Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе. Составление рассказов на тему: «Мама – самый близкий человек!»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Гильмуллина Альбина Мухамадиевна

 

Расширять и активизировать словарь прилагательных, глаголов;  продолжать знакомить с пословицами и поговорками о маме; упражнять детей составлять описательный рассказ о маме по опорной схеме. учить делать звуковой анализ слова, составлять схемы слова и предложения, научить детей составлять синквейн.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл «Мама – самый близкий человек!» 25.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №39 общеразвивающего вида городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан

Администрации городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан

(МАДОУ детский сад №39)

Конспект НОД по развитию речи

в  подготовительной к школе группе.

Составление рассказов на тему:

«Мама – самый близкий человек!»

 

                                   

                                                                                           Воспитатель 22 группы:

                                                                     Гильмуллина А.М.

                                        г.Нефтекамск 2020

Конспект НОД в подготовительной группе.

Составление рассказов на тему: «Мама– самый близкий человек!»

Образовательная область: речевое развитие.

Вид деятельности: непосредственно-образовательная деятельность.

Возрастная группа: подготовительная группа.

Цель: способствовать формированию у детей доброго, внимательного, чуткого отношения к маме, развивать речевые навыки.

Задачи:

Коррекционно-обучающие: расширять и активизировать словарь прилагательных, глаголов; продолжать упражнять в использовании в речи местоимений мою, моя; закреплять умение отвечать на вопросы; продолжать знакомить с пословицами и поговорками о маме; упражнять детей составлять описательный рассказ о маме по опорной схеме. учить делать звуковой анализ слова, составлять схемы слова и предложения, научить детей составлять синквейн.

Развивать у детей представления об общественном празднике нашей страны - Международном Женском Дне. Формировать умение детей понимать образное значение пословиц, способствовать заучиванию пословицы о маме.

Коррекционно-развивающие: развивать внимание, образные представления, речемыслительную деятельность, мелкую ручную моторику.  развивать желание рассказывать о взаимоотношениях с мамой, поделиться своими мыслями и чувствами о своей маме; развивать выразительность речи, логическое мышление, воображение, память.

Коррекционно-воспитательные:,  воспитывать у детей чувство любви и привязанности к самому близкому и родному человеку-маме, желание ей помочь, уважение к  маме.

Предварительная работа: чтение художественных произведений ,стихов о маме, подготовка к утреннику, посвященному  Международному Женскому Дню, рассматривание иллюстраций, фотографий мам, д/и «Мамины помощники», «Профессии мам», художественно-творческая деятельность: аппликация «Открытка для мамы», рисование «Мамина улыбка», слушание песен о маме.

Материал и оборудование: мольберт ,фотографии мам, мяч, картинки о маме, слово «мама», наборы для составления схемы слов из звуков и предложения, листы бумаги, краски, кисточки, обрывки  газеты.

Методы:

- словесные (объяснение, беседа, словесная инструкция, усиление мотивации в ходе организации деятельности детьми, самооценка).

-наглядные (метод иллюстраций, демонстрация, образец, показ, жестовая инструкция).

-практические (создание проблемной ситуации, совместные действия, выполнение задания ребенком).

Приемы:

-позитивного внушения, убеждения.

-эмоционального переключения.

-осуществление пошагового контроля.

-авансирование личности.

-право выбора.

-оказание дозированной помощи.

-вопросы, подбадривание, поддержка.

-повтор инструкции, образец, организация начального этапа.

Активизация словаря: Международный Женский День , милая, любимая, родная, дорогая, красивая, ласковая, внимательная, прекрасная, замечательная, чудесная, очаровательная, ненаглядная, милее, дружок, матушка, младенец, дитя.

Ход деятельности:

Приветствие друг друга «Доброе утро»

-Доброе утро и всем улыбнись!

Справа и слева друзьям поклонись.

Будем дружить, помогать всем всегда-

Вы согласны? Ответьте мне (Да)!

