программа дополнительного образования "АБВГДейка"
методическая разработка по развитию речи

Программа дополнительного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл развитие речи93.25 КБ

Предварительный просмотр:

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

(ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ПРОГРАММА)

«АБВГДей-ка»

(по подготовке детей к обучению грамоте)

Возраст детей: 5-7 лет

Срок реализации: 2 учебных года

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Паспорт программы

3

2.

Пояснительная записка

4

3.

Учебно-тематический план

11

4.

Содержание изучаемого курса

13

5.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

18

6.

Список литературы

28

7

Приложения

30



ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

«АБВГДей-ка»

Руководитель программы

Организация-исполнитель

Адрес организации

исполнителя

Цель программы

развитие и совершенствование речевой деятельности как условия расширения личностного и познавательного опыта ребёнка.

Направленность программы

Познавательно-речевое развитие

Срок реализации программы

2 года

Вид программы

Уровень реализации программы

 адаптированная  

 дошкольное  образование

Ожидаемые конечные результаты программы

-развит  фонематический слух  и восприятие; -правильно произносить все звуки; -выделять из слов звуки; -отчетливо и ясно произносить слова; -усвоение лексико-грамматического строя речи; -выделять слова и предложения из речи; -соблюдать орфоэпические нормы произношения; -развитие связной речи, навыки звукового анализа и синтеза; -раскрывать смысл несложных слов; -пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям составлять предложения по опорным словам, по заданной теме. -развито зрительно-пространственные представления -графо-моторные навыки   -тонкая ручная моторика



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная программа кружковой работы по  звуковой культуре  речи, подготовке детей к обучению грамоте, письму и чтению старших дошкольников «АБВГДей-ка» представляет собой систему комплексных занятий на основе современных  методик.

 Направленность образовательной программы: на общее развитие ребенка, на полноценное овладение навыком осознанного чтения, посредством которого создается прочная  основа для успешного изучения русского языка.

 Содержание программы способствует   практической подготовки детей к обучению чтению, письму и ведет работу по совершенствованию устной речи.

 Актуальность.

Неумение читать или медленное (побуквенное) чтение является серьезной проблемой при обучении ребенка в школе. Кроме того, семилетнему ребенку труднее овладеть чтением, чем шестилетнему. Но прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, то есть научиться проводить звуковой анализ слов. Оказывается, в возрасте от 2 до 5 лет детям очень интересно заниматься звуковой составляющей речи. Этим интересом можно воспользоваться и ввести ребенка в удивительный мир звуков и таким образом привести его к чтению к шести годам. Структуры, отвечающие за читательские возможности, эволюционируют вместе с общими языковыми способностями. В последнее время наблюдается их «омоложение». И большое число детей начинают учиться читать под руководством некомпетентных наставников - родственников, старших школьников, педагогов. В настоящее время «рынок» педагогических услуг стал весьма разнообразным, но в определенной степени стихийным. Так, например, появилось много авторских программ и методических разработок по обучению грамоте детей дошкольного возраста, причем не всегда высокого качества. Отдельные составители образовательных программ, а также педагоги и родители, не знакомые с закономерностями развития письменной речи, допускают серьезные методические ошибки. 

Например:

- Смешивают понятия «звук» и «буква», что затрудняет процессы звукобуквенного анализа и синтеза; - Наблюдается произвольное и хаотичное знакомство с буквами без учета закономерностей развития их фонемных имен (звучания) и особенно нарушений этого развития у части детей. Возрастные и функциональные фонетико-фонематические недостатки (недостатки звукопроизношения и различения звуков) приводят к искажению, заменам, пропускам звуков при чтении и затрудняют восприятие текста;

- Названия согласных букв дается дошкольникам в алфавитной транскрипции [БЭ, ЭМ, КА, ЭЛЬ]..., что может допускаться только после четкого различения ребенком понятий «звук» и «буква». Такая работа проводится в логопедических группах и, конечно, в школе. Или названия согласных даются с призвуками [СЭ, КЭ]... И то и другое приводит к соответствующему воспроизведению фонетического ряда читаемого слова [ЭМАЭМА] или [МЭАМЭА] вместо слова МАМА, [СЭТЭУЛЭ] вместо слова СТУЛ;

- Не используется орфоэпическая грамматика, введение которой в процесс звукобуквенного анализа позволяет читать по правилам орфоэпии (ЗУБ - [ЗУП], КОМОК - [КАМОК], ЖИЛ - [ЖЫЛ]...) и предупреждает ошибки по типу оглушения-озвончения, безударных позиций гласных, вариаций твердости-мягкости и т. д.

При таком обучении грамоте даже у детей с развитым фонематическим слухом невольно возникает нарушение процесса чтения, их читательский интерес резко падает. Переучивание таких «читателей» в школе создает дискомфорт на уроках грамоты и снижает их эффективность.

Актуальность разработки программы кружка «АБВГДей-ка» обусловлена поиском путей совершенствования процесса подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, с учетом тенденций развития всей системы образования, современной научной и научно-методической литературы, предполагающей единство содержания и методов подготовки детей к обучению чтению и письму на уровне детского сада, и непосредственного обучения грамоте в условиях начальной школы.                        

Отличительные особенности программы.

В своей педагогической деятельности опираюсь на опыт работы Колесниковой Е.В. по развитию звукобуквенного анализа у дошкольников.

 Особенностью программы  является использование элементов  различных  современных методик для детей дошкольного возраста, цель которых – предупреждение ошибок в чтении и письме, развитие  у детей интеллектуальных и коммуникативных  способностей, эмоциональной сферы, психических процессов. Речевое и языковое развитие ребенка   плавно и грамотно протекает в рамках возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка.  Развитие любознательности, познавательной активности, самостоятельности каждого ребёнка для наиболее полного раскрытия его индивидуальных возрастных способностей в речетворческой деятельности. Специально подобранные творческие игры, упражнения и задания позволяют развить оптико-пространственные представления, расширить словарный запас детей, учат правильно строить фразы, излагать свои мысли, проявлять словесное творчество, одним словом, развивают грамотность ребенка.

Педагогическая целесообразность.

Методики, приемы и технологии и формы работы   с детьми, используемые педагогом  в процессе реализации Программы,  подобраны из числа адаптированных к особенностям физиологии и психологии ребёнка.

Образовательную деятельность предполагается осуществлять средствами игры, являющейся основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности.   Следует отметить, что в дошкольном возрасте при обучении чтению важно воспитывать у ребенка уверенность в собственных силах, успешность, желание использовать приобретенные навыки в повседневной жизни (нахождение знакомых букв, чтение афиш, заголовков в газетах и т. д.). Любое занятие важно заканчивать теми упражнениями, которые доступны ребенку, доставляет ему удовольствие. Это стимулирует обучение, способствует его успешности. При обучении чтению важно дозировать объем материала, индивидуализировать темп его подачи, учитывать произносительные возможности ребенка. Программа предполагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму.

