Методическая разработка ООД "Знатоки родного языка"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Екатерина Сергеевна Кутепова

ООД по речевому развитию в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znatoki_rodnogo_yazyka.odt23.62 КБ

Предварительный просмотр:

ООД по речевому развитию в подготовительной группе

«Знатоки родного языка»

Цель: Развитие речевых и коммуникативных способностей у детей через игру с элементами соревнования.

Образовательные задачи:

1. Закреплять умение определять первый и последний звук в словах, чтении коротких слов.

2. Продолжать закреплять умение образовывать словосочетания из предложенных слов.

Развивающие задачи:

1. Продолжать развивать монологическую речь детей, речевое творчество, интерес к сочинительству.

2. Развивать навыки диалогической речи, участвовать в коллективном разговоре, отвечать на поставленные вопросы.

3.Продолжать развивать память, логическое мышление, фантазию, воображение.

Воспитательные задачи:

1.Формировать умение работать в малых группах, договариваться, радоваться не только за свои успехи, но и за успехи своих товарищей, оценивать себя.

Материалы и оборудование: игровое поле; конверты с заданиями; мяч; магнитный мольберт; буквы; картинки (шар, роза, арбуз, забор, сок, кот, телевизор, ракета); слайды с сюжетными картинками; музыкальная запись; сундук с сокровищами.

Ход образовательной деятельности:

Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, скажите, а вы любите играть?

Дети: Даааа!

Воспитатель: Отлично, у меня как раз есть вот такая красивая коробочка с игрой, называется она «Знатоки родного языка»

- А как вы думаете, кто такие знатоки? (ответы детей)

- А что такое родной язык? (ответы детей)

- А сейчас давайте заглянем в коробочку (Дети подходят к игровому полю)

- Я познакомлю вас с правилами игры. Перед вами карта (игровое поле), на поле есть окошки. Под каждым окошком спрятано место, где лежит конверт с заданием. Находим конверт → выполняем задание → открываем следующее окошко. И так, пока не выполним все задания и не найдем спрятанные сокровища!

Основная часть.

Воспитатель: Первое задание в конверте является отправной точкой и лежит прямо в коробочке. Итак, начнем игру!!!

1. «Теннис» (быстрые ответы)

Вам необходимо по очереди, быстро и правильно ответить на вопросы.

- Что видят люди, когда спят? (Сон.)

- У кошки шерсть, а у рыбы? (Чешуя.)

- Как называется утренний прием пищи? (Завтрак.)

- Где растет пшеница? (В поле).

- Масло хранится в масленке, а хлеб? (В хлебнице.)

- Как называется куча снега? (Сугроб.)

- Чем богаты овощи и фрукты? (Витаминами.)

- Что остается после того, как срубили дерево? (Пень.)

- У зверя шкура, а у дерева? (Кора.)

- Из мяса варят суп, а из фруктов? (Компот или варенье.)

- Чем рубят дрова? (Топором.)

- Как называется явление природы, когда с деревьев опадают листья? (Листопад.)

- Какой инструмент предназначается для забивания гвоздей? (Молоток.)

- Какова на вкус вода морей и океанов? (Соленая.)

- Что необходимо для утоления жажды? (Вода.)

- Чем покрыто тело животных? (Шерстью.)

(отвечаем за вопросы, открываем «окошко» и узнаем, где искать следующий конверт с заданием)

2. «Логический поезд» – «Что из чего сделано?»

Для следующего задания нам понадобиться мячик. Вот и он нам поможет выполнить задание.

 Вы передаете его друг другу, тот, у кого мяч, отвечает на вопрос полным ответом.

- Лиса из пластилина - пластилиновая лиса.

- Шляпка из соломы – соломенная шляпа.

- Ваза из хрусталя – хрустальная ваза.

- Чашка из фарфора – фарфоровая чашка.

- Платье из шелка – шелковое платье.

- Мяч из резины – резиновый мяч.

- Варенье из абрикосов – абрикосовое варенье.

- Шуба из меха – меховая шуба.

- Пюре из картофеля – картофельное пюре.

- Сок из земляники – земляничный сок.

- Сумка из кожи – кожаная сумка.

- Стена из камня — каменная стена

(отвечаем за вопросы, открываем «окошко» и узнаем, где искать следующий конверт с заданием)

3. «Черный кот» «Расшифруй слово». (групповое задание)

- Сначала вам нужно ответить на мои вопросы?

- А из чего состоит наша речь? (из предложений)

- А из чего состоят предложения? (из слов)

- А из чего состоят слова? (из слогов)

- А из чего состоят слоги? (из звуков)

- А какие бывают звуки? (гласные и согласные)

- А чем отличаются гласные от согласных звуков? (гласные легко произносятся, а согласные звуки при произношении чувствуют преграду им мешает язык, зубы, губы)

- А чем отличается звук от буквы? (Звук мы слышим и произносим, а букву видим и пишем)

Вам дорогу перешел черный кот, его задание сложное. Необходимо расшифровать слово по первой букве нарисованной на доске и прочитать его, расположив буквы по порядку. (АЗБУКА, ЯБЛОКО)

Для этого разделимся на две группы, и что было быстро и честно, то делиться будем на «1, 2...»