Приветствие гостей (дети здороваются с гостями).

- Ребята, давайте вспомним , какое сейчас время года?( весна).Как, называется первый месяц весны?( март).Какой праздник мы отмечаем в начале марта?( Международный Женский День)

Посмотрите, кто-то оставил нам письмо! Ой, а давайте его прочитаем. Это пишет Вредина! - Здравствуйте, ребята! Пишет вам Вредина, мне в моей стране скучно, решила я себе забрать у ваших мам праздник!  От мам ваших все равно пользы нет, ничего они не умеют. Я, конечно, могу праздник не отменять, но тогда расскажите почему!? Или выполните мои задания!

- Ребята что же делать? Вы согласны выполнить задания? (да, мы докажем Вредине, что наши мамы самые лучшие.)

Итак,  первое задание : Я знаю, что вы любите отгадывать загадки, поэтому Вредина для вас приготовила стихотворение-загадку.

Слово это тёплое сердце согревает,

И без слова этого жизни не бывает.

Утром, днём и вечером я твержу упрямо

Это слово вечное, ласковое — …

(мама)

Второе задание: Игра с мячом « Назови ласково»

 Я знаю,что мамы вас всех ласково называют. Как? (высказывания детей). А как вы можете ласково назвать свою маму? (мамочка,мамуля,мамулечка и т. д.)

- Молодцы! Вот сколько ласковых слов вы знаете о мамах) Когда-то на Руси маму принято было называть уважительно и ласково «Матушка» . Правда,красивое слово? Давайте и мы,ребята,его повторим и запомним. Дети повторяют за воспитателем.

Третье задание: Сколько звуков в слове « Мама», и какие они? Дети делают звуковой анализ слова и состовляют схему.

Четвертое задание: А какой первый звук в слове «мама»? (звук «М»)

- Назовите слова со звуком «М» в начале слова. (Мальвина, машина, мальчик, морж и т. д.)

- В середине слова? (лампа, сумка и т. д.)

- В конце слова? (гном, джем, изюм и т. д.)

Молодцы!

Пятое задание :  Составить синквейн со словом  «Мама». Ребята, а вы знаете, что такое синквейн?  Синквейн -   представляет собой не рифмованное составление стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам. И сегодня мы с вами научимся составлять Синквейн!

На первой строчке слово «мама»

На второй строчке нужно подобрать 2 слова прилагательные.

Игра «Какая мама?» (с мячом). Дети встают в круг. Конечно, вы все очень любите своих мам. Давайте скажем о маме все хорошие слова. Каждый из вас назовет по одному слову, но, не повторяя уже сказанное.  (ласковая, добрая, нежная, трудолюбивая, умная, красивая, единственная, родная и т. д.)

На третей строчке подбираем 3 слова - действия

Мамы у нас не только красивые, добрые, заботливые, но еще и очень трудолюбивые. И сейчас я приглашаю вас поиграть в игру «Что умеет делать мама?»  (с мячом). Дети встают в круг. Воспитатель называет существительное и бросает мяч. Ребенок, поймавший мяч, подбирает к существительному подходящий по смыслу глагол (например :мама борщ на кухне (что делает?)варит, мама сказку перед сном (что делает?) читает и т. д.).

Четвертая строчка: Составляем предложение из 4 слов о маме. Затем дети составляют схему придуманного предложения : «Давайте запишем его в виде схемы и проанализируем: сколько слов в нём.»

Пятая строчка: А теперь ребята ,скажите что для каждого из вас значит мама?( родитель, домохозяйка, родной человек и т.д.)

-Давайте вместе прочитаем получившийся , синквейн! Понравилось вам создавать синквейны?

Сейчас я предлагаю немного отдохнуть и показать, какие вы мамины помощники.

Физминутка «Мамины помощники» (имитация движений):

-Дружно маме помогаем

Пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем,

Полоскаем, выжимаем.

Подметаем все кругом,

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери шире открываем.