 Цель программы –  развитие и совершенствование речевой деятельности как условия расширения личностного и познавательного опыта ребёнка.

Задачи программы:

  1. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.
  2. Развитие звукобуквенного анализа слова.
  3. Формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма.

Обучение грамоте - это сложный процесс, который включает несколько этапов:

  • Первый год обучения -подготовительный этап (дети 5-6 лет) - подготовка к звуковому анализу слова;
  • Второй год обучения -основной этап (дети 6-7 лет)- формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма.

Подготовительный этап обучения ( первый год обучения)– подготовка к звуковому анализу слова. На этом этапе закладываются основы овладения детьми грамотой (чтением и письмом).

Цель этапа: подготовка детей к овладению звуковым анализом слов. Задачи для детей 5-6 лет.

1. Научить их определять в слове первый звук, наличие звука в слове, часто встречающийся звук в стихотворении. 2.Сформировать у детей действия интонирования, протягивания, пропевания звука в слове. 3. Обеспечить практическое знакомство с твердыми и мягкими согласными без введения соответствующих терминов. Учить различать их на слух. 4. Введение терминов "звук" и "слово". 5. Научить называть слова с заданным звуком. 6. Воспитывать речевое внимание и фонематический слух.

Основной этап (второй год обучения) дети 6-7 лет - формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма. Методика формирования элементарных навыков чтения и письма строится на 4 раздела.

  1. Знакомство со всеми звуками и буквами русского языка.
  2. Развитие звукобуквенного анализа слова.
  3. Обучение чтению.
  4. Формирование первоначальных навыков письма.

1 раздел: Знакомство со всеми звуками и буквами русского языка

Задачи.

  1. Дать представление о звуках русского языка.
  2. Познакомить с особенностями произношения гласных и согласных звуков, с их схематическим изображением: синий круг - согласный звук, красный круг - гласный звук.
  3. Показать детям связь звука с буквой.
  4. Формирование навыка чтения открытых и закрытых слогов.

Раздел 2. Развитие звукобуквенного анализа слов у дошкольников

Задачи.

  1. Различать звуки по их качественным характеристикам: гласный, твердый (мягкий) согласный.
  2. Учить детей определять позицию звука в слове.
  3. Научить детей определять порядок звуков в слове и отдельные звуки. 4.Учить правильно, соотносить звуки и буквы.

Раздел 3. Обучение чтению

Задачи.

  1. Формирование у детей навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом к чтению целыми словами, предложениями.
  2. Познакомить детей с понятием словоизменения (лук-лак, дом-дым).
  3. Научить детей составлять слова из слогов и отдельных букв, предложения - из отдельных слов.
  4. Формирование у детей навыка осознанного чтения небольших текстов, понимания смысла прочитанного.
  5. Познакомить с основными орфоэпическими нормами при чтении небольших текстов: делать паузы, логическое ударение, в простых случаях соблюдать интонацию.
  6. Научить самостоятельно работать со схемой слова и предложения.

Раздел 4. Формирование первоначальных навыков письма

Задачи.

  1. Развивать умение ориентироваться на листе, на широкой строке.
  2. Развитие мелкой моторики рук.
  3. Овладение пишущим инструментом и некоторыми графическими умениями.

Возраст детей: программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

Сроки реализации: программа рассчитана на два года обучения (32 занятия в год). 

Форма и режим занятий.

Количество детей в  подгруппе: 8-10 человек.  

Режим занятий: 2 раза в неделю по 20-25 мин.

Ожидаемые результаты.

Сформированы такие умения и навыки детей, которые будут способствовать успешному школьному обучению:

5-6 лет

  • развит  фонематический слух  и восприятие;
  • правильно произносить все звуки;
  • выделять из слов звуки;
  • отчетливо и ясно произносить слова;
  • усвоение лексико-грамматического строя речи;
  • выделять слова и предложения из речи;
  • соблюдать орфоэпические нормы произношения;
  • развитие связной речи, навыки звукового анализа и синтеза;
  • раскрывать смысл несложных слов;
  • пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям составлять предложения по опорным словам, по заданной теме.

Сформированность навыков, которые позволят ребёнку овладеть не только чтением, но и подготовят его к более сложному виду письменной речи – письму:

6-7 лет.

  • развито зрительно-пространственные представления
  • графо-моторные навыки  
  • тонкая ручная моторика

Сформированность  навыка чтения:

  • Овладение звуко-буквенными обозначениями;
  • Овладение слиянием букв в слоги разной степени трудности;
  • Овладение умением читать и одновременно понимать смысл читаемого слова;
  • Овладение умением читать и воспринимать прочитанные слова в качестве частей какого-то смыслового целого: словосочетания, предложения, текста.

 У ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки, развиты координация движения, восприятие, внимание, память, мышление.

Способы проверки результатов.

Оценка эффективности  реализации кружковой деятельности проводится на основе:

  • данных планового мониторинга   уровня  речевого развития детей в структурном подразделении «Детский сад»  (сентябрь и май);
  • наблюдений за ребёнком;
  • бесед с воспитанниками и их родителями; анкетирования родителей.

Эффективность  работы определяется четкой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня. Основная форма организации работы с детьми – организованная деятельность  с осуществлением дифференцированного подхода  при выборе методов обучения в  зависимости от  возможностей детей. Деятельность  строятся в занимательной, игровой форме.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование

разделов и тем

Количество часов

всего

теория

практика

кол-во занятий

мин.

1

Давайте познакомимся. Веселый язычок.

2

50 мин

20 мин

30 мин

2

Звук (а). Понятие о звуковом ряде.

2

50 мин

20 мин

30 мин

3

Звук (у)

2

50 мин

20 мин

30 мин

4

Звук (и)

1

25 мин

10 мин

15 мин

5

Звуки (а), (у), (и).

1

25 мин

10 мин

15 мин

6

Звук (э) Звук (о)

2

50 мин

20 мин

30 мин

7

Звук (м) .Звуки (м), (м”)

2

50 мин

20 мин

30 мин

8

Звук (п) . Звуки (п), (п”)

2

50 мин

20 мин

30 мин

9

Звук (н) Звуки (н), (н”)

2

50 мин

20 мин

30 мин

10

Звук (б) Звуки (б), (б”)

2

50 мин

20 мин

30 мин

11

Звуки (б), (п)

1

25 мин

10 мин

15 мин

12

Звуки (в) Звуки (в), (в”)

2

50 мин

20 мин

30 мин

13

Звук (д) Звуки (д), (д”)

2

50 мин

20 мин

30 мин

14

Гласные и согласные звуки

1

25 мин

10 мин

15 мин

15

Звук (т) Звуки (т), (т”)

2

50 мин

20 мин

30 мин

16

Звуки (д), (т)

1

25 мин

10 мин

15 мин

17

Звук (ф) Звуки (ф), (ф”)

2

50 мин

20 мин

30 мин

18

Звуки (в),(ф)

1

25 мин

10 мин

15 мин

19

Звук (к) Звуки (к), (к”)

