Лепбук - как средство развития речи
статья по развитию речи (старшая группа)

Ковалева Анна Васильевна

Лепбук - как средство развития речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_lepbuk-stredstvo_razvitiya_rechi.docx17.68 КБ

Предварительный просмотр:

Лэпбук- средство рaзвития речи детей с OHP.

B условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования педагогам приходится искать новые средства обучения, которые соответствуют новым требованиям и целям.

Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно - обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей).

Педагог должен проявлять мобильность, вариативность и креативность в выборе образовательных технологий, которые помогут каждому ребенку проявить свои интересы, потребности, а также вовлекут в образовательный процесс его родителей. Работая с детьми с OHP и сталкиваясь с проблемами в их обучении, приходится искать вспомогательные средства,  которые систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми знаний. Поэтому мы решили использовать в своей работе совершенно новое, интересное, незаменимое методическое пособие – лэпбук. Его можно использовать как в детском саду, так и дома.

Лэпбук позволяют ребёнку думать, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. Это дает возможность формировать у детей с ОНР как речевую, так и связанные с ней неречевые виды деятельности.

 Лэпбук – это современное доступное средство обучения, способствующее взаимодействию всех участников образовательного процесса, отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде:

• доступность лэпбука обеспечивает все виды детской активности, обеспечивает доступность и для детей с ОВЗ, возможно использование в любом помещении, где осуществляется образовательная деятельность;

• полифункциональность – использование папки в различных видах детской активности. 

Лэпбук можно использовать в работе как со всей группой, так с подгруппой и индивидуально.

• трансформируемость – лэпбук позволяет менять пространство в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

• вариативность – периодическая сменяемость игрового материала, обеспечивающего свободный выбор детей, появление новых материалов, стимулирующих активность детей. В лэпбуке существует несколько вариантов использования каждой его части;

• насыщенность – среда соответствует возрастным особенностям детей: в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а не подбирать различный дидактический материал, использовать его в различных видах детской деятельности (игровой, познавательной, исследовательской и творческой).

Лэпбук – это учебное пособие, средство развития речи детей.  Лэпбук имеет яркое оформление, четкую структуру, интересно оформленный материал – различные развивающие и творческие задания «спрятаны» в кармашках, «окошках», обычных и фигурных конвертах, разных блокнотах, мини-книжках, книжках-гармошках, в подвижных деталях. Выполняя задания на схемах, рисунках, в играх, на карточках ребенок может в лёгкой и непринужденной форме узнавать что-то новое, проводить наблюдения, закреплять и совершенствовать свои знания по определенной теме.

Для ребенка лэпбук – это игрушка,  в которой собрано много интерактивных вещей: различных скрытых интересных элементов (дидактических игр, загадок, стихотворений, раскрасок, картинок, фотографий, которые раскрывают себя при взаимодействии.

Для родителей же, которые осознают важность образования в современном мире, лэпбук – это великолепный инструмент организации деятельности детей дома, метод домашнего обучения. Для педагогов дошкольного образования тематическая папка – современный способ организации познавательной деятельности дошкольников.

В лэпбуке могут храниться материалы с разным речевым содержанием (блокнотик с загадками, карты, лабиринты, кроссворды, сюжетные картинки, карточки.) Всё, что поможет детям с ОНР, имеющим разный речевой уровень, более эффективно включиться в работу. Поскольку мы, используя  лэпбуки имеем возможность провести словарную работу, составить рассказ, рассмотреть иллюстрации и побеседовать с ребёнком индивидуально. Включенность детей с ОНР в эту работу позволяет восполнить недостаточность общения, расширить кругозор, обогатить жизненный опыт, обеспечить своевременное и эффективное развитие речи.

Использование лэпбука, как нетрадиционного приема коррекции звукопроизношения и словаря позволяет: уточнить имеющийся словарь; активизировать и обогатить словарь через обучение различным способам словообразования.

Лэпбук содержит лексические задания, пословицы и поговорки, которые способствуют обогащению и развитию речи ребёнка, приобщают дошкольников к народной культуре.

Новый подход в использовании лэпбуков неоспорим, его возможности безграничны, в реализации современных требований ФГОС, в формировании определённых качеств у дошкольника с ОНР, таких как: уверенность в собственных силах; любознательность;  способность к волевым усилиям;  самостоятельность; инициативность.

Таким образом, лэпбук – это средство индивидуализации дошкольного образования, сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений, поддержки инициативы детей в различных видах деятельности, партнерства с семьей, приобщения детей к социокультурным нормам, формирования познавательных интересов и познавательных действий. Это игра, познание и творчество!

Чем разнообразнее будут приёмы логопедического воздействия на детей с ОНР, тем более успешным будет формирование их речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лепбук - как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста

Современные требования, предъявляемые государством к качеству образовательно - воспитательной деятельности в детском саду, подразумевают, что педагогу необходимо постоянно зан...

Лепбук-как средство развития речи детей.

Формирование речи является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника, так как играет большую роль в формировании личности. Для развития речи необходимо использовать различные игры,занятия...

Методическая разработка "Лепбук как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста"

Статья посвящена созданию лэпбуков как новому средству познавательного развития детей дошкольного. Задания и занимательный материал по разным темам можно использовать как в совместной деятельнос...

Лепбук как средство развития познавательных способностей

Лепбук - это способ закрепления и самостоятельного осмысления определенной темы....

Лепбук, как современное средство развития речи у дошкольников

laquo;Лепбук- как современное средство развития речи у детей дошкольного возраста» В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей п...

Курбанова Н.Э. музыкальный руководитель МБДОУ № 49 Лепбук как средство развития познавательной активности детей. Лепбук-Весна.

В связи с внедрением ФГОС ДО перед педагогами стоит задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с воспитанниками. Педагог должен проявлять мобильность.  Что же такое лепбук. Лэпбук (la...

Лепбук - как современное средство развития речи у детей.

Лэпбук – сравнительно новое средство для обучения. Лэпбук помогает ребенку собрать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал. Это прекрасный способ для повторени...