Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности по ОО «Речевое развитие» с детьми подготовительной группы.«Приключения рыбки». Развитие речи детей с использованием технологии ТРИЗ.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Червинская Татьяна Викторовна

Развитие речи  детей подготовительной  группы в ходе проблемной ситуации через организацию различных видов деятельности с использованием технологии ТРИЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_gmo_2021_triz.docx26.41 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности

по ОО «Речевое развитие» с детьми подготовительной группы.

Разработала: Червинская Татьяна Викторовна,  воспитатель МБДОУ «Теремок», I к.к.

Тема занятия

«Приключения рыбки». Развитие речи детей с использованием технологии ТРИЗ.

Культурная практика

Игровая деятельность (И), коммуникативная деятельность (К), двигательная деятельность (Д).

Культурно смысловой контекст

Помочь золотой рыбке спастись из сундука Морского царя.

Цель:

Развитие речи  детей подготовительной  группы в ходе проблемной ситуации через организацию различных видов деятельности с использованием технологии ТРИЗ.

Задачи

Развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей. 
Обогащать словарь детей.

Поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе. 

Развивать творческое мышление, память, внимание.

Воспитывать доброжелательность и отзывчивость, умение сотрудничать со сверстниками.

Оборудование

 Игрушка Золотая Рыбка, рыбки; каблучок от туфельки Золушки; помпон от шапки Незнайки, шпора от сапог Кота в сапогах, страница из букваря Буратино, краник от самовара из сказки «Муха-цокотуха» карточки с заданиями; сундучок; колокольчик.

Этапы занятия, методы и приёмы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Планируемые результаты

1 этап.

Мотивационно-побудительный: организационный момент. Сюрпризный момент.

Игровой прием.

Воспитатель звонит в колокольчик. Сообщает, что у нас в гостях сегодня

сказочный гость, но прежде чем он появится, вы попробуйте отгадать, кто это может быть.

Проводит игру  «Да-Нет-ка»

( Прилож.1)

 Обращают внимание на воспитателя, подходят к нему. 

Слушают.

Задают вопросы, отгадывают сказочного героя.

Организация  и настрой детей на игровую деятельность.

Проблемно – ориентировочный. Проблемная ситуация

Помощь рыбке.

Обобщает ответы детей.

Показывает гостью. Предлагает с ней поздороваться. Интересуется у детей,  каким образом рыбка здесь  появилась

и на чем она могла приплыть.

Объясняет детям, в какую трудную ситуацию попала Золотая Рыбка и предлагает ей помочь. ( Прилож.2)

Отвечают на вопросы.

Высказывают свои мнения.

Слушают воспитателя. 

Предлагают помощь.

Соглашаются оказать  помощь.

2 этап.

Аналитико – практический. Словесный прием.

Игровой прием.

Проводит задание №1 

«В стране Котляндии»

( Прилож.3)

Благодарит детей за выполненную работу, возвращает рыбку.

Воспитатель достает из сундучка второе задание.

Задание №2 «Паровозик».

 ( Прилож.4)

Воспитатель благодарит детей. Проводит физкультурную минутку.

 Физкультурная минутка «Сказка даст нам отдохнуть»

( Прилож.5)

Проводит задание №3  «Потеряшки»

( Прилож.6)

Благодарит детей за выполненную работу, возвращает рыбку. 

Задание №4   «Сказка – наизнанку».

( Прилож.7)

Благодарит детей за выполненную работу, возвращает рыбку.

Слушают. Берут карточку, составляют предложение.

Берут карточку и  составляют цепочку слов: «объект в прошлом», «объект в настоящем», «объект в будущем».

Выполняют движения в соответствии со словами физминутки.

Дети рассматривают предметы, картинки из сказок и определяют, чьи они, и в какую сказку отправятся предметы.

Вспоминают сказку, меняют характер героев.

Составляют рассказ.

Составляют «паровозик»слов.

Отдых, переключение внимания.

Определяют,  из какой сказки предмет.

Определяют характер сказочного героя, изменяют его на противоположный.

Информационный.

Благодарит детей за помощь. Напоминает правила безопасного поведения с незнакомыми людьми и об опасностях,  с которыми они могут столкнуться, если не слушать и убегать от взрослых

Слушают воспитателя.

Прощаются с рыбками.

3 этап. Заключительный

Рефлексивно- оценочный.

Интересуется у детей, какие задания понравились или были трудными.

Благодарит детей за спасение рыбок.

Отвечают на вопрос.

Радуются.

Дети получили радость, что помогли спасти рыбок.

Приложение. 

  1. Игра «Да-нет-ка»

Правила игры: на заданный вопрос ребенок получает один из вариантов ответов: «Да»«Нет». Можно играть командами, подгруппами. Вопросы может задавать один ребенок или вся команда поочередно.

  1. Золотая Рыбка  говорит, что она появилась у нас не просто так, а пришла попросить помощи. Дело в том, что наша Золотая Рыбка плавала в море со своими подружками и случайно заплыли слишком далеко. Туда, куда запрещает заплывать Морской Царь, обитают большие и хищные рыбы.  За непослушание, Морской Царь запер рыбок в своем сундуке.

И теперь, чтобы освободить рыбок, нужно выполнить все задания Морского Царя. Но задания не простые, а сказочные, так как он очень любит сказки.

Ребята, вы готовы помочь?

  1. «В стране Котляндии»

На столе разложены наборы карточек, рубашки которых, разные по цвету. Желтый цвет обозначает то, кем является кот, оранжевый цвет – его увлечение, голубой цвет – друзья кота, фиолетовый цвет – страна. Необходимо взять по одной карточки с каждого набора и составить рассказ.

  1. «Паровозик». 

Детям предлагаются карточки с изображением предметов в разных временных периодах. Например: зёрнышко, колосок, мука, тесто, пирог. Дети составляют «паровозик». Вариантов заданий множество, все они направлены на формирование понятий «объект в прошлом», «объект в настоящем», «объект в будущем».

  1. Физкультурная минутка «Сказка даст нам отдохнуть»

Сказка даст нам отдохнуть.

Отдохнем – и снова в путь!

Нам советует Мальвина:

– Станет талия осиной,

Если будем наклоняться

Влево – вправо десять раз.

Вот Дюймовочки слова:

– Чтоб была спина пряма,

Поднимайтесь на носочки,

Словно тянетесь к цветочкам..

Красной Шапочки совет:

– Если будешь прыгать, бегать,

Проживешь ты много лет.

Дала нам сказка отдохнуть!

Отдохнули?

Снова в путь! (Дети повторяют описываемые движения.) 

  1. «Потеряшки»

Ребята рассматривают предметы, картинки из сказок и определяют, чьи они, и в какую сказку отправятся предметы.

В сундуке лежат: каблучок от туфельки Золушки; помпон от шапки Незнайки, шпора от сапог Кота в сапогах, страница из букваря Буратино, краник от самовара из сказки «Муха-цокотуха».

  1. «Сказка – наизнанку».

 Игра состоит в «перевирании» сказки или в выворачивании «наизнанку» сказочной темы.

 Вспомнить с детьми хорошо знакомую сказку и предложить поменять характер её героев. Положительный характер на отрицательный и наоборот.

Например: «Красная шапочка злая, а волк добрый», «Золушка – непослушная девчонка, а мачеха – добрая», «Колобок предлагает всех съесть и съедает всех по очереди». 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по речевому развитию в средней группе

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТАНЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИв средней группе по речевому развитию «Незнайка и его друзья"МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 29 «Солнышко»воспитателя Повалих...

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию «Волшебница Весна»

Цель: способствовать развитию речи и обогащению словаря через познавательную деятельность младших дошкольников...

Технологические карты непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию.

Комплекс технологических карт поможет развить детям речевые способности....

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Репка»

Технологическая картанепосредственно образовательной деятельности по речевому развитиюна тему: «Репка»...

Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию на тему" Заучивание стихотворения А. Плещеева "Сельская песенка"

Заучивание стихотворений для дошкольников имеет огромную пользу: расширяет кругозор, рифма дает возможность обрести внутреннюю гармонию, развивается память, формируется культурный уровень.Каждое произ...

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по «Речевому развитию» на тему «Пересказ русской народной сказки «Три медведя» (средняя группа)

Педагогическая цель: познакомить с русской народной сказкой «Три медведя», помочь оценить поступки героев; продолжать формировать навыки рассматривания книги; учить детей пересказывать сказку полно, п...