2

50 мин

20 мин

30 мин

20

21

Звук (г) Звуки (г), (г”)

Звуки (к), (г)

2

1

50 мин

25 мин

20 мин

25 мин

30 мин

15 мин

22

Звуки (х) Звуки (х) ,(х”)

2

50 мин

20 мин

30 мин

23

Звук (с), Звуки (с), (с”)

2

50 мин

20 мин

30 мин

24

Звук (з) Звуки (з), (з”)

2

50 мин

20 мин

30 мин

25

Звуки (с), (з)

1

25 мин

10 мин

15 мин

26

Звук (ц)

1

25 мин

10 мин

15 мин

27

Звуки (с),(ц)

1

25 мин

10 мин

15 мин

28

Звук (ш)

2

50 мин

20 мин

30 мин

29

Звуки (с), (ш)

2

50 мин

20 мин

30 мин

30

Звук (ж)

2

50 мин

20 мин

30 мин

31

Звуки (з), (ж)

1

25 мин

10 мин

15 мин

32

Звуки (ш) ,(ж)

1

25 мин

10 мин

15 мин

33

Звуки (ч)

2

50 мин

20 мин

30 мин

34

Звуки (ч), (ц)

1

25 мин

10 мин

15 мин

35

Звуки (щ)

2

50 мин

20 мин

30 мин

36

Звуки (ч),(щ)

1

25 мин

10 мин

15 мин

37

Гласные и согласные звуки

1

25 мин

10 мин

15 мин

38

Звуки и слоги

2

50 мин

20 мин

30 мин

39

Слова и предложения

1

25 мин

10 мин

15 мин

итого

64 занятия

32 часа

13 часов

19 часов

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

Программа  разработана для старших дошкольников (5-7 лет) в соответствии ФГОС и составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:

1. «Познавательное развитие». Расширяются знание детей о понятии «звук», «слог», «слово», «предложение»; о основных свойствах фонематического (звукового) строения слова; формируются навыки работать с моделями (схемами) слов и предложений, специальными символами для обозначения звуков;

2. «Физическое развитие». Используются упражнения на релаксацию, подвижные физминутки, артикуляционные гимнастики, пальчиковые упражнения.

3. «Художественно-эстетическое развитие». Использование на занятиях художественного слова, использование малого фольклора (загадок, потешек, закличек), заучивание стихотворений .Умение ориентироваться на листе, на широкой строке. Развитие мелкой моторики рук. Овладение пишущим инструментом и некоторыми графическими умениями. Использование альбомов с практическими заданиями (штриховать, закрашивать, соединять, дорисовывать и т.д.).

4. «Социально-коммуникативное развитие» Используются игры с детьми и игровые упражнения с использованием наглядного материала, игрушек. Использование настольных , дидактических игр с буквами, со словами; чтение книжек , отгадывание кроссвордов, схем, решение ребусов.

5. «Речевое развитие». Используются стихотворные тексты для эстетического воспитания и развития речи, и для формирования и совершенствования речевого слуха; упражнения выделять интонационно звук в слове, слово в предложении. Формирование мелодики речи, навыков постановки логического ударения, умение управлять темпом и ритмом речи , научить ребенка выделять значимую информацию, точно передавать в речи свои мысли и чувства.

Реализация программы позволяет организовать работу по нескольким  направлениям: *подготовка к обучению грамоты, *подготовка к обучению чтению, *подготовка к обучению письму.


  1. Подготовка к обучению грамоты. 

В старшем дошкольном возрасте уровень речевого развития ребенка выводит его на серьезный этап. Ребенок вплотную подходит к овладению письменными формами речи (чтением и письмом). Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть из которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, можно часть умений сформировать в старших группах детского сада.

Цель — заложить основы грамоты (первоначальное чтение и подготовка к обучению письму).

Общие задачи обучения:

  • знакомить детей с понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение»;
  • знакомить дошкольников с основными свойствами фонематического (звукового) строения слова;
  • знакомить детей с моделями (схемами) слов и предложений, специальными символами для обозначения звуков;
  • научить детей называть и подбирать слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков предмета;
  • научить детей сравнивать звуки по их качественным характеристикам (гласные, твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные), сопоставлять слова по звуковому составу;
  • научить детей слоговому членению слов, выделению слогов из слова, постановке ударения в словах, определению ударного слога;
  • научить различать в предложении слова на слух, определять их количество и последовательность, составлять предложения, в том числе и с заданным количеством слов.
  • Познакомить с печатными буквами

На занятиях по обучению грамоте следует уделять особое внимание интонационной выразительности речи. Важно научить дошкольника выделять интонационно звук в слове, слово в предложении. Формирование мелодики речи, навыков постановки логического ударения, умение управлять темпом и ритмом речи позволит заложить основы выразительного чтения, научит ребенка выделять значимую информацию, точно передавать в речи свои мысли и чувства.

2..Подготовка к обучению чтения    

Общие задачи обучения: * Звуки речи.     Учить вслушиваться в звучание слов; узнавать, различать и выделять из них отдельные звуки; определять их позицию в слове (начало, середина, конец).      Уточнять звучание звуков и их артикуляцию. Учить анализировать особенности произношения и звучания звука (положение губ, языка, зубов, участие голоса, прохождение воздушной струи). Упражнять в умении различать твердые и мягкие согласные. Дифференцировать звуки, близкие в произношении и по звучанию. Учить детей устанавливать последовательность звуков в слове.      Познакомить с существенными опознавательными признаками двух основных групп звуков русского языка — гласных и согласных.

 *Образ буквы.      Познакомить с образами букв русского языка (печатный шрифт). Способствовать запоминанию ее целостного образа. Упражнять в умении соотносить букву с соответствующим звуком (звуками). Дифференцировать схожие по изображению буквы.   

*Первоначальное чтение.      Дать практическое представление об основном механизме чтения слогов (с введением согласных звуков и букв), т. е. путем упражнений учить ориентироваться на гласную в слоге при его чтении.      

*Предложение. Слово.    Дать первоначальное представление о предложении и слове (составление нераспространенных и распространенных предложений; правильное и отчетливое их произнесение; умение слышать отдельные предложения в потоке речи; членение предложений на слова, последовательное выделение слов из предложений; определение количества слов). Дать первоначальные представления о слоге и ударении.

  1. Подготовка к обучению письму

Процесс подготовки дошкольников к обучению письму не должен быть механической тренировкой руки ребенка. Письмо, прежде всего, является умственным процессом, аналитико-синтетической деятельностью. Это должна быть система осознанной, творческой работы каждого ребенка (даже в самых простых заданиях) под руководством и при помощи взрослого.      Предлагаемая система подготовки к обучению письму включает в себя четыре основных направления, которые являются составной частью занятий по основам грамоты и развитию речи. Каждое направление наполнено своими задачами и учебным содержанием. Представим их.      

