свои чувства, создать для него особые условия, в которых проявится его активность, его содействие тем, о ком он услышал.

Чтобы не потерять авторские находки, из многообразия средств выразительности в детском саду рекомендуется:

во 2-й младшей группе формировать у детей простейшие образно-выразительные умения (уметь имитировать характерные движения сказочных животных);

в средней группе обучать элементам художественно-образных выразительных средств (интонации, мимике и пантомиме);

в старшей группе совершенствовать художественно-образные исполнительские умения;

в подготовительной к школе группе развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий.

— особое внимание детей надо обратить на связь между настроением и особенностями вербальной и невербальной выразительности (силой голоса, темпом, интонационными и логическими ударениями).

В старших группах для обучения детей средствам речевой выразительности используются более сложные упражнения. Например, можно предложить детям произнести с разной интонацией самые привычные слова: «возьми», «принеси», «помоги», «здравствуй» и другие (приветливо, небрежно, просяще, требовательно и т.д.), или привлечь внимание к тому, как можно изменить смысл фразы путем перестановки логического ударения (каждый раз на другое слово): «Дай мне куклу», «Мама пришла за мной» и т.д. Причем нельзя забывать, что интонация голоса воспитателя — образец для подражания.- Поэтому, прежде чем предложить какое-либо задание детям, следует неоднократно поупражняться самому.

Можно предложить детям разыграть отдельные маленькие сценки, где необходимо подчеркнуть особенности ситуации мимикой.  

Можно использовать упражнение «говорящие картинки» — рассказы по схематичным картинкам, которые рисуются в ходе совместного обсуждения или, когда один ребенок рассказывает, а другие (3—5 человек) разыгрывают роли с использованием невербальных средств выразительности.

для развития у детей умения внимательно слушать, запоминать последовательность событий, свободно ориентироваться в тексте, представлять образы героев, осмыслении материала можно использовать специальные упражнения, проблемные ситуации типа «Ты с этим согласен?»; иллюстрации в детских книгах,

 а также видеофильмы по различным произведениям.

при рассматривании с детьми иллюстраций особое внимание необходимо уделять анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках («Что с ним?», «Почему он плачет?» и др»).

— после беседы о прочитанном (или рассказанном) и подобных упражнений необходимо вновь вернуться к тексту, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов». Причем никогда нельзя требовать буквального воспроизведения содержания.  

—  имитационным движениям (сказочных животных) можно обучать детей на физкультурных и музыкальных занятиях, в свободной деятельности.

— передать характер персонажей в движении помогает музыка.  

после этого можно предложить детям загадать друг другу загадки, имитируя движения различных животных. Причем, наблюдая с детьми за исполнителями, необходимо учить их подмечать различия в характере одного образа.

Очень важно - выявить наиболее эффективные приемы и методы в работедля совершенствования всех компонентов речевой системы,

Часто между взрослыми и детьми, между самими детьми преобладает обиходно — бытовая лексика. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает ее в маловыразительную, скучную. Без яркости и красочности речь бледнеет и тускнеет. В то время как, сказка дает прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладеть родным языком.

Играя в театр, дети учатся правильно произносить поставленные звуки в речи, воспроизводят слоговую структуру слова.

Так же с элементами театрализации рекомендуется проводить упражнения для развития интонационной выразительности речи и диапазона голоса. развития речевого дыхания, совершенствования умения эмоционально передавать характер.  Когда дети надевают на руку атрибут какого-либо театра и произносят изучаемый звук с различной интонацией. «Звериные скороговорки» помогают нам в работе над четкостью дикции: здесь дети уже надевают маски разных животных и проговаривают скороговорки или стихотворные тексты.

Большую пользу оказывают ролевые диалоги по иллюстрациям с использованием вербальных средств выразительности. При этом собственно разыгрывание не является самоцелью. Работа строится по трехчастной структуре: беседа, исполнение отрывка, анализ выразительности воспроизведения.

Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь. Именно в диалоге дети учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю. Процесс развития диалогической речи ребенка дошкольного возраста с ОНР – процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи. Одним из таких средствкак раз и является театрализованная деятельность

Русские народные сказки являются прекрасным материалом для обучения детей дошкольного возраста пересказу. Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную работу, развивает у него коммуникативные навыки, чувство языка, творческие способности.

