Методическая разработка по формированию словаря в процессе рассматривания картины «Зайчиха с зайчатами» в старшей группе
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Максимова Виктория Сергеевна

Конспект по развитию речи в процессе рассматривания картины "Зайчиха с зайчатами" в старшей группе детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 13_zad_konspekt_po_razvitiyu_slovarya.docx402.61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по формированию словаря в процессе рассматривания картины «Зайчиха с зайчатами» в старшей группе

Цель: Расширять и обогащать представления о влиянии тепла, солнечного света на жизнь лесных животных, формирование словаря по теме занятия.

Задачи: Задачи работы отображены в таблице.

Задачи по формированию словаря:

  1. Учить понимать образный язык загадки.  Развивать словесно-логическое мышление.
  2. Формировать словарь:
  • существительные: зайчиха, детеныш, зайчата, русак, лес, поляна;
  • прилагательные: большая (зайчиха), маленькие (зайчата), короткие передние (лапы), длинные задние (лапы), длинные (уши), маленький (хвост), черные (глаза), маленький (нос), бурая, коричневая (шерсть), быстрый, травянистые (растения), солнечный, летний;
  • глаголы: сидит, смотрит, погулять (гуляют), греются, следит, заботится, разговаривают, бегают, живут.
  1. Активизировать словарь по теме: Животные и их детеныши летом.
  2. Учить отвечать на поисковые и конкретные вопросы.

Приемы формирования словаря: четкое произнесение слова, неоднократное включение слова в предложение, проговаривание нового слова хором и индивидуально с 2-3 детьми по ходу занятия, подбор слов антонимов к новым словам с целью уточнения его смысловой стороны, интонационное выделение нового слова в речи.

Возраст детей: 5-6 лет

Интеграция образовательных областей (условное обозначение): 

(З) – «Здоровье», (Ф) – «Физическая культура», (С) – «Социализация», (Б) –

«Безопасность», (П) – «Познание», (К) – «Коммуникация», (Ч) – «Чтение художественной литературы», (Х) – «Художественное творчество, (М) – «Музыка».

Режим

Образовательные задачи

Развивающие

+

задачи по формированию словаря

Воспитательные задачи

Оборудование

Содержание работы

Утро

Предшествующая работа

( П ) Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (лето – много растительности).

Показать детям взаимодействие живой и неживой природы.    

         

Рассказывать о значении солнца в жизни лесных животных.

( П ) Развивать познавательный интерес (природа).

( К ) Закреплять умение образовывать название детенышей диких животных от названия взрослых животных (грамматический строй речи).

( Ф ) Развивать физические качества (бросание и ловля меча).

( С ) Закреплять умение выполнять правила игры (развитие игровой деятельности).

Рассказ воспитателя.

Мяч

Введение детей в тему дня.

Я рассказываю детям о том, что лето - самое лучшее время года для лесных животных. Солнце светит, греет – животным тепло. Летом все вокруг зеленое: листья деревьев и кустарников, трава. Благодаря солнцу в лесу появляется много корма для зверей и их детенышей: зреют ягоды и орехи, растут грибы, травянистые растения. И теперь им не голодно, как зимой.

Показ небольшого видеофильма о лесных животных и их детенышах.

Д.И.: «Детеныши и их мамы»

Вид игры: словесная.

Игровая задача.                                                     Правильно называть детенышей диких животных.                                             

Игровое правило.                                              Называть детеныша можно только после того, как поймаешь мяч.        

Игровые действия.                                      Бросание и ловля мяча.                                    

Итог игры.                                                                    Я хвалю детей, говорю, что они справились с заданием.

Играют все дети.    

Ход игры.                                                                      Дети садятся на стулья в кружок. Я встаю в центре круга. Бросаю мяч ребенку и после того как он поймает его, говорю: «Назови мне детеныша лисы». Ребенок отвечает «лисенок». «Правильно», говорю я. После этого ребенок бросает обратно мяч мне. Затем я бросаю мяч другому ребенку и после того как он поймает его, говорю: «Назови мне детеныша медведицы». Ребенок отвечает мне «медвежонок». «Правильно», говорю я. После этого ребенок бросает обратно мяч мне. И т.д. Если ребенок затрудняется с ответом, я прошу других детей помочь ему назвать детеныша.               

Вводная часть

( К ) Учить понимать образный язык загадки.  Развивать словесно-логическое мышление (словарь).

( Ч ) Учить внимательно слушать текст загадки  (формирование интереса и потребности в чтении).

( Ч ) Загадка

В.: «Дети! К нам пришло письмо. Что в нем? Загадка! Слушайте внимательно, я ее прочитаю».

Длинное ухо, комочек пуха.                                          Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц).

В.: «Молодцы! Вы правильно отгадали загадку!»

Основная часть

( П ) Расширять представления о зайце-русаке и его детенышах.

Расширять представления о месте обитания.

Расширять представление о строении тела, размере разных его частей, о цвете шерсти.

Расширять представление о том, чем питается заяц летом.                             (природа)

( К ) Формировать словарь.             Существительные: зайчиха, детеныш, зайчата, русак, лес, поляна.

Прилагательные: большая (зайчиха), маленькие (зайчата), короткие передние (лапы), длинные задние (лапы), длинные (уши), маленький (хвост), черные (глаза), маленький (нос), бурая, коричневая (шерсть), быстрый, травянистые (растения), солнечный, летний.

Глаголы: сидит, смотрит, погулять (гуляют), греются, следит, заботится, разговаривают, бегают, живут.                      (словарь)

Учить отвечать на поисковые и конкретные вопросы.

( М ) Развивать чувство ритма, самостоятельно переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу, менять движения в соответствии с музыкальными фразами (музыкально-ритмические движения).  

( З ) Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей. Снять физическое напряжение, ослабить утомление.

( Б ) Воспитывать желание правильно взаимодействовать с природой - Не навреди! (экология)

( Х ) Катина (рассматривание картины).

Рассматривание картины «Зайчиха с зайчатами».                                            

В.: «Сегодня мы будем рассматривать картину и составлять по ней рассказ».                                      

(Помещаю картину на стенд).

Картина рассматривается по плану (от главных объектов к второстепенным).

В процессе рассматривания устанавливаются взаимосвязи между объектами.

Дети рассматривают картину, затем отвечают на мои вопросы.

Основной прием при рассматривании картины – вопрос.

Для выяснения общего смысла картины:

В.: Кто нарисован на картине? (зайчиха со своими детенышами зайчатами).                                                                            Какое время года изображено? (лето).                                                                           Почему вы так думаете? (вокруг зеленая трава, цветы). 

Как можно еще назвать эту картину? (зайцы, зайцы на лесной поляне, зайчиха с зайчатами на прогулке).

Для описания предметов:

Какая зайчиха? Какого цвета у нее шерсть? Какие уши? Какой хвост? Какие лапы? Что она делает?

Сколько зайчат на картине? Какие они? На кого они похожи? Что они делают?

                                                     

Для установления связей: Почему? Зачем? Для чего? Чьи? Чем похожи?

Для перехода за пределы изображенного: Что будет потом? Что было до этого? Где они живут?

Вопросы о личном опыте детей: Как ты думаешь, о чем они говорят?  

                                     

 Вопросы по подбору синонимов: Как можно сказать по-другому?

После ответов детей я рассказываю обобщающий рассказ, чтобы закрепить представление о картине.

«Однажды в солнечный, летний день мама зайчиха вывела своих детенышей зайчат погулять на поляну.

Зайчиха большая, у нее бурая, коричневая шерсть, длинные уши, маленький хвост, длинные задние лапы и короткие передние лапы, черные глаза и маленький нос. Она сидит и смотрит на своих зайчат. Их двое. Зайчата маленькие, похожи на зайчиху. У них тоже бурая, коричневая шерсть, длинные уши, маленький хвост, длинные задние лапы и короткие передние лапы, черные глаза и маленький нос. Один зайчик лежит, а другой сел на задние лапы и смотрит на свою маму.

Зайчиха следит за зайчатами, потому что она их мама, они еще маленькие, и не могут без нее. Она заботится о них.

Зайчики гуляют на поляне, греются на солнышке, кушают травянистые растения. Летом им очень хорошо – тепло, солнышко греет и много еды. Зайцы умеют быстро бегать.

После прогулки зайчиха и зайчата побегут к себе домой, в лес. Лес – это их дом, они там живут».

Приемы формирования словаря:

Четкое произнесение слова, неоднократное включение слова в предложение, проговаривание нового слова хором и индивидуально с 2-3 детьми по ходу занятия, подбор слов антонимов к новым словам с целью уточнения его смысловой стороны, интонационное выделение нового слова в речи.

Физкультминутка (проводится в музыкальном сопровождении).

Зайка прыгал, прыгал, прыгал,

прыгал – и устал.                                                                          Зайка прыгал, прыгал, прыгал,

прыгал – и устал.                                              Хвостиком пошевелил и ушки вверх поднял.                                                          И услышал зайка тихий, очень тихий звук,                                              Посмотрел по сторонам, в норку прыгнул вдруг.

Итоговая часть

( Ч ) Продолжать воспитывать интерес детей к художественной литературе.                       Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки. Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям (формирование интереса и потребности в чтении).

( Ч ) Текст русской народной сказки «Заяц – хваста».

Заключительная часть. Закрепление знаний.

Я читаю детям русскую народную сказку «Заяц - хваста».

Подвожу итог занятия: «Молодцы дети! Вы сегодня очень активно отвечали на мои вопросы, придумали очень интересный рассказ и предложили свои варианты, как назвать картину».

Последующая работа

( П ) Поддерживать познавательный интерес.                      Расширять и уточнять представления детей о природе.                                  Закрепить знания о взаимодействии живой и неживой природы (природа).    

                                       ( К ) Активизировать словарь по теме: Животные и их детеныши летом.

( К )  Развивать сообразительность, внимание.

( Ф ) Упражнять детей в прыжках с продвижением вперед, тренировать ловкость, согласованность движений рук и ног.

( С ) Закреплять умение выполнять правила игры (развитие игровой деятельности).

( Ч ) Учить внимательно слушать текст стихотворения.

( С ) Воспитывать умение проявлять доброжелательность, честность, справедливость в подвижных играх со сверстниками;   закреплять умение выполнять правила игры (развитие игровой деятельности).

( Б ) Закреплять умение соблюдать правила безопасного поведения в подвижных играх (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности).

Карточки прямоугольной формы (24шт), разделенные на две части. На каждой части карточки изображено дикое животное.

Посмотреть видеофильм «Лето в лесу».

Провести дидактическую игру: «Зоологическое домино».

Вид игры: настольно-печатная

Игровая задача.                                               Первым положить все свои карточки.

Игровые правила.                                            Класть карточки по очереди, рядом с одинаковой картинкой. Если нет парной картинки у играющего, он пропускает ход и ждет, когда на каком-либо конце появится парная картинка. Играющие дети должны назвать животное на карточке, которому есть пара, а затем положить свою карточку. Выигрывает тот, кто первым положит все свои карточки.

Игровые действия: быть внимательным, не пропускать хода, вовремя класть свою карточку.

Итог игры: если кто-то из играющих остается без карточек, он считается победившим в игре.

Играющих детей – 4 человека.

Провести подвижную игру: «Зайцы и волк». 

Ход игры: одного из играющих я выбираю волком. Остальные дети – зайцы. На одной стороне площадки зайцы устраивают себе домики (чертят кружочки). В начале игры зайцы стоят в своих домиках; волк – на другом конце площадки (в овраге).

Я читаю стихотворение:

«Зайки скачут скок, скок, скок                                     На зеленый, на лужок,                                                  Травку щиплют, кушают,                                       Осторожно слушают –                                              Не идет ли волк.»

Зайцы выпрыгивают из домиков и разбегаются по площадке. Они, то прыгают на двух ногах, то присаживаются, на мои последние слова «Не идет ли волк» волк выходит из оврага и бежит за зайцами, стараясь их поймать. Зайцы убегают в свой домик. Пойманных зайцев волк уводит в овраг. Игра возобновляется.

Русская народная сказка «Заяц – хваста».

Жил-был заяц в лесу: летом ему было хорошо, а зимой плохо - приходилось к крестьянам на гумно ходить, овес воровать.

Приходит он к одному крестьянину на гумно, а тут уж стадо зайцев. Вот он и начал им хвастать:

- У меня не усы, а усищи, не лапы лáпищи, не зубы, а зýбищи - я никого не боюсь.

Зайцы и рассказали тетке вороне про эту хвáсту. Тетка ворона пошла хвасту разыскивать и нашла его под кокориной. Заяц испугался:

- Тетка ворона, я больше не буду хвастать!

- А как ты хвастал?

- А у меня не усы, а усищи, не лапы лáпищи, не зубы, а зýбищи.

Вот она его маленько и потрепала:

- Более не хвастай!

Раз сидела ворона на заборе, собаки ее подхватили и давай мять, а заяц это увидел.

- «Как бы вороне помочь?»

Выскочил на горочку и сел. Собаки увидали зайца, бросили ворону - да за ним, а ворона опять на забор. А заяц от собак ушел.

Немного погодя ворона опять встретила этого зайца и говорит ему:

        - Вот ты молодец, не хвáста, а храбрец! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по формированию словаря в процессе рассматривания картины. Старшая группа.

Конспект по формированию словаря в процессе рассматривания картины.  Тема занятия: Примерное комплексно-тематическое планирование программы «От рождения до школы». Старшая группа. Лето...

Методическая разработка интегрированной непосредственной образовательной деятельности по музыкально-художественному развитию «Встреча весны» для старшей группы детского сада

Данный материал дает возможность  познакомить детей с руссими обычаями встречи весны, с праздником птиц Сорок Сороков, с русскими фольклорными персонажами. Соответствует требованиям ФГОС....

Методическая разработка.План - конспект НОД на тему «Рассматривание картины «Зайцы»» (старшая группа).

Занятие по развитию речи в старшей группе,направленно совершенствовать связную диалектическую речь ребенка, на  воспитание навыков культуры речевого общения. Обогатить и активировать словарный за...

Методическая разработка по формированию элементарных математических представлений по теме "Геометрические фигуры" во второй младшей группе

Конспект непосредственной образовательной деятельности по математическому развитию дошкольников по теме «Геометрические фигуры» во второй младшей группе....

Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень» (старшая группа)

Познакомить детей с творчеством И. Левитана на основе картины «Золотая осень». Учить детей замечать красивое в природе и пейзажной живописи. Учить детей видеть в живописи средства выразите...

Рассматривание картин И.Шишкина "Зима" в старшей группе

Рассматривание картин И.Шишкина "Зима" в старшей группе...