1.Развивать руку. Сформировать правильный захват орудия письма. Правильный захват карандаша подразумевает, что его держат тремя пальцами: большим, указательным и средним (щепоть). При этом карандаш лежит на левой стороне среднего пальца. Большой палец поддерживает карандаш слева, а указательный — сверху. Верхний конец карандаша направлен в плечо. При правильном захвате карандаша указательный палец должен легко подниматься, и карандаш при этом не падает.      Для развития щепоти используются пальчиковые игры (особенно для большого и указательного пальцев рук), упражнения с карандашом («Покрути карандаш двумя (тремя) пальцами»), игровые упражнения типа «Посолим суп» и др.

2.Упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки руки.      Правильное распределение мышечной нагрузки подразумевает: напряжение (для удержания орудия письма в руке) и чередование силового напряжения и расслабления. Именно такая последовательность смены тонуса мускулатуры рук осуществляется при правильном письме. Формирование правильного распределения мышечной нагрузки руки осуществляется в играх типа «Мозаика», при работе со штампами, в ручном труде (например, работа с иголкой). Причем во всех перечисленных направлениях работы одновременно формируется щепоть руки.      

3.Развивать мелкую моторику рук. Систематически развивать мелкую моторику доминирующей руки, сопровождая движения стихами, чистоговорками, рассказами.      Активно включать в жизнь детей разнообразные формы работы для развития мелкой моторики рук (работа с карандашом и со штампами, ниткопись и бисерография и т. п.). Пальчиковая гимнастика в данном случае – это самые простые упражнения, основанные на сгибании и разгибании пальцев, сжимании кисти в кулак, постукивании пальцев по поверхности стола. Цель таких упражнений – укрепить мышцы кисти, снять их излишнее напряжение, исключить дрожание руки.

В результате выполнения графических упражнений дети учатся: а) свободно регулировать движения по размаху, направленности, степени нажима на карандаш, по ритму; б) ориентироваться на листе бумаги; в) воспроизводить линии различных конфигураций безотрывным движением руки.

4.Начать подготовку к технике письма.

-Развивать пространственную ориентировку.  В зависимости от возрастных возможностей ребенок учится ориентироваться в пространстве, определять пространственные взаимоотношения относительно себя, относительно другого предмета и относительно человека, стоящего напротив.

-Воспитывать чувство ритма в движении и в изображениях на плоскости.       Развитое чувство ритма является одной из предпосылок обучения детей технике письма. Работа начинается с разнообразных упражнений, связанных с отхлопыванием ритмических рисунков (на слух по образцу взрослого; с опорой на схематичный рисунок). Постепенно дети переходят к рисованию элементарных бордюров, в основе которых лежит ритмическое расположение отдельных элементов.

-Упражнять в аналитико-синтетической деятельности. Письмо подразумевает умение ребенка проводить анализ и синтез графических образов букв. В старшем дошкольном возрасте ребенок проводит анализ и синтез графических условных изображений предметов, а затем переходит к аналогичной работе с образами букв. 

-Формировать элементарные графические умения. Проводить упражнения, подготавливающие к написанию элементов школьного шрифта (упражнения типа «Клубочки», «Волны» и др.). Необходимо широко использовать штриховки, обведение контуров предметов. Прописывание на линии группы контурных изображений предметов (сливы, яблоки, желуди и др.) формирует навык соблюдения строки, удержания размера фигуры, тиражирования изображения. Все это будет необходимо в школе при написании букв в тетради. Важно, чтобы каждое графическое упражнение имело свое название «Гирлянда на елку», «Узор из листьев», «Пропеллеры» и т.д. Такое образное соотнесение позволяет детям за линией, контуром видеть предмет, развивает фантазию, творчество, делает сложную кропотливую работу по формированию графических навыков интересной и привлекательной для дошкольника.


В каждое занятие включены дидактические игры и упражнения для первого года обучения.( Приложение 1)

И для второго года обучения ( Приложение 2)

Составлена обширная работа с родителями (Приложение 3)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН работы по обучению детей грамоте и формированию навыков звукового анализа и синтеза. (первый год обучения)

период

Тема

Кол занятий

Содержание

Методы обучения

Формы

работы

Работа с родителями

октябрь

1-я

неделя

Давайте познакомимся Веселый язычок.

2

Формирование у детей живого интереса к обучению грамоте, к речевым играм. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия на материале неречевых звуках.

Беседа

Занятие проводится фронтально.

Знакомство с методикой и задачами первого года обучения.

2-я

неделя

Звук(а).Понятие о звуковом ряде.. Звук(а).Продолжение.

2

Обучение детей правильно делать артикуляционную гимнастику. Развитие фонематического слуха на основе слов , близких по звуковому составу. Выделение гласного звука (а) из потока звуков.

Беседа. Практическое занятие

Групповое занятие

Опрос родителей по анкете:

а) как Вы считаете, нужно ли научить читать детей в детском саду? Почему?

3-я

неделя

Звук (у) Звук(у) Продолжение

2

Обучение детей правильно делать артикуляционную гимнастику. Выделение гласного звука (у) в начале слова ( утка, удочка, улица)

Беседа Практическое занятие

Групповое занятие

б) хотели бы Вы, чтоб Ваш ребенок научился читать до школы?

4-я

неделя

Звук (и) Звуки (а), (у), (и).

2

Обучение детей правильно делать артикуляционную гимнастику. Выделение гласного звука (и) в начале слова ( Ира, ива, индюк, игра) Звуковой анализ слогов ау-уа-ауи.

Беседа Практическое занятие

Групповое занятие

в) где бы Вы хотели научить ребенка читать: дома, в детском саду, в школе?

период

Тема

Кол занятий

Содержание

Методы обучения

Формы

работы

Работа с родителями

Ноябрь

1-я

неделя

Звук (э)

Звук (о)

2

Обучение детей правильно делать артикуляционную гимнастику. Выделение гласного звука (э) в начале слова ( Эдик, этаж, экран, эхо.) Выделение гласного звука (о) из потока звуков, а также в начале слова (осы, Оля, ослик, окно)

Беседа Практическое занятие

Занятие проводится фронтально.

Помощь в изготовлении методического пособия.

2-я

неделя

Звук (м)

Звуки (м), (м”)

2

Обучение детей правильно делать артикуляционную гимнастику. Выделение согласного звука (м) в конце слова. Выделение согласных звуков (м), (м”) в начале слова.

Беседа

Групповое занятие

Помощь в изготовлении методического пособия.

3-я

неделя

Звук (п)

Звуки

(п), (п”)

2

Обучение детей правильно делать артикуляционную гимнастику. Определение наличия или отсутствия звука в слове. Анализ и синтез слогов ап-па . Определение места звука в слове ( начало, середина, конец)

Практическое занятие

Групповое занятие

4-я

неделя

Звук (н)

Звуки (н), (н”)

2

Обучение детей правильно делать артикуляционную гимнастику.

Обучение детей правильно делать артикуляционную гимнастику. Определение наличия или отсутствия звуков (н) , (н”) в словах.