Сказка используется как помощник для овладения детьми лексико-грамматической системой языка.  На основе текстов русских-народных сказок, которые сопровождаются  иллюстрациями и рисунками эффективна  работа нанаборном полотне, работа с фигурками для настольноготеатра,

использование плоскостного театра на коврографе. / Воскобович/.

Беседуя по содержанию сказок, выкладывая сюжет из изображений по сказкам - тем самым решаю задачи по совершенствованию грамматического строя речи.

При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Кроме того, именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения).

Театрализованная деятельность - -это и есть сама сказка А сказка наиболее близка и интересна ребёнку по мироощущению, ведь он воспринимает мир эмоционально-чувственно.

Вначале фрагменты из сказок могут использоваться как упражнения.   В следующий раз можно усложнить задание, предложив одному ребенку (по желанию) разыграть диалог двух персонажей (проговаривая слова и действуя за каждого) и т.д. Таким образом, ненавязчиво и непринужденно, дети учатся словесному перевоплощению, стремясь, чтобы характер персонажа, голос и его привычки легко узнавались всеми. Следует подчеркнуть, что здесь важно предоставлять детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений.

Другое направление работы- драматизация, разыгрывание сказок по ролям.

Они позволяют решать задачи по совершенствованию грамматического строя речи, расширению и активизации словаря с использованием элементов игр-драматизаций,

 Игра драматизация- это своеобразный и самостоятельно существующий вид игровой деятельности. Она отличается от обычной сюжетно-ролевой деятельности тем, что создаётся по готовому сюжету, взятому из книги. Такая игра труднее для детей, чем подражание тому, что они видят в жизни. Участие в инсценировке представляет участникам широкий простор для проявления инициативы, творческих способностей. Ребёнку надо представить себя на месте изображаемого персонажа, проникнуться его чувствами.

 С этой целью используются:

- народное творчество,

- различные авторские сказки.

- сочинение сказок. Здесь используются две развивающие ситуации. Условно я назвала их так: "Я- писатель" и "Сказка на пальцах".

Эти два направления легко взаимодействуют и дополняют друг друга. Суть их заключается в следующем: ребёнок выбирает героев (мелких игрушек-киндер, и сочиняет с ними сказку, которую постепенно развивает. Для этой цели я разработала специальные поля-заготовки, которые позволяют переносить сказочных героев, то в заснеженный лес, то в зимний городок.

Использование разных видов театра позволяет решать задачи по развитию связной диалогической речи, по развитию интонационной выразительности речи с применением различных видов театра.Например: «Театр Масок», «Варежковыйтеатр», элементы костюмов.

Так же с элементами театрализации рекомендуется проводить упражнения для развития интонационной выразительности речи и диапазона голоса. развития речевого дыхания, совершенствования умения эмоционально передавать характер.  Когда дети надевают на руку атрибут какого-либо театра и произносят изучаемый звук с различной интонацией. «Звериные скороговорки» помогают нам в работе над четкостью дикции: здесь дети уже надевают маски разных животных и проговаривают скороговорки или стихотворные тексты.

Используются игрушки, выступающие в роли образа или модели звука: например, жук – Ж, комар – З, змея-шипелка – Ш, самолёт - Л и т. п. При этом придумываются целые истории.

Куклы используются по очереди, чтобы интерес к ним не угасал. А если это случилось, можно убрать эти куклы на месяц и, после перерыва, они опять воспринимаются детьми как добрые друзья.

Так же
игрушки для пальчикового театра (слон, попугайчик, акула, тигр, мышка и т. п., они не занимают много места на столе и с помощью них можно многократно повторять слоги и слова и это не будет утомительно.

так же использую персонажи настольного театра, пальчикового и перчаточного.

Используются игрушки, выступающие в роли образа или модели звука: например, жук – Ж, комар – З, змея-шипелка – Ш, самолёт - Л и т. п. При этом придумываются целые истории.

Куклыиспользуются по очереди, чтобы интерес к ним не угасал. А если это случилось, можно убрать эти куклы на месяц и, после перерыва, они опять воспринимаются детьми как добрые друзья.

Так же
игрушки для пальчиковоготеатра(слон, попугайчик, акула, тигр, мышка и т. п., они не занимают много места на столе и с помощью них можно многократно повторять слоги и слова и это не будет утомительно.

так же используюперсонажей настольного театра.

активно использую пальчиковый и перчаточный театр.

Использование театрализованных игр проходит поэтапно, от простого к сложному.

На I этапе использую игровые  упражнения, направленные на выработку мимики и пантомимики. Благодаря им движения приобретают большую уверенность. Дети начинают легче переключаться с одного движения па другое, понимать нюансы выражения лица, жестов и движений другого человека.

На II этапе ввожу игры и упражнения па развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, разнообразной интонации.

На III этапе переходим к драматизации стихов, прибауток, потешек. Дети заранее заучивают тексты, затем разыгрывают их, используя настольный или пальчиковый театр.

IV этапе – переход к более сложному виду деятельностидраматизации рассказов и сказок.

Здесь используются разные маски или элементы костюмов и виды театров: настольный, пальчиковый, би-ба-бо.

Дети могут разыгрывать текст как актеры. Участвуя в театрализованных играх, ребёнок знакомится с окружающим миром через образы, краски, звуки.

Работая над персонажем, ребёнок подражает его мимике, жестам, голосу. Активизируется словарь дошкольника, звуковая культура речи.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется самоконтроль над собственной речью, дети становятся менее замкнутыми. Ребёнок не понимает, что он не просто играет, а участвует в процессе непроизвольного, неосознаваемого обучения.

Вывод:

Использование театрально-игровой деятельности в работе с детьми» помогает изменить не только негативное отношение ребёнка к своей речи, но и сделать его более инициативным, эмоциональным, коммуникабельным.

А самое главное – в очень увлекательной форме и без принуждения происходит автоматизация и дифференциация звуков, закрепление их в речи. Речь ребёнка становится связной, грамотной, лексически обогащённой. У ребёнка появляется своеобразная раскрепощённость и комфортность при общении с другими детьми.

Занятия в основном строятся по единой схеме:

— введение в тему, создание эмоционального настроения;

— театрализованная деятельность (в разных формах), где воспитатель и каждый ребенок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;— эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.

Таким образом, развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует такая организация театрализованной деятельности детей, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли, для этого необходимо использовать разнообразные приемы:

— выбор детьми роли по желанию;

— назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;

— распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);

— проигрывание ролей в парах.

Главной целью использования театрализованной деятельности - является создание оптимальных условий для коррекции речевых недостатков, создания позитивной атмосферы.

Использую некоторые элементы. Работа заключается в следующем: я сделала подборку звукозаписей, при помощи которых, дети могут погрузиться в любое из представленных здесь состояний и отобразить его.

Сюда же относятся "Пантомимические этюды", которые чаще всего используются на фронтальных занятиях, чтобы настроить детей на занятие и активизировать мышцы лица. С этой целью, я показываю карточки со смайлами, отражающими ту или иную эмоцию. Задача детей повторить и описать это чувство.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Своеобразие творческой деятельности ребёнка-дошкольника.

 Творчество - это сознательная, целеполагающая, активная деятельность человека, направленная на познание действительности, создающая новые, оригинальные, никогда ранее не существовавшие пр...

«Экспериментальная деятельность-ведущая деятельность ребёнка-дошкольника»

Малыш — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как мож...

«Игра как самоценная деятельность ребёнка дошкольника».

Игра - это не только обязательная принадлежность детства, но и значимый элемент социально - педагогической системы, целенаправленно используемый обществом для подготовки детей к "взрослой" ж...

Игра - ведущий вид деятельности ребёнка дошкольника

Игра становится основным видом деятельности дошкольника, отвечающим главной его потребности – войти в мир взрослых, вступить с ними в сотрудничество. Играя, ребёнок может приобретать...

Консультация для воспитателей Игра – ведущий вид деятельности ребёнка- дошкольника при формировании у него основ безопасности собственной жизнедеятельности

Дидактическая игра-явление многоплановое и сложное. Это и метод обучения, и самостоятельная деятельность дошкольников, и средства всестороннего развития личности. Она входит в целостный педагогический...

АКТУАЛИЗАЦИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЁНКА-ДОШКОЛЬНИКА С ОВЗ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

laquo;Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству» В. А. Сухомлинский...

Доклад на семинар «Возможности игрового пространства в познавательной деятельности ребёнка дошкольника»

развивающая предметно-пространственная среда, которая должна обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую активность, экспериментирование с доступными материалами, эмоциональное благопо...