Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Грибы.Ягоды"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Глушкова Наталья Алексеевна

Обогащение словарного запаса, активизация грамматических умений, развитие диалогической речи, связной речи, совершенствование умения составлять загадку-описание; уточнение и пополнение знаний о съедобных и несъедобных грибах и ягодах; упражнять   в   согласовании   числительных   с существительными. Пересказ рассказа В.Катаева «Грибы» с помощью опорных картинок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_griby.yagody.docx22.19 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Грибы.Ягоды.»

Цели: Обогащение словарного запаса, активизация грамматических умений, развитие диалогической речи, связной речи, совершенствование умения составлять загадку-описание; уточнение и пополнение знаний о съедобных и несъедобных грибах и ягодах; упражнять   в   согласовании   числительных   с существительными. Пересказ рассказа В.Катаева «Грибы» с помощью опорных картинок.

Оборудование: предметные картинки с изображением съедобных, несъедобных грибов, текст рассказа В. Катаева «Грибы», сюжетные картинки к тексту (О.С.Гомзяк);  предметные картинки с изображением ягод, схема описания ягод.

Ход занятия

I.        Организационный момент. Игра «По грибы»

Дети делятся на две команды. У каждой команды по корзине. На двух столах расположены картинки с изображением съедобных и несъедобных грибов. Каждая команда подходит к своему столу и по команде логопеда начинает «собирать» съедобные грибы в корзинку. Выигрывает та команда, в чьей корзине окажется меньше несъедобных грибов. Затем логопед объясняет, почему опасно класть ядовитые грибы в корзину.

II.        1. - Как называют людей, которые отправляются в лес за грибами? (Ответ детей.) Так вот, сегодня вы услышите рассказ о грибниках, который написал Валентин Катаев.

2. Чтение рассказа В. Катаева «Грибы» с последующим подробным обсуждением.

Грибы

К Жене и Павлику приехала из города погостить двоюродная сестра Инночка.

- Ну, дети, — сказала мама, — нечего вам без дела сидеть. Идите в лес за грибами. Посмотрим, кто из вас лучше грибы собирает.

- Я лучше всех собираю, — сказал Павлик.

- Нет, я лучше, - сказала Женя.

  А Инночка промолчала.

Побежали дети в лес и разошлись в разные стороны. Через час возвращаются.

- Я лучше всех собрал! — кричит Павлик издали. — У меня больше всех грибов, глядите: полное ведро!

Посмотрела мама и улыбнулась:

- Не удивительно, что у тебя полное ведро: ни одного хорошего гриба, одни только поганки. Неважно ты собираешь грибы, Павлик.

- Ага! — кричит Женя. — Я ж говорила, что я лучше всех собираю: глядите у меня самые большие и самые красивые грибы — красные в белый горошек. Ни у кого нет таких красивых грибов!

Посмотрела мама и засмеялась:

- Глупенькая, это же мухоморы! Они хоть и красивые, да никуда не годятся. Ты тоже плохо собираешь грибы, Женечка.

А Инночка стоит в стороне и помалкивает.

- А ты, Инночка, что же молчишь? Показывай, что насобирала.

- У меня совсем мало, — говорит Инночка.

 Заглянула мама в Инночкин кузовок, а там десять превосходных, крепких, пузатых боровиков в бархатных шапочках.

- Кто приехал погостить к Жене и Павлику?

- Почему мама решила отправить детей в лес за грибами?

- Как повели себя Женя и Павлик?

- А Инночка?

- Как вы оцениваете их поступки?

- Кто больше насобирал грибов?

- Какие грибы оказались в корзине у Павлика?

- А у Жени?

- Почему Инночка тихо стояла в сторонке?

- Что увидела мама в ее корзинке?

- Кто из героев рассказа вам понравился больше? Почему?

Логопед анализирует ответы детей, исправляет аграмматизмы и следит за звукопроизношением.

4. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

- Сейчас я вам прочитаю рассказ еще раз, а вы внимательно послушайте, и будете пересказывать его. (Повторное чтение рассказа)

5. Рассказы детей.

Логопед просит детей самостоятельно составить пересказ рассказа.

6. Физкультминутка. «По грибы»

Мы шли, шли, шли,

Маршируют, руки на поясе.

Боровик нашли.

Наклонились, правой рукой коснулись носка левой ноги и наоборот.

Раз, два, три, четыре, пять,

Маршируют.

Мы идем искать опять. (В.Волина)

Наклоны вперед, руки касаются носков.

                После физкультминутки логопед предлагает детям составить еще несколько рассказов.

7. Игра «Сосчитай грибы».

У каждого ребенка — по предметной картинке с изображением грибов. Дети считают свои грибы от 1 до 10: «Один боровик, два боровика,... семь боровиков и т.д.»

III.        1.        «Звуковой анализ»

Логопед показывает картинки с изображением ягод, дети называют названия ягод, определяют первый и последний звук в названиях ягод.

2.         Работа со схемой. Дети знакомятся со схемой для описания ягод. Опираясь на схему, сначала составляют вместе с логопедом коллективный рассказ о какой-либо ягоде, а затем - собственные загадки-описания.

3. - Скажите со словом «ягодный»: кисель, варенье, компоты, джем, повидло, начинка, мармелад, мороженое, соки.

- Какие соки делают из ягод? (Вишнёвый, смородиновый, клубничный, облепиховый.)

4.        - Варенье из малины (какое?) - малиновое, из ежевики, вишни, смородины, клубники, земляники, клюквы, облепихи, черники.

5. «Отгадай загадку». 

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

                        (Малина)

На лесной полянке

Красуется Татьянка

 - Алый сарафан,

Белые крапинки.

                (Земляника)

Долгоножка хвалится:

- Я ли не красавица?

А всего-то косточка

Да красненькая кофточка!

 (Вишня)

Вкус у ягоды хорош,

Но сорви её поди-ка:

Куст в комочках, будто ёж,

Вот и назван... (ежевика)

Я красна, я кисла,

На болоте я росла,

Дозревала под снежком,

Ну-ка, кто со мной знаком?

                        (Клюква)

Зелен да колюч,

Сладок, да не пахуч.

Ягоды сорвёшь -

Всю руку обдерёшь.

                (Крыжовник)

Чёрных ягод пышный куст - Хороши они на вкус!                        (Смородина)

-        О чём были загадки?

IV.        Итог занятия.

-        О чём мы сегодня говорили?

-        Как называется рассказ, который вы пересказывали? Кто его автор?

-         Куда ходили дети?

-         Кто был самым лучшим грибником?

-         Какие грибы нельзя класть в корзинку?

-        Чей рассказ вам больше понравился и почему?

-        О каких ягодах мы сегодня говорили?

-        Мне понравились все ваши рассказы, вы старались пересказывать близко к тексту. Молодцы! Не забудьте дома рассказать историю о детях  родителям, сестренкам и братишкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи "Дикие животные наших лесов"

МБДОУ детский сад № 1 г. Правдинска Конспект  занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи"Дикие животные наших лесов...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи» (Гербова, с46) Цель. Продолжать развивать фонематическое восприятие, учить выполнять звуковой анализ слова. ...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе в «Путешествие в страну Красивой речи»

Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с нарушением речи

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с нарушением речи...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе "Путешествие в страну Красивой речи"

Занятие включает в себя работу с мультимедийной доской. Занятие может быть полезно воспитателям детских садов, родителям дошкольников....