Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию «Волшебница Весна»
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему

Бурахина Татьяна Александровна

Цель: способствовать развитию речи и обогащению словаря через познавательную деятельность младших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_vesna.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

МБДОУ детский сад «Солнышко», с/п №134

Группа ВТОРАЯ МЛАДШАЯ

Длительность 15 минут

Воспитатели: Бурахина Т.А., Жуйкова С.В.

Тема «Волшебница Весна»

Цель: способствовать развитию речи и обогащению словаря через познавательную деятельность младших дошкольников

Задачи:

Образовательные:

1. расширять и активизировать словарный запас детей;

2. закреплять знания о времени года весна и ее признаках;

Развивающие:

1. развивать внимание и наблюдательность;

2. развивать диалогическую речь;

Воспитательные:

1. воспитывать интерес и желание к познанию окружающего мира.

2. воспитывать бережное отношение к природе.

Предварительная работа: д/и «Времена года», чтение стихотворений о весне, наблюдение за сезонными изменениями на прогулке, создание коллективной композиции «Сосульки на крыше» (лепка).

Планируемые результаты: называют признаки весны, узнают времена года по картинкам, используют в речи слова: капель, проталина, подснежник, проявляют интерес к изменениям в природе.

Методическое обеспечение:

1. Гербова В. В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2012.

2. Гусарова Н.Н. Беседы по картинке. Времена года. СПб: Детство-пресс, 2002.

3. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.

4. Дидактические пособия: «Четыре сезона», «Весна в картинках».

Этап, его продолжитель-ность

Задачи этапа

Деятельность

педагога

Деятельность

воспитанников

Методы, формы,

приемы, возможные

виды деятельности

Результат

1

2

3

4

5

6

Психологический настрой,

1 мин

Создание благоприятной психологической атмосферы

Звучит музыка «Звуки весеннего леса»

Слушают музыку

Слушание

Психологическая готовность

Вводно-организационный

1 мин

Организация направленного внимания

Ребята, прислушайтесь, какая красивая музыка. Присаживайтесь на стульчики, давайте вместе насладимся её звучанием. Что можно сказать об этой музыке? Что вам напоминает эта мелодия? Какие звуки вы услышали?

Заинтересованы деятельностью воспитателя. Занимают свои места. Отвечают на вопросы воспитателя

Беседа.

Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания

Мотивационно-побудительный,

1  мин

Формирование представлений о предстоящей деятельности, ее задачах

Ребята, эта музыка зазвучала сейчас не просто так, к нам в гости сегодня обещала прийти сама Весна. (Раздаётся стук в дверь, входит Весна)

Утро доброе, ребята,

Я – Волшебница Весна,

Я луга и лес и поле

Пробудила ото сна.

Вот и солнышко проснулось,

Стало лучше припекать,

Потянулось, улыбнулось,

Малышей зовёт гулять.

Знаете, ребята, после долгой и холодной зимы я пошла будить природу и вдруг заметила у вас в группе деревце, которое очень грустное и печальное, оно стоит одиноко, на нем совсем нет листочков. Это деревце называется яблоня. Она еще очень молодая и, наверное, не знает, что пора просыпаться, расцветать.

Осознают и принимают поставленную задачу

Создание проблемной ситуации.

Придание личностной значимости предстоящей деятельности.

Внутренняя мотивация на деятельность

Актуализация,

1 мин

Актуализация имеющихся знаний, представлений.

Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений

Ребята, ветерок мне прошептал, что яблонька не может проснуться и распустить листочки без нашей помощи, поможем ей согреться после холодов? Давайте расскажем ей, какие изменения вы заметили с моим приходом?

Участвуют в диалоге

Беседа

Эмоциональный отклик детей

Расширение имеющихся представлений

4 мин

Закрепление, расширение определенного объема знаний и представлений

Ярко светит солнце, воздух стал тёплый, тает снег, появляются проталины, бегут ручьи. На реках начался ледоход. С крыш домов свисают сосульки, слышна капель. Люди сняли зимние вещи, стали одеваться легче. Птицы возвращаются из тёплых стран. Скоро появятся первые цветы. Лес просыпается ото сна, лесные звери покидают свои норы после зимней спячки. Просыпаются насекомые. А какие цветы появляются первыми в лесу? Какие мы увидим раньше всех в городе? На деревьях вот-вот начнут набухать почки, из которых потом появятся молодые зелёные листочки.

Вы такие внимательные ребята, оказывается,  всё знаете обо мне. Посмотрите, на яблоньке появился один листочек. Теперь она тоже знает, что происходит весной.

Ребята, мы так много яблоньке рассказали о весне, а давайте теперь покажем, как выглядит она. Предлагаю вам поиграть.

Д/И «Найди весну»

Цель: выбрать из множества картинок изображения весны. Ребята, возьмите в руки картинки, давайте встанем в круг и посмотрим, все ли из вас узнали весну.

 Яблоньке стало еще теплее и она распустила еще листочек.

А теперь давайте, расскажем яблоньке чистоговорки с «весенними» словами:

1. Ки-ки-ки побежали ручейки

2. На-на-на тут проталина видна.

3.Ель-ель-ель на дворе звенит капель.

Посмотрите, вы так чётко и выразительно говорили «весенние» слова, что на яблоньке появился еще один листочек.

Участвуют в обсуждении, Отвечают на вопросы.

Составляют связные высказывания (с помощью воспитателя).

Участвуют в дидактической игре

Проговаривают чистоговорки

Приемы активизации самостоятельного мышления детей.

Словарная работа

Дидактическая игра

Артикуляционное упражнение

Овладение способами познавательной деятельности.

Способность самостоятельно действовать, решать интеллектуаль-ные задачи, адекватные возрасту.

Любознатель-ность и активность

Динамическая пауза,

1 мин

Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости

Ребята, а вы знаете, что когда мы слышим звон капели – это поют свою песенку сосульки.

Давайте мы с вами превратимся в сосулек и сделаем весеннюю зарядку.

Физминутка «Сосульки»

Шаловливые сосульки

Сели на карниз.

Шаловливые сосульки

Посмотрели вниз.

Посмотрели, чем заняться?

Стали каплями кидаться.

Две сосульки вниз смотрели

И на солнышке звенели.

Кап-кап, дзинь-дзинь,

Кап-кап, дзинь-дзинь.

И на солнышке звенели.

И…..растаяли.

Растопило солнышко холодные сосульки, обрадовалась и наша яблонька теплу весеннему. И вот еще один листочек на яблоньке распустился.

Участвуют в игре, выполняют движения согласно тексту.

Игровые приемы

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка.

Получение нового игрового опыта

Расширение имеющихся представлений

3 мин

Закрепление, расширение определенного объема знаний и представлений

Ребята, мы много рассказали яблоньке о весне, показали ее на картинках, а теперь я вам с яблонькой предлагаю послушать весну, ее звуки. Закройте глазки, слушайте внимательно, чтобы рассказать яблоньке, какие звуки вы услышали.

Звучат звуки весеннего леса.

Расскажите, что вы услышали. Какие звуки весенней природы?

Посмотрите, от этих тёплых и радостных звуков, от пения птиц и журчания лесных ручьёв на яблоньке распустился еще один листочек.

Я знаю точно, что ласковые слова приятны всем. Давайте будем добрыми волшебниками и постараемся превратить обычные весенние слова в ласковые. Слово ручей я могу превратить в ручеек.

Давайте превратим и другие слова: Лист – листочек, солнце – солнышко, льдина- льдинка, ветер- ветерок, туча – тучка, трава- травушка, цветок – цветочек, дождь – дождик.

А давайте нашу яблоню назовём ласково – яблонька. Посмотрите, как ей стало приятно от ваших добрых слов, и на ней зазеленел еще листочек.

Я очень люблю загадывать загадки, а вы любите их отгадывать. Для вас я приготовила загадки о весне.