Маму крепко обнимаем!

Воспитатель: Молодцы, дети!

Шестое задание: Составление описательного рассказа «Моя мама»

- Рассмотрите фотографии своих мам.  Пожалуйста, расскажите о своей маме по плану:

Как зовут маму?

Где она работает?

Чем она любит заниматься дома?

 Как вы играете с мамой? Как помогаете ей?

Рассказывание из личного опыта (3-4 детей)

 (Дети составляют рассказы о маме с помощью схемы. Они называют, как маму зовут, описывают ее глаза и волосы, рассказывают кем она работает, что на работе делает, говорят о любимом домашнем увлечении своей мамы).

-Молодцы! Как хорошо рассказали о своих мамах. Вот было бы здорово, если бы все дети научились помогать маме, берегли бы и любили свою маму не только в мамин праздник, но и каждый день!

-Теперь давайте присядем и отдохнем.  Мама- самый близкий и дорогой для каждого человек. Она, как солнышко, согревает нас своим теплом . Ребята, а вы знаете пословицы о мамах? (высказывания детей). Много пословиц про маму, запомните их! А сегодня мы выучим пословицу со словом « матушка» . Хотите узнать? Тогда слушайте и запоминайте:  "Нет лучше дружка, чем родная матушка". Как вы понимаете эти слова? (высказывания детей). Давайте, ребята, мы выучим с вами эту народную мудрость. Заучивание пословицы детьми.

А мы, ребята, продолжаем наш разговор о мамах. Все люди любят получать подарки. И мамы тоже. А я предлагаю вам сделать красивые открытки для всех  мам. Вы согласны? Сегодня мы с вами нарисуем букеты цветов с помощью газетного листа!

Показ последовательности рисования нетрадиционным способом. Самостоятельная деятельность детей, индивидуальная помощь.

Какая красивые открытки у вас , ребята, получились! Они будет украшать нашу раздевалку, и радовать мам.

Итог: Мы с вами очень хорошо сегодня потрудились. Давайте вспомним, чем интересным сегодня занимались? Что нового узнали? (высказывания детей). Какую пословицу о мамах выучили? (дети проговаривают).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы "Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы"

     На занятии дети учатся составлять описательные рассказы о  насекомых, используя при этом план - схему, продолжают учиться  связности, развёрнутости,  не...

Конспект НОД по развитию речи детей 2 младшей группы "Составление описательного рассказа об игрушке"

Уважаемые коллеги, хочу поделиться своей разработкой НОД во 2 младшей группе в разделе "Речевое развитие" в соответствии с ФГОС....

Конспект НОД по развитию речи во 2 младшей группе «Составление сюжетного рассказа по набору игрушек совместно с воспитателем»

Конспект НОД по развитию речи во 2 младшей группе«Составление сюжетного рассказа по набору игрушек совместно с воспитателем»...

Конспект занятия по развитию речи в 2 младшей группе "Составление короткого рассказа по игрушке"

Учить составлять короткий рассказ об игрушке. учить  правильно образовывать формы глаголов в повелительном наклонении ( поскачи, поезжай); правильное использование предлогов «в», &laq...

Конспект занятия по "Развитию речи" во второй младшей группе "Составление описательного рассказа об игрушках: кошке, мишке. мышке"

Конспект занятия по "Развитию речи" во второй младшей группе "Составление описательного рассказа об игрушках: кошке, мишке, мышке"...

Конспект занятия по "Развитию речи" во второй младшей группе "Составление описательного рассказа об игрушках-пароходе, лисе, петухе"

Конспект занятия по "Развитию речи" для второй младшей группы "Составление описательного рассказа об игрушках-пароходе, лисе, петухе"...

Конспект занятия по "Развитию речи" во второй младшей группе "Составление описательного рассказа об игрушках - лисёнке, медвежонке"

Конспект занятия по "Развитию речи" во второй младшей группе "Составление описательного рассказа об игрушках - лисёнке, медвежонке"...