Практическое занятие

Индивидуальное занятие

Оформление папки - передвижки для родителей "Игры и упражнения по подготовке дошкольников к обучению грамоте".

период

Тема

Кол. занятий

Содержание

Методы обучения

Формы

работы

Работа с родителями

Декабрь

1-я

неделя

Звук (б) Звуки (б), (б”)

2

Выделение звука (б) среди других согласных звуков. Позиция звука в слове( начало, середина) Обучение детей правильно делать артикуляционную гимнастику. Звуковой анализ слогов

аб-би

Беседа Практическое занятие

Занятие проводится фронтально.

День открытых дверей.

2-я

неделя

Звуки (б), (п)

Звуки (в)

2

Полный анализ односложного слова Бим Определение позиции звука (в) в слове ( начало, середина). Звуковой анализ слова ива

Беседа

Групповое занятие

Беседа: "Какую работу можно проводить дома по этой теме".

3-я

неделя

Звуки (в), (в”)

Звук (д)

2

Различие твердых и мягких звуков (в), (в”) Выделение звука (д) среди других согласных звуков.

Практическое занятие

Групповое занятие

4-я

неделя

Звуки (д), (д”)

Гласные и согласные звуки

2

Различие твердых и мягких звуков (д), (д”) Звуковой анализ слова дом

Выделение гласного звука в середине односложных слов (дом, мак, лук)

Практическое занятие

Индивидуальное занятие

Консультация

«Домашняя библиотека»

период

Тема

Кол. занятий

Содержание

Методы обучения

Формы

работы

Работа с родителями

Январь.

2-я

неделя

Звук (т)

Звуки

(т), (т”)

2

Выделение звука (т) в потоке звуков. Позиция звука в слове .Звуковой анализ слова Том

Различение твердых и мягких звуков (т), (д”)

Беседа. Практическое занятие

Групповое занятие

Помощь в выполнении домашних заданий (заучивание стихов и задания в
тетрадях по подготовке руки к письму).

3-я

неделя

Звуки

(д), (т)

Звук (ф)

2

Дифференциация звуков (т) , (д)

Выделение в речи звука (ф). Деление слова на слоги, различение коротких и длиных слов.


Беседа Практическое занятие

Групповое занятие

4-я

неделя

Звуки

(ф), (ф”)

Звуки (в),(ф)

2

Различие твердых и мягких звуков (ф), (ф”)

Дифференциация звуков (в) , (ф)



Беседа Практическое занятие

Групповое занятие

Родительское собрание: "Какие успехи".

Открытое занятие .

период

Тема

Кол. занятий

Содержание

Методы обучения

Формы

работы

Работа с родителями

Февраль.

1-я

неделя

Звук (к)

Звуки (к), (к”)

2

Выделение звука (к) из потока согласных звуков и в словах .Звуковой анализ слова кот

Различение твердых и мягких звуков (к), (к”) Звуковой анализ слова кит

Беседа Практическое занятие

Занятие проводится фронтально.

2-я

неделя

Звук (г)

Звуки (г), (г”)

2

Определение наличия или отсутствия звука (г) в словах.

Различение твердых и мягких звуков (г), (г”) Звуковой анализ и синтез слов.

Беседа Практическое занятие

Групповое занятие

Заполнение рубрики в уголке для родителей "Учимся звуковому анализу и синтезу слов".

3-я

неделя

Звуки (к), (г)

Звуки (х)

2

Дифференциация звуков (к) , (г)

Звуковой анализ слова кони

Выделение согласного звука (х) среди других звуков. Определение позиции звука в слове( начало, середина, конец)

Практическое занятие

Групповое занятие

4-я

неделя

Звуки (х) ,(х”)

Звук (с),

2

Различение твердых и мягких звуков (х), (х”). Звукослоговой анализ слова мухи.Определение наличия или отсутствия звука (с) в словах. Нахождение места звука в словах

Практическое занятие

Индивидуальное занятие

Период

Тема

Кол. занятий

Содержание

Методы обучения

Формы

работы

Работа с родителями

Март.

1-я

неделя

Звуки (с), (с”)

Звук (з)

2

Различение твердых и мягких звуков (с), (с”). Звукослоговой анализ слова гуси.

Выделение в речи звука (з) .Определение позиции звука в слове ( начало, середина, конец)

Беседа Практическое занятие

Занятие проводится фронтально.

Беседа "Учимся, играя".

2-я

неделя

Звуки (з), (з”)

Звуки (с), (з)

2

Различение твердых и мягких звуков (з), (з”). Звукослоговой анализ слова замок.

Дифференциация звуков (с) , (з)

Беседа Практическое занятие

Групповое занятие

3-я

неделя

Звук (ц)

Звуки (с),(ц)

2

Выделение в речи звука (ц) .Определение позиции звука в слове ( начало, середина, конец)

Дифференциация звуков (с) , (ц)

Практическое занятие

Групповое занятие

Консультация « Учим говорить детей правильно»

4-я

неделя

Звук (ш)

Звук (ш) продолжение

2

Выделение в речи звука (ш) .Определение позиции звука в слове ( начало, середина, конец) Звукослоговой анализ слова шапка

Практическое занятие

Индивидуальное занятие

Период

Тема

Кол. занятий

Содержание

Методы обучения

Формы

работы

Работа с родителями

Апрель.

1-я

неделя

Звуки (с), (ш)

Звуки (с),(ш) Продолжение

2

Различение звуков (с), (ш)

Дифференциация звуков (с) , (ш)

Беседа Практическое занятие

Занятие проводится фронтально.

2-я

неделя

Звук (ж)

Звук (ж) продолжение

2

Выделение в речи звука (ж) .Определение позиции звука в слове( начало, середина, конец)

Подбор слова к схемам звукового анализа

Беседа Практическое занятие

Групповое занятие

Оформление папки - передвижки для родителей "Игры и упражнения по подготовке руки дошкольника к письму ".

3-я

неделя

Звуки (з), (ж)

Звуки (ш) ,(ж)

2

Дифференциация звуков (з) , (ж)

Дифференциация звуков (ш) , (ж)

Практическое занятие

Групповое занятие

4-я

неделя

Звуки (ч)

Звук (ч) продолжение

2

Выделение в речи звука (ч) .Определение позиции звука в слове( начало, середина, конец)

Звукослоговой анализ слова жучка

Практическое занятие

Индивидуальное занятие

Период

Тема

Кол. занятий

Содержание

Методы обучения

Формы

работы

Работа с родителями

Май.

1-я

неделя

Звуки (ч), (ц)

Звуки (щ)

2

Дифференциация звуков (ч) , (ц)

Определение наличия или отсутствия звука (щ) в словах. Нахождение места звука в словах

( начало, середина, конец)

Беседа Практическое занятие

Занятие проводится фронтально.

2-я

неделя

Звук (щ) продолжение

Звуки (ч),(щ)

2

Синтез звуков в словах

Дифференциация звуков (ч) , (щ)

Беседа Практическое занятие

Групповое занятие

3-я

неделя

Гласные и согласные звуки

Слова и предложения

2

Синтез звуков в словах

Определение количества слогов в словах, составление схем простых предложений.