(выполнив задание, открываем «окошко» и узнаем, где искать следующий конверт с заданием)

Физкультминутка.

Воспитатель: А перед тем, как приступить к следующему заданию, скажите мне, вы устали?

Дети: ДА!!

Воспитатель: Тогда давайте отдохнем и немного повеселимся!

(включается музыка с песней «Как живешь?»)

4. «Цепочка слов» (групповое задание)

Разложите картинки последовательно, опираясь на тот звук, которым заканчивается предыдущее слово.

У первой группы слова: шар — роза — арбуз — забор.

У второй группы слова: носок — кот — телевизор — ракета.

(выполнив задание, открываем «окошко» и узнаем, где искать следующий конверт с заданием)

5. «Театр» (Слайды) (групповое задание)

Воспитатель: Я предлагаю вам составить рассказ по сюжетным картинкам от лица героев. (Слайд всех картинок)

Давайте рассмотрим первую картинки, что же здесь изображено.

Работа по первой картине. (Слайд)

- Обратите внимание на первую картинку и скажите, что здесь необыкновенного? (Мышка одета как девочка в сарафан, играет с шариком, как человек…)

- Какая мышка? (Веселая, добрая, маленькая, нарядная, красивая.)

- А что же она делает? (Играет шариком, подбрасывает его, подпрыгивает, ловит шар.)

- Мышка подбрасывала шар и что же при этом она могла говорить? (Ах! Какой ты красивый, как мне нравится с тобой играть.)

- Мышка, играя с шариком, не замечает, что за ней из-за кустов подглядывает кот.

- Опишите кота, какой он? (Хитрый, пушистый, зеленоглазый, злой, голодный.)

- Что думает кот, глядя на мышку?

Работа по второй картине. Слайд

- Давайте посмотрим на эту картинку и подумаем, что было дальше? (Котёнок не выдержал и выпрыгнул из кустов.)

-А мышка? Как она себя повела? (Испугалась и бросилась бежать, но натолкнулась на упавший на землю шар.)

Работа по третьей картине. Слайд

-Что же произошло дальше? (Мышка вспомнила, что у нее шарик с рисунком и повернула его к коту той стороной, на которой был рисунок.)

- От неожиданности кот остановился, посмотрел на шарик и что он подумал? (Как мышка попала в шарик.)

- Что сделал кот? (Со всей силы хлопнул по шару.)

Работа по четвертой картине. Слайд

- Чем же закончилась эта сказочная и загадочная история? (Шар лопнул.)

- Опишите состояние кота? (От неожиданности он испугался, закричал, присел на лапы от испуга и закричал.)

- Что он закричал? (Помогите, спасите, боюсь.)

- А где же мышка? (А мышка убежала к себе в норку.)

- Какая здесь мышка? (Веселая, счастливая, перехитрила кота и осталась жива.)

Еще раз внимательно рассмотрите картинки и составьте рассказ от лица героев. Одна команда – (С) мышка. Другая команда – (З) кошка. (По окончании времени, отведенного на задание, команды озвучивают свой рассказ.). Слайд

6. «Сундук с сокровищами». (Графический диктант, индивидуальная работа).

Воспитатель: Ребят, а сундук-то закрыт. Как вы думаете, как его можно открыть? (варианты ответов). Правильно, лучше всего это сделать ключом. Но ключ тут нужен не простой, а графический. Как вы думаете, что значит графический? (нарисованный). Давайте его нарисуем. Проходите за столы и берите карандаши. Я буду назвать направление и количество клеток, а вы — рисовать. (Дети рисуют по клеточкам ключ и открывают сундук с сокровищами).

Рефлексия: Ребята, как вам игра? Понравилась? Какие задания вам понравились больше? А какие-то задания было трудно выполнять? Почему? Хотели бы вы еще в нее поиграть?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средства и методические принципы обучения родному языку

Знание закономерностей усвоения речи необходимо при выборе методики обучения детей родному языку, т. е. при выборе средств обучения.     I. Средства обучения языку — это:...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по английскому языку для дошкольников «Наше путешествие в зоопарк» по дополнительной общеразвивающей программе «Музыка-English» второго модуля обучения школы раннего эстетического развития

Методическая разработка предназначена для обучения основам иностранного языка детей дошкольного возраста. Представлено развивающее занятие с использованием нового языкового материала,а также закреплен...

Методическая разработка на чувашском языке "Необычное путешествие" для детей средней группы

Дети отправляются  в небычаное путешествие. На пути они встречают зайца, котрый очень скучал, а дети его развеселили. Потом дети встретились с куклой Пинерпи. Она детям рассказала о чувашских нац...

Методическая разработка по английскому языку для детей дошкольного возраста

Данная методическая разработка ориентирована на изучение английского языка в дошкольном возрасте....

Методическая разработка «День чувашского языка»

День чувашского языка в подготовительной к школе группе.Мероприятие с детьми....