«Путешествие с осенним листом» .
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Коновалова Галина Николаевна

Открытый показ бинарного занятия с использованием элементов ТРИЗ, синквейна, лэпбука, психологических этюдов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_no_4.docx30.78 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый показ бинарного занятия «Путешествие с осенним листом»

с использованием ТРИЗ, синквейна, лэпбука, психологических этюдов.

Цели: Обобщить представления детей о признаках осени, используя разные виды образовательной деятельности: художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие.

Задачи:

Закреплять умение участвовать в беседе, отвечать на вопросы полным предложением.

Упражнять в согласовании имен прилагательных с именами существительными.

Продолжать учить согласовывать движения с речью.

Развивать умение детей замечать изменения в природе, логическое мышление.

Упражнять в составлении рассказов по схеме, таблице.

Развивать свободное общение с взрослыми и детьми по поводу музыки, побуждать к активным, самостоятельным действиям. 

Развивать эмоциональное восприятие музыки.

Воспитывать у детей любовь к природе, чувство прекрасного. Создать тёплое, радостное настроение на занятии, способность чувствовать и передавать другим эмоциональную теплоту и радость.

Развивать у детей эмоциональную отзывчивость.

Развивать у детей коммуникативные навыки.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Приветствие «Улыбки»

Педагог-психолог: Ребята, я рада вас приветствовать! Давайте поприветствуем друг друга ласковой улыбкой. (Дети улыбаются друг другу.) А теперь давайте поприветствуем улыбками наших гостей и скажем вместе «Здравствуйте!».

Волшебница Осень.

Педагог-психолог: Ребята, вы помните, как совсем недавно делали портрет Волшебницы Осени? Благодаря вашим стараниям, Осень на портрете и впрямь волшебница. Сейчас, когда настало время попрощаться с осенней порой, Волшебница дарит нам прощальный подарок. Посмотрите на портрет Осени, там нас ждет листочек.

Как вы думаете, что мы сегодня сможем узнать от этого листочка?

(Ответы детей)

Упражнение «Настроение»

Педагог-психолог: Волшебница Осень раскрасила своими чудесными красками крону нашего дерева. Взмахнула кистью с зеленой краской и появилось радостное настроение. Взмахнула кистью с желтой краской – настроение спокойное. Взмахнула кистью с красной краской – настроение печальное.

Дети, подумайте о том, какое настроение у вас сейчас и подойдите к той части дерева, где висят подходящие листочки.

Разделение на команды.

Педагог-психолог: Дети! Давайте возьмемся за руки и сделаем хоровод. Посмотрите. Осень и тут разбросала листочки. Возьмите каждый себе по листочку, который нравится больше всего и вернитесь на свое место в круг.

Воспитатель: Вы листочек, поднимите и об осени нам расскажите. Возьмите в руки по листочку и расскажите, какие изменения происходят в природе осенью. Только делать мы это будем по-разному. Подумайте, как вы хотите это произнести?

Например:

С деревьев падают листья, трава и цветы вянут. Как я сказала это? (тихо).

Листья на деревьях пожелтели.

Часто идет дождь. (шепотом)

На улице похолодало. (громко)

Дни стали короче.

Птицы улетают в теплые кря.

Дует холодный ветер.

Животные готовятся к зиме, утепляют свои жилища. (очень громко)

Осенью много овощей и фруктов. (шепотом)

Поднесите ладошку к губам, немного отодвиньте её от лица. Подуйте на листочки, чтобы они закружились в воздухе. Сделайте вдох носом, выдох ртом, вытянув губы вперёд трубочкой. Подуйте на листок.

— Подул лёгкий ветерок (поддувание длинной, лёгкой воздушной струёй);

— Подул сильный ветерок (поддувание длинной, более сильной воздушной струёй);

А теперь каждый внимательно посмотрит на свои листья и скажет, с какого дерева его лист? Нужно найти дерево и вернуть ему листочки. Взаимопроверка. Мы поделились с вами на три команды.

Давайте вспомним правила работы в команде:

Команда – это значит вместе,

Команда – все за одного.

Здесь всё по совести и чести,

Здесь не обидят никого.

Команда нас объединяет

Не испугаемся преград,

Здесь каждый свое дело знает,

Работает на результат.

А если возникают споры,

Они решаются тотчас,

И никакие разговоры

Не отвлекут от дела нас.

В своей команде нам уютно

Мы оказались в ней не вдруг,

Когда кому-то станет трудно,

Свое плечо подставит друг.

Задание для команды дубовых листочков «Четвёртый лишний»

Воспитатель: Помогите мне найти лишнюю картинку, которую нельзя отнести к осени.

Вариант 1: воробей, сорока, ласточка синица

Воспитатель: — Какая картинка лишняя?

Ребёнок: — Это ласточка, потому что осенью она улетает в тёплые края. А все остальные птицы остаются зимовать.

Вариант 2: куртка, шапка, плащ, шорты.

Воспитатель:— Какая картинка лишняя?

Ребёнок: — Это шорты. Их носят только летом.

Вариант 3: орехи, грибы, брусника, ландыши

Воспитатель: — Какая картинка лишняя?

Ребёнок: — Это ландыши, потому что они цветут только весной. А орехи, грибы, брусника созревают осенью.

Вариант 4: корзина, зонтик, лыжи, лопата

Воспитатель: — Какая картинка лишняя?

Ребёнок: — Это лыжи. На лыжах катаются зимой, а другие вещи можно использовать осенью.

Взаимопроверка.

Задание команде кленовых листочков «Собери урожай»

Воспитатель: Вас я приглашаю поиграть в игру «Собери урожай». Необходимо фрукты положить в корзину, овощи в ящик. Капуста это овощ. Я положил ее в ящик. Яблоко - это фрукт. Я положил его в корзину. Взаимопроверка.

Задание команде кленовых листочков «Чьи листочки»

Воспитатель: Осенний ветер играл с листьями, расшалившись, он сорвал их с деревьев. Отгадайте, с какого дерева упал каждый листочек. Закрепите его рядом с этим деревом в кружке и назовите, какой это листок.

Ребёнок: — этот листочек упал с березы. Это березовый лист.

Ребёнок: — этот листочек упал с дуба. Это дубовый лист.

Ребёнок: — этот листочек упал с клена. Это кленовый лист.

Воспитатель: С какого же дерева упал последний листок? (с каштана)

Мы назовём его лист каштана. Каштановый лист не принято говорить.

Психологический этюд «Листопад»

Педагог-психолог: Мы сейчас как осенние листочки закружимся в хороводе:

Повернись, покружись и в листочки превратись (дети кружатся)

Мы осенние листочки, разноцветные листочки (машут листочками)

Мы на веточках сидели, ветер дунул, полетели (побежали)

Листья осенью летят, что же это? (дети хором) Листопад!

Листопад, листопад, листья желтые летят, (машут)

Землю устилают, землю укрывают. (Дети приседают).

Упражнение «Осенний лист»

Воспитатель: Клеточки расскажут нам необыкновенную историю листка, а вы поможете.

Воспитатель: Верхние клеточки, которые находятся над листом, их три, предлагают нам вспомнить, где живут осенние листья?

Дети отвечают, воспитатель зарисовывает их в верхних клеточках – дерево, куст, трава.

Воспитатель: Три клеточки под листом, предлагают рассказать, какие бывают осенние листочки.

Примерный рассказ: листочки бывают разные – зеленые, желтые, красные. По форме – круглые, овальные. По размеру – большие и маленькие. Края у листочка могут быть ровные или с зубчиками.

Воспитатель: Клеточка слева предлагает нам путешествие в прошлое листа — как он появился на свет?

Воспитатель: Правильно — это веточка с почками.

Клеточка справа предлагает нам представить, что же будет с нашим листочком в будущем.

Воспитатель: Конечно же, он превратится в лист коричневого цвета.

Сколько живёт листочек? Ответы детей (Листочек живет всего один год, но за это время он несколько раз меняется).

Психологический этюд с элементами массажа.

Педагог-психолог: Повернулись, покружились и в листочки превратились…

Представьте себе, что подул легкий ветерок и листочки кружась по кругу летят друг за другом. Закапал легкий осенний дождик (дети стучат пальчиками по плечам впереди идущего). Дождик прекратился и легкий порыв ветра смахнул с листочков всю воду (стряхивающими движениями смахиваем воображаемые капельки воды с плеч соседа). Ветерок подул еще раз и листочки задрожали (трясем кистями рук). Ветер успокоился и листочки тоже остановились.

Упражнение с элементами Синквейн.

Воспитатель: Сегодня мы с вами будем писателями: будем составлять, придумывать рассказ об осени. Я вам буду задавать вопросы, а вы будете подбирать к нему слова.

Осень. Какая она?

Ответы детей: чудесная, прекрасная, красивая, золотистая, хмурая, дождливая, любимая, холодная (ответы могут быть самые разные).

Что она делает?

Ответы: дарит нам грибы, ягоды, фрукты, овощи, печалит нас, завораживает своей красотой, радует, сбрасывает с деревьев листья, отправляет птиц в теплые страны и т.д.

Что для вас означает осень? (отражает личное отношение к тому, о чем говорится).

Ответы: Я люблю осень, потому что она красивая.

Мне не нравится осень, потому что стало холодно, нельзя купаться, загорать.

Осень – холодное время года.

Я жду прихода осени, потому что осенью у меня день рождения и т.д.

Выразите одним словом ваши чувства, связанные с осенью (обязательно существительное - ассоциацию).

Ответы: Красота. Дожди. Холод. День рождения и т.д.

Послушайте, что у нас получилось:

Осень. Прекрасная, золотистая, холодная. Радует, печалит, завораживает.

Осень – время года. Красота.

Психологические этюды «Листопад»

Педагог-психолог: 

Листопад, листопад,

Листья кружатся, летят!

Разноцветные, резные,

Словно кистью расписные.

Упражнение «Звуки осени».

Музыкальный руководитель: Я услышала, что к вам сегодня залетел осенний листочек. А вы знаете, что листочек можно услышать музыкальными звуками. А какие музыкальные инструменты могли бы изобразить шелест листочков? Какие инструменты могут изобразить шум дождя и завывание ветра? (маракасы, дудочка, металлофон, колокольчики) выберите себе инструменты и станьте по группам: (по карточкам выбирают нужные инструменты среди разных, озвучивание инструментов).

- Давайте мы совершим прогулку по осеннему парку, а вы будите озвучивать на инструментах явления природы под музыку. Игра на инструментах под спокойную музыку.(Прогулка)

- Мы вышли на прогулку в осенний парк. У нас под ногами шелестят листья. Вдруг подул ветерок и закружил листочки. Пошел дождик и все листочки намокли, стали не слышны. Только дождик продолжал идти дождик и дуть ветер. Вот и дождик закончился. Стих ветер. Стало тихо. (положить инструменты)

Упражнение с лэпбуком.

Музыкальный руководитель: У меня есть картинки с изображением музыкальных инструментов. Картинки разрезные, но вот беда, они все перепутались. Поможете мне их собрать?  Мальчики идут к одному столу, девочки к другому. Собирают картинки-пазлы.

Упражнение «Осенняя песня».

Музыкальный руководитель: На полу листочки, предлагаю их взять.

Вспомните, какую песню мы пели про листочки («Падают листья»).

Расскажите, как звучала музыка. (неторопливо, ласково, напевно, негромко)

У меня листочки с разных деревьев, возьмите листочек какой хотите. Те, у кого будет кленовый листочек - тот будет петь песню, у кого дубовый - танцевать под эту песню, у кого березовый - тот играет на инструментах. Подойдите, возьмите инструменты, которые изображают шелест листьев.

Дети исполняют песню сопровождая ее танцами и звуком шелеста листьев.

Релаксация

Педагог-психолог: Листочки сегодня много летали конечно же устали. Присаживайтесь на коврик. Закрывайте глазки и слушайте мой голос: «Сделайте глубокий вдох и медленный выдох… Листочки, опавшие на землю тихо и мирно отдыхают. Начался небольшой дождик, который смывает всю усталость и заботы. Подумайте о сегодняшнем занятии… Представьте себе, что вас начинают укрывать от дождя множество разноцветных зонтиков. Если у вас сегодня всё получалось, то вас накроет красный зонтик. Если сегодня вы были очень активны, то вас накроет зеленый зонтик. Если у вас еще остались вопросы, то вас накроет синий зонтик.

На счет три вы откроете свои глаза и подойдете к тому зонту, который себе представили.

Один. Два. Три.

(В это время все три педагога раскрывают красный, зеленый и синий зонты. Дети открывают глаза и расходятся под зонтики, которые себе представили).

Рефлексия «Закончи предложение»

У меня получилось…

Было интересно…

Было трудно…

Теперь я могу…

Завершение занятия. Упражнение «Настроение»

Дети, подумайте еще раз о том, какое настроение у вас сейчас и подойдите к той части дерева, где висят подходящие листочки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с детьми раннего возраста. Тема:Аппликация из осенних листьев" Осенний букет"( коллективная работа).

Цель: развивать у детей художественно-творческие способности, воспитывать терпение, усидчивость и фантазию....

Мастер класс для детей и родителей. Аппликация из осенних листьев "Пейзаж из осенних листьев", во 2 младшей группе.

Мастер класс по аппликации «Пейзаж из осенних листьев» для детей и родителей 2 младшей группы. Воспитателя Марченковой Елены Геннадьевны.Цели:        ·...

Мастер-класс для родителей и детей по работе с осенними листьями. Тема: «Удивительные осенние листья»

Мастер-класс знакомит участников  с эффективными приемами и методами работы с природным материалом. Способствует творческой самореализации родителей и детей. Создаёт психологически-комфортную обс...

Мастер – класс для детей и родителей старшей группы «Путешествие в осенний лес» (нетрадиционная техника рисования (отпечаток листьями))

Мастер - класс будет интересен родителям и педагогам детей старшего возраста в плане знакомства с нетрадиционными техниками рисования ( отпечаток листьями)1.Задачи:Воспитательные:Воспитание: любв...

Игра-путешествие для детей младшего дошкольного возраста «Я шагаю по ковру из осенних листьев» по программе «Экологическими тропами Бурятии»

Игра-путешествие для детей младшего дошкольного возраста«Я шагаю по ковру из осенних листьев»по программе «Экологическими тропами Бурятии»...

ФЭМП «Какие разные листья» в рамках проекта «Почему осенние листья падают по-разному?»

ЦЕЛЬ: Формирование элементарных математических представлений в средней группе.Задачи:1. Упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольни...

Мастер – класс для детей старшей группы «Путешествие в осенний лес» (нетрадиционная техника рисования: отпечаток листьями)

Такая техника рисования всегда смотрится креативно и интересно, и никто не поверит, что это простые отпечатки, от обычных листьев. Такое рисование заинтересует и младших ...