Практическое занятие

Групповое занятие

Открытое занятие в конце года.

Родительское собрание "Результаты детей".

4-я

неделя

Звуки и слоги

2

Закрепление пройденного материала .

Практическое занятие

Групповое занятие

Мониторинг знаний и умений.



МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

1.Формы занятий . 

Занятие проводится фронтально , подгруппой и индивидуально.

Количество детей в  подгруппе: 8-10 человек.  

Набор в группу производится в начале учебного года  на свободной основе из числа детей посещающих структурное подразделение «Детский сад».  

Режим занятий: 2 раза в неделю по 20-25 мин.

Занятия организуются в форме кружковой работы и дополняют содержание основной общеобразовательной программы   структурного подразделения «Детский сад» в образовательной области «Речевое развитие».

Продолжительность занятий не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами»

  1. Приемы и методы организации.

Организация образовательной среды в рамках кружковой деятельности строится на увлекательной игре, содержащей проблемно-игровые ситуации. Используются такие приемы и методы как: беседа, организационные моменты, загадки, вопрос -ответ, словесные дидактические игры и упражнения. Только тогда она способствует развитию любознательности, познавательной активности, самостоятельности каждого ребёнка для наиболее полного раскрытия его индивидуальных возрастных способностей в речетворческой деятельности.

Деятельность  начинается   в игровой форме, используются упражнения на релаксацию, подвижные физминутки. Для  словотворческого развития даются специальные задания на придумывание игр и упражнений.

Насыщая групповое пространство, воспитатели заботятся в первую очередь о том, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании, в движении и в общении. Группа  оснащена современным игровым оборудованием, которое включает ТСО, наглядный, игровой и демонстрационный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательного развития детей и провоцирующий речевую активность.

С целью создания эффективно развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении во всех возрастных группах ДОУ оформлены речевые уголки. Разработаны определенные требования к их содержанию. Педагогами накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, игрушки для развития правильного речевого выдоха, тематические альбомы, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики.

3.Дидактический материал.

Подбор картинок на все звуки родного языка (животные, игрушки, растения и т.д.)
- Наборы игрушек диких, домашних животных, птиц, фруктов, овощей и т. п.
-Дидактические игры с буквами, со словами. Ребусы для детей.
-Буквы из разрезной азбуки.

4.Техническое оснащение занятий.

- Картины-схемы звукового анализа слов (демонстрационные и раздаточные на каждого ребёнка). 
- Полоски-схемы звукового состава слов.
- Фишки (по 6 штук: красного, синего, зелёного цветов) демонстрационный и раздаточный.
- Многофункциональные перфокарты.
- Пособия: “Окошечки”, “Ромашка”, “Звуковые часы”.
- Тетради в крупную клетку с заданиями на каждого ребёнка.
- Различные виды азбук.
- Детская литература (“Грамматика в картинках”, “Развиваем внимание”, книги для начинающих читать).




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
  2. Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий. Первый год обучения. М.: ТЦ Сфера
  3. Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий. Второй год обучения. М.: ТЦ Сфера.
  4. Волина В. Занимательная азбуковедение .
  5. Рыжаккова Е.Н., Буланович Н.И. Занимательные игры и упражнения с пальчиковой азбукой .М.,
  6. Гордеева С.Е. Обучаем дошкольников грамоте при помощи звука, цвета, движения. М.,
  7. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения .М.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Дидактические игры для детей первого года обучения (5-6 лет)

1 . "Ветер - ветерок"

Воспитатель предлагает встать около стульчиков. На слово "ветер" дети должны поднять руки, сильно ими раскачивать (как качаются деревья от ветра) и громко петь песенку - м-м-м. На слово "ветерок" дети должны присесть, тихонько петь песенку ветерка - ш-ш-ш и слегка раскачивать руками (как качается травка от слабого ветра).

2 ."Жуки прилетели".

Воспитатель: "Давайте представим, что за этим окном лес. Там живут жуки. Они летят к нам и жужжат: ж-ж-ж. (Сначала тихо, а затем громче). Устали и сели отдохнуть на листочек - ладошку. Отдохнули и полетели опять в лес.

3."Насос".

Воспитатель предлагает сделать круг - мяч. "Вот какой у нас мяч, но он сдулся - ш-ш-ш (воспитатель и дети подбегают к середине круга). Давайте его надуем большим насосом - с-с-с (дети отходят назад, имитируют надувание мяча насосом, произносят - с-с-с). Мы так сильно накачали, что он лопнул - ш-ш-ш (дети произносят звук "ш", сбегаются в середину круга). Теперь давайте надуем мяч маленьким насосом - сь-сь-сь (дети имитируют работу маленького насоса, произнося звук "сь", делают круг).

4. "Будь внимательным".

Воспитатель: "Если я назову большого братца - звук "с", то вы поднимете руки вверх и похлопаете, если назову маленького братца - звук "сь", вы присядете".

5. "Скажи, как я".

Воспитатель произносит слово с интонационным выделением одного звука, бросает мяч ребенку. Тот, поймав мяч, повторяет слово так, как воспитатель, и перебрасывает мяч воспитателю

6. "Зоопарк".

Воспитатель: "Вот зоопарк. Здесь будут жить разные зверюшки. Они пока у меня в коробочке. В зоопарк можно провести зверюшку только тогда, когда правильно назовешь первый звук ее имени (названия). Дети по очереди подходят, берут зверюшку, называют ее, называют первый звук слова, помещают ее в "зоопарк".

7. "Найди пару".

Воспитатель раздает детям по 1-ой предметной картинке, но так, чтобы у двоих детей слова - названия начинались с одного звука (машина - малина, стол - слон).

Воспитатель: "Посмотрите, что нарисовано на вашей картинке, подумайте, с какого звука начинается это слово. Теперь пошли гулять, а по сигналу "Ищи" вы должны найти себе друга, название которого должно начинаться с того же звука, что и ваше слово. Держите картинки так, чтобы их было видно".

8. "Назови первый звук".

Воспитатель: "Я назову слово, а тот, кому я брошу мяч, должен назвать первый звук этого слова и перебросить мяч мне".

9. "Киоск открыт".

Воспитатель: "Я буду работать киоскером, продавать открытки. Но купить открытку можно только тогда, когда правильно назовешь предмет, который нарисован, и 1 звук слова". (Открытки по выбору воспитателя).

10. "Найди братца".

I вариант:

Воспитатель дает каждому по 1-ой предметной картинке, вместе с детьми определяет первые звуки названий; на столе выкладываются картинки так, чтобы каждый ребенок мог найти предмет, название которого начинается с братца его звука (названия его предмета)

II вариант:

"Я буду называть большого братца, а тот, кому я брошу мяч, должен назвать его маленького братца".

11."Назови слова".

Воспитатель предлагает назвать слова, которые начинаются со звука

"л", а затем "ль".

12.”Звук потерялся”

1.В зоопарке живёт с . он (слон)

Словно дом, огромен он.

Уточнить с детьми, какой звук потерялся? (л)

2. Нам темно. Мы просим папу

Нам включить поярче ла . пу. (лампу)

Дети называют слово и пропущенный звук, (а)
3. Прыгал птенчик по дорожке

И клевал большие к . ошки. (крошки)

Дать детям задание определить, какой звук пропущен.

13.”Кто внимательный”

1-й вариант:

Предложить детям хлопать в ладоши только тогда, когда они в словах услышат заданный звук.

2 -й вариант:

Определите первый звук в словах: баран, берёза, бабочка, Буратино, берет. Назовите слова, в которых звук « Б », а в которых «Бь »

3 -й вариант:

Предложить детям найти одинаковый звук в словах: клещи, щавель, щегол, ящик, ящерица, щека.

Игры и упражнения .

Упражнения на интонационное выделение любого согласного звука: "Скажи так, как я", "Скажи, как кукла"; "Скажи так, чтобы песенку услышала куколка";"Договори слово" (до... (м), со... (м)); "Спой песенку ветра (жука)"; "Произнеси громко звук молотка"; "Кто сможет сказать так, чтобы мы услышали звук барабана".

Упражнения на определение первого звука в слове: "Назови слово так, чтобы мы хорошо услышали первый звук"; "Назови первый звук слова"; "В зоопарк попадет тот, кто правильно назовет первый звук"; "Найди себе пару" (с таким же звуком картинку); "Соберем букет для наших мам" (ребенок должен назвать цветок, назвать первый звук слова и поставить картинку на фланелеграф).

Упражнения на различение твердого и мягкого согласных звуков: "Найди братца"; "Угадай, чей это мячик"; "Найди друзей "старшему" и "младшему" братцам";"Угадай, к кому мы пойдем в гости"; "Произнеси, как звенит большой (маленький) колокольчик"; "Спой песенку большого (маленького) насоса"; "Разложи картинки к синему и зеленому кружочку".

Упражнения на различение понятий "звук" и "слово": "Собери в корзинку "вкусные слова""; "Назови, словом игрушки в магазине"; "Скажи, какие звуки услышал в лесу"; "Скажи, на чью песенку похож этот звук".

Упражнения на развитие фонематического слуха, речевого внимания: "Какой звук (чья песенка) часто встречается в этих словах, стихотворении"; "Скажите, какие слова похожи в стихотворении"; "Подбери подходящее слово"; "Подскажи словечко"; "Будь внимательным"; "Скажи правильно"; "Покатай в машине только тех животных, в названии которых есть "песенка колокольчика" (звук "з") и другие.


Приложение 2


Дидактические игры для детей второго года обучения (6-7 лет).

1. “Живые звуки”

1 вариант:

Воспитатель предлагает поиграть со звуками: "Наташа будет звуком "А", а ты, Саша, звуком "У". Вы будете петь "песенки" у звуков друг за другом. Кому я положу руку на плечо, тот начинает петь песню, когда уберу, он должен перестать петь (воспитатель сначала одному кладет руку на плечо, а потом одновременно убирает руку с плеча первого ребенка и кладет другую руку на плечо другому ребенку).

II вариант:

После того, как слово будет разобрано у доски и выложено схематично фишками, воспитатель предлагает поиграть со звуками, вызывает детей и называет каждому из них звук: "Надя будет первым звуком в слове "дом" - звуком "д". Иди, Надя, возьми свою фишку. В какой клеточке она стоит? Правильно, в первой. Витя - второй звук в слове "дом" - звук "о". Последним звуком будет Оля. Возьмите, Оля и Витя, свои фишки. А теперь встаньте у доски так, чтобы получилось это слово".

III вариант:

"Вы - звуки этого слова.... Возьмите фишки, кто каким звуком хочет быть. А теперь подойди ко мне первый звук слова..., третий звук слова..., второй звук слова.... Подумайте, как нужно встать, чтоб получилось это слово".

2."Какой звук?" (с карточками - фишками).

Воспитатель показывает синюю фишку - ребенок называет любой согласный звук, если воспитатель показывает красный кружок, дети называют гласный звук. И наоборот.

3."Найди братца".

Воспитатель раздает картинки, которые начинаются с твердого согласного звука. На доске они должны найти картинку, начинающуюся такой же, но мягкий согласный звук.

4."Назови слова".

I вариант:

Воспитатель предлагает найти слова с каким-нибудь звуком, например, "р", и произнести их так, чтобы этот звук был хорошо слышен. За каждое правильно названное слово ребенок получает в награду фишку - игрушку, чтобы потом можно было подсчитать и определить победителя.

II вариант:

Можно предложить детям называть слова, в которых заданный звук обязательно был бы первый, в середине, последний.

5."Угадай-ка".

На доске - картинки, на столе - схемы слов. Дети должны соотнести название картинки со схемой слова.

6."Отгадай мое слово".

Воспитатель говорит: "Я задумала слово, которое начинается на слог "ма". Попробуйте отгадать мое слово. А отгадка нарисована на картинке. Она лежит у меня на столе. Я вам покажу ее в конце игры". Дети называют разные слова, начинающиеся на слог "ма" (10-12 слов). Заканчивая игру, воспитатель показывает свою картинку.

7. "Телеграф".

Воспитатель: "Я буду называть слова, а ты должен отстукивать карандашом количество слогов в названном слове - "передать слово по телеграфу".

8."Сколько звуков услышал?"

Воспитатель выразительно проговаривает вперемешку отдельные звуки и слоги (м, ра, у, ус, мы, к...). На 1 звук дети хлопают 1 раз, на слог -2 раза.

9."Перекличка".

Воспитатель называет вперемешку разные звуки - гласные и согласные. Дети, имена которых начинаются с названного звука, встают.

10."Построим дом".

Воспитатель говорит, что он собирается нарисовать дом, и изображает на доске только одну стену. Дети должны назвать части дома, которые нужно дорисовать. Называть можно только те слова, в которых есть звук "р". Дети называют: "Крыша, чердак, рама, крыльцо, труба. Все называемые предметы воспитатель схематически рисует на доске.

11 ."Поищи слово".

Воспитатель говорит, что в русском языке есть слова, которые любят играть в прятки. Это короткие слова, они прячутся в более длинных словах. Для того, чтобы найти короткое слово, нужно длинное разделить на слоги. Например, надо найти слово, которое спряталось в слове "песок". (Дети делят слова на слоги - пе-сок). Какое же слово спряталось? (Сок).

Воспитатель называет другие слова, в которых второй слог представляет собой самостоятельное слово: рыбак, Борис, пирог, кулак, фасоль, король. Дети отыскивают "спрятавшиеся" в них слова.

12. "Диета Карлсона."

Цель: научить находить слова на заданную букву и читать их (если трудно - с помощью воспитателя).

Пособия: 1) игрушка - Карлсон;

2) карточки со словами:

М - молоко, масло, мясо, мороженное, морс, мармелад, макароны;

К - конфета, клубника, кофе, котлета, кекс, картофель, компот.

Ход: Воспитатель: "Карлсон открыл мне сегодня маленький свой секрет. Оказывается, чтобы себя хорошо чувствовать и не очень толстеть, Карлсон будет сидеть на диете - один день он будет, есть продукты, которые начинаются на букву "М", а на следующий день - на букву "К". Так ему посоветовал доктор и также написал продукты, которые ему надо кушать. Но Карлсон ведь не умеет читать. Вот он и прилетел к нам за помощью. Давайте ему поможем найти продукты на букву "М". Кто нашел, тот читает (если трудно, то воспитатель помогает). Диета Карлсона может быть на любую букву.

13. “Цепочка слов”

Цель: развивать внимание, учить находить слово на заданную букву.

Пособия: 1) карточки со словами: нос, слон, носорог, гуси, индюк, корова, апельсин, нора, арбуз, зуб, барсук, крот, трон;

2) игрушка "Петрушка".

Организация: на столе разложены карточки вперемешку. Дети стоят вокруг стола.

Ход: игра проводится в двух вариантах:

1.Воспитатель: "Сегодня с вами поиграет Петрушка. Он еще не умеет читать слова, но знает отдельные буквы. Сейчас Петрушка поднимет карточку со словом, а вы должны найти слово, начинающееся с последней буквы. Кто первый найдет - получит карточку. Посмотрим, кто у нас самый внимательный и сообразительный. Например, Петрушка поднимает слово "барсук", оно кончается на букву "К". Вы должны найти слово, начинающееся с этой буквы (крот).

2.(В младших и средних группах) - дети находят слова не на скорость, а по очереди (как стоят).

В этой игре чтение идет с помощью воспитателя, дети самостоятельно фиксируют первую и последнюю буквы.

14."Найди слова, начинающиеся со слога..."

Цель: учить детей находить нужные слова на заданный слог, читать слово вместе с воспитателем.

Пособия: карточки со словами, начинающимися с разных слогов.

СА - санки, салазки, салака, самолет, сапожник, сачок, сало, сапожок;

МА - Марина, Маша, малина, машина, масло, марка, Мальвина;

ЛИ - лиса, липа, Лида, ливень, лимонад, лимон, линия;

БУ - булавка, бутон, букет, бутылка, бумага, бусы, букашка, Буратино

Организация: на столе разложены две карточки. За один раз брать не более трех
слогов и по 3 - 4 слова на каждый слог (например, РУ, МА, ЛИ - по 3 -4 слова).

Задание: кто больше слов найдет на слог МА? И т.д. Дети сидят около стола.

15. "Кто же это был?"

Цель: учить детей находить слова, в которых есть названная буква, и читать слова с помощью воспитателя.

Пособия: 1) картинки с изображением утки и курицы;

2)карточка со словами: утка, петрушка, гусыня, голуби, петух, сорока, скворцы, рябина, калина, травка, клюква, колоски.

Ход и организация: Воспитатель и дети сидят за столом. На столе разложены карточки. Картинки (утка и курица) в руках у воспитателя.

Воспитатель: "Жили - были утка и курица. Вот они, какие были, посмотрите. А звали их так: кличка утки начиналась на букву У. Найдите это слово (читаем вместе). А кличка курицы начиналась на букву П. Найдите это слово. Давайте прочитаем, как ее звали? - Пеструшка.

Она приглашала тех птиц, в названии которых слышался звук У. Что это были за птицы? Кто догадался? (Гусыня, голуби, петух). А Пеструшка приглашала тех, в названиях которых есть буквы С, Р. Посмотрите, кто к ней приходил? (Сорока, скворцы). Лакомствами угощали гостей, в названиях их были буквы А (рябина, травка), К (калина, клюква, колоски). Весело щебетали они и слушали рассказы сороки - белобоки, которая всегда все про всех знает".

16."Что собрали братья?"

Цель: 1) учить детей находить слова с заданной буквой;

2) закрепить знание букв.

Пособия: карточки: Ваня, Коля, земляника, яблоко, клубника, рыжики, боровички, груша, мандарин.

Ход: Воспитатель: "Шли по лесу два брата. Звали их так: в имени одного была буква В, а в имени другого - О. Как их звали? Найдите их имена (Ваня, Коля). Повстречали они в лесу девочку Машу. Ваня помог ей собрать ягоды, в названии которых есть буква К (земляника, клубника), а Коля - грибы, тоже со звуком К. Какие грибы оказались в лукошке у девочки? (Рыжики, боровики).

Братья проводили Машеньку домой, помогли донести корзинку, а Маша угостила Ваню и Колю фруктами, в их названиях были буквы М, Л, Г - (яблоко, груша, мандарин)".

17."Загадка Петрушки".

Цель: учить детей находить слова, в которых есть буквы Р, Т, С и прочитывать слова с помощью воспитателя.

Пособия: 1) карточки со словами: боровики, грузди, рыжики, сыроежки, маслята, опята, свинушки, подберезовики, подосиновики;

2)"письмо" от Петрушки.

Ход: Воспитатель сообщает детям, что получил письмо от Петрушки. В этом письме Петрушка задает детям загадку. Воспитатель читает письмо:

Здравствуйте, ребята! Я сейчас живу на даче, гуляю в лесу. Люблю я собирать в лесу грибы. Много грибов приношу я домой. Отгадайте, какие грибы я собираю, если в их названиях есть буква Р (боровики, грузди, сыроежки); буква Т (маслята, опята); буква С (сыроежки, свинушки); буква И (подберезовики, подосиновики)."

18."Где твое имя, догадайся".

Цель: закрепить знания детьми букв своего имени. Ход: на прогулке воспитатель рисует с детьми несколько квадратов на земле и сообщает, что в них спрятаны имена детей. В первом из них спрятались те, в которых есть буква К (Коля, Оксана, Максим, Вадик). Во втором - с буквой Ш (Маша, Шура, Наташа, Гриша). В третьем - с буквой О (Рома, Вова, Оля). В четвертом - с буквой И (Ира, Марина, Игорь, Кирилл).

Примечание: можно сделать из бумаги вырезанный дом с пустыми окошками и разным количеством окошек. Вопрос: "Кто на каком этаже живет?"

19."Кто где живет?"

Цель: учить, читая отдельные слова, подбирать нужные названия к картинке.

Пособия: 1) картинки с изображением животных в своем домике: медведь, лиса в норе, белка в дупле, скворец в скворечнике, собака в конуре, ворона в гнезде;

2) карточки со словами: берлога, дупло, скворечник, нора, конура,
гнездо.

Организация: дети сидят за столом. Они выбирают себе картинку с изображением понравившегося зверя. Карточки со словами у воспитателя.

Ход: Воспитатель показывает слово на карточке, дети читают его по слогам и отгадывают, "чей это домик".

20."Накорми зверей".

Цель: