Обучающая педагогическая технология по развитию речи детей с использованием интеллектуальных карт
материал по развитию речи

Дергачёва Алла Владимировна

Развитие речевых способностей старших дошкольников посредством вариативного использования интеллектуальных карт

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intelekt_karty_tehnologii.docx134.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Городского округа Балашиха

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 26»

 «Малинка»

143900 Московская обл., г. Балашиха,                                                                   тел: 8 (498) 726-58-00

Балашихинское шоссе, д.14                                                                               e-mail: malinka52@list.ru

http:bal-ds52.edumskо.ru

Обучающая  педагогическая технология по развитию речи детей с использованием интеллектуальных карт

картинка интелект карты.png

 

воспитатель Дергачёва А.В.

        «Учите ребенка, каким – нибудь  неизвестным ему пяти словам –

         он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов

         с картинками, и он усвоит на лету».                                

 К.Д. Ушинский  

Актуальность

        В сфере дошкольного образования происходят активные инновационные процессы, к которым относятся многочисленные организационные и содержательные преобразования: реализация федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО, обновление дошкольных образовательных программ, изменения в информационной среде жизнедеятельности ребенка.

        Я считаю, что эффективной методикой для освоения знаний и развития связной речи,  является метод интеллект - карт .

Интеллект - карты – это уникальный и простой метод запоминания информации.     Благодаря своим свойствам использование метода интеллект - карт в работе с детьми старшего дошкольного возраста позволяет повысить интерес детей к программному содержанию, делает процесс усвоения информации более структурированным, наглядным. Способствует развитию всех психических процессов, активизации различных анализаторов, творческого и интеллектуального потенциала каждого ребенка. При  этом появляется возможность   развития речевых способностей старших  дошкольников.

Цель: 

Развитие речевых способностей старших дошкольников посредством вариативного использования интеллектуальных карт.

Задачи:

- создать условия для овладения детьми технологией заполнения интеллект – карты;

- формировать познавательные действия, становление сознания, развивать воображение и творческую активность;

- развивать у детей способность договариваться и налаживать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками;

- развивать устную речь ребенка, умение использовать речь для выражения своих мыслей;

- развивать умение визуализировать и оречевлять причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающего мира;

- воспитывать у детей желание участвовать в совместной деятельности со всеми вместе;

- ознакомить педагогов с эффективным методомв образовательно-познавательной деятельности с детьми интеллект -карты;

- организовать целенаправленную просветительскую работу с родителями с целью привлечения их к активному участию в проектной деятельности.

Свойства интеллект - карты:

1.Наглядность (в интеллект - карте она представлена максимально: в виде предметов, объектов, рисунков и порядка действий с ними);

2.Привлекательность (хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, её рассматривать не только интересно, но и приятно. «Настраивайтесь на создание красивых карт» - Т. Бьюзен);

3.Запоминаемость (благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образа и цвета интеллект-карта легко запоминается);  

4.Своевременность (интеллект - карта помогает выявить недостаток   информации);      

5.Творчество (стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения  задачи);

6.Возможность пересмотра (пересмотр карты через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ещё лучше информацию, дополнить её новыми идеями).

Методика составления карты

-Главная идея обводится в центре страницы.

-Лист располагается горизонтально.

- Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.

- Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении), используя ручки, карандаши или фломастеры разного цвета.

- Каждая мысль обводится.

- В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.

Наглядность представлена в виде предметов, объектов, рисунков и т.д.


Полезные свойства интеллект-карт

Наглядность. Вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.

Привлекательность. Хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.

Тони Бьюзен рекомендовал: "Настраивайтесь на создание красивых интеллект-карт".

Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.

В своей педагогической практике я применяю интеллект-карты следующим образом:

1 – направление Закрепление и обобщение материала. Создание обобщенной интеллект-карты может являться итоговой работой по изученным темам. Выполняя данное задание, дети закрепляют навыки звукового анализа, умение выделить главную мысль, пополняется активный и пассивный словарь. Эта работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.

2 - направление Развитие связной речи. Составление рассказов по интеллект-карте. Выполняя данное задание, дети самостоятельно и последовательно излагают свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен. Данная работа выполняется на групповых занятиях по развитию связной речи.

Составление интеллект-карты по закреплению и обобщению материала по изученным темам.

Последовательность работы:

1 вариант:

1.Обозначается тема занятия (фрукты, домашние животные, цветы и.т.п)

2. Дети называют слова-существительные и изображают то, что относится к теме.

3. К каждому существительному подбираются слова-признаки.

2 вариант:

- К каждому существительному подбираются слова-признаки и словадействия.

Дети по составленной интеллект-карте при любом варианте составляют предложения.

Интеллект-карта по изученной теме «Фрукты»

1. Лист расположен в горизонтальном направлении.

2. В центре выделена тема « Фрукты».

3. От центра расходятся цветные ветви.

4. Подбираются картинки, которые относятся к фруктам.

5. От каждого фрукта также отводятся ветви такого же цвета, что и первая ветвь.

6. Подбираются и изображаются с помощью условных обозначений слова-признаки к каждому фрукту.

7. Дети составляют предложения.

Применяя данный метод, возникла необходимость составить варианты работы с интеллект-картами в зависимости от сложности работы с ними и уровня развития детей.

1 вариант – Дети воспроизводят рассказ по схеме интеллект-карты, составленной педагогом. - Читается рассказ. Разбираются непонятные слова для детей. Задаются вопросы по тексту, дети с помощью интеллект-карты отвечают на вопросы полными предложениями.

2 вариант - Дети с помощью педагога составляют интеллект-карты по заданному рассказу и пересказывают его.

- Читается рассказ. Разбираются непонятные слова для детей. Берётся в горизонтальном направлении большой чистый лист (А4). В центре обозначается заголовок текста. Используя разные цвета ручек, маркеров, карандашей рисуются разные толстые, кривые ответвления от заголовка. Затем вопросы задаются так, чтобы несколько предложений объединялись в одну мысль. И с помощью графических изображений, схем, рисунков, фигур, картинок изображаются модели мыслей по тексту.

3 вариант - Дети самостоятельно составляют интеллект-карты по заданному рассказу с элементами сочинения. А затем пересказывают его

4 вариант - Дети самостоятельно, составляют рассказ и одновременно моделируют его по частям :

- обозначается тема (профессии); -дети составляют рассказ.

- дети составляют интеллект-карту, используя картинки и включая свои рисунки, изображения;

- по составленной интеллект-карте рассказывают свой рассказ.

Использование в работе метода интеллект-карт на логопедических занятиях позволило достичь положительной динамики у детей с речевыми нарушениями. Если говорить о психических процессах, то у детей:  развивается способность к мышлению; развивается восприятие; память; творческие способности; воображение.

А в развитии связной речи: пополнился словарный запас; улучшилась лексико - грамматическая структура речи; дети учатся связно, последовательно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.

С ее помощью дети быстрее и легче запоминают и вспоминают нужные факты. Что это даёт ребёнку?

Использование интеллект-карты позволяет осуществлять интеграцию областей: коммуникация, познание и социализация. Вся эта работа направленна на приобретение ребёнком интегративных качеств. У ребенка появляется любознательность, активность; овладевает средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

При организации работы  добилась следующих результатов:

  • Удалось систематизировать и структурировать освоение знаний в процессе совместной деятельности взрослого и ребёнка через создание интеллект – карты, раскрыть детям свои способности, почувствовать свою успешность.
  • Стимулировать речевую активность, расширить пассивный и активный словарь,  компенсировать те проблемы, которые создавали трудности в речевом развитии  детей.
  • Составление интеллект карт вызвало огромный интерес у ребят.  

Литература:

1. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии / В.М. Акименко. – Ростов на Дону, 2011.

2.Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Г.С. Швайко. – М., 1983.

3. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. Просвещение ,1994 .

        4. Гербова В.В Развитие речи в детском саду. Мозаика-Синтез 2019.

        5.Ушакова О.С. Развитие речи в детском саду. Сфера 2018.

 6.Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Развитие речи детей с использованием инновационных технологий»

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развития всех сторон речи: фонетической, лекс...

НОД по развитию речи «Составление рассказа по интеллектуальной карте «Осень».

«Если вы работаете с детьми, от которых трудно добиться слова… - начните показывать картинки, и они заговорят свободно, непринужденно…»                 ...

Рабочая программа дополнительного образования по познавательно-речевому развитию детей с использованием интеллектуальных карт. «Развивашка»

Интелект карты - это уникальный метод запоминания информации.Цель:Развитие речевых способностей старших дошкольников по средствам вариативного использования интелектуальных карт....

Статья по образовательной области: «Речевое развитие» на тему: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР И НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Главная задача педагога в области развития речи детей дошкольного возраста — это помочь им в освоении правильной разговорной речи, родного языка....

Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий во второй младшей группе методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

   Опубликовано 03.03.2021 – 21:26 Янова Ирина АлександровнаПлан по  самообразованию во второй младшей группе.Тема по самообразованию во второй младшей группе.«Развит...

Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности по ОО «Речевое развитие» с детьми подготовительной группы.«Приключения рыбки». Развитие речи детей с использованием технологии ТРИЗ.

Развитие речи  детей подготовительной  группы в ходе проблемной ситуации через организацию различных видов деятельности с использованием технологии ТРИЗ....

Мастер-класс для педагогов "Методы развития речи детей: ТРИЗ, Синквейн, интеллектуальные карты"

Уважаемые коллеги,  вашему вниманию представляется материал моего мастер-класса  для педагогов по развитию детей. В нем раскрыто применение таких методов развитияречи как ТРИЗ, "Синквей...