1. Вдоль дорожек без труда

Мчится талая вода.

Снег от солнечных лучей

Превращается в …(ручей).

2. Ой, беда! Ой, беда!

Тает снег, кругом вода.

Не обуешь валенки,

На снегу…(проталинки).

3. Веселится народ –

Льдинки двинулись в поход!

Мы на речке каждый год

Наблюдаем …(ледоход).

4. Синяя сосулька плачет,

Но от солнца нос не прячет.

И весь день под птичью трель

Кап-кап-кап звенит…(капель).

5. На лесной проталинке

Вырос цветик маленький.

Прячется в валежник

Беленький…(подснежник).

6. Не срывайте леденцы,

Что растут на крышах.

Я болею, пью пилюльки,

Потому что ел…(сосульки).

7. Рыхлый снег на солнце тает, Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса,

Значит к нам пришла...(весна)

 Вы так хорошо отгадывали загадки, порадовали яблоньку своими знаниями о весне, на ней вырос еще листочек.

Слушают звуки весеннего леса

Отвечают на вопросы

Образуют уменьшительно-ласкательную форму слова по образцу

Отгадывают загадки

Слушание

Приемы активизации самостоятельного мышления детей.

Овладение способами познавательной деятельности.

Способность самостоятельно действовать, решать интеллектуаль-ные задачи, адекватные возрасту.

Любознатель-ность и активность

Динамическая пауза,

1 мин

Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости

Весной начинают идти первые дожди, а вы не боитесь промокнуть под дождиком? Тогда давайте поиграем в игру «Солнышко и дождик».

(Игра проводится под музыкальное сопровождение). Как весело поиграли, нашей яблоньке тоже понравилась эта игра, дождик ее полил, солнышко пригрело, и еще один листочек расцвёл на веточке.

Участвуют в игре, выполняют движения согласно тексту.

Игровые приемы

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка.

Получение нового игрового опыта

Заключительный этап.

Рефлексия,

2 мин

Подведение итогов НОД, обобщение полученного ребенком опыта.

Формирование элементарных навыков самооценки

Ребята, посмотрите, какая яблонька стала красивая, расцвела, зазеленела. Очень много на ней теперь листочков. Это вы помогли ей отогреться от зимних холодов.

Весна – это символ тепла, пробуждение радости, источник хорошего настроения. Весна очень красивое время года, время, когда природа просыпается, всё оживает. Природа весной очень нежная. Давайте будем ее беречь, заботиться о ней, помогать ей.

Чтоб могли цветы цвести,

И сады и реки

Всё живое берегите

Вы на этом свете.

Ребята, а какое у вас сейчас настроение? Я вам приготовила для радостного настроения маленькие солнышки, кусочек тёплой весны. (Сюрпризный момент)

А теперь нам пора прощаться, ведь многие ждут моего тепла.

До встречи в следующем году!

Высказываются по поводу полученной информации, качества выполненной работы и воплощения собственного замысла, своего эмоционального состояния и т.д.

Беседа, обсуждение.

Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по речевому развитию в средней группе

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТАНЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИв средней группе по речевому развитию «Незнайка и его друзья"МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 29 «Солнышко»воспитателя Повалих...

Технологические карты непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию.

Комплекс технологических карт поможет развить детям речевые способности....

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Репка»

Технологическая картанепосредственно образовательной деятельности по речевому развитиюна тему: «Репка»...

Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию на тему" Заучивание стихотворения А. Плещеева "Сельская песенка"

Заучивание стихотворений для дошкольников имеет огромную пользу: расширяет кругозор, рифма дает возможность обрести внутреннюю гармонию, развивается память, формируется культурный уровень.Каждое произ...

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по «Речевому развитию» на тему «Пересказ русской народной сказки «Три медведя» (средняя группа)

Педагогическая цель: познакомить с русской народной сказкой «Три медведя», помочь оценить поступки героев; продолжать формировать навыки рассматривания книги; учить детей пересказывать сказку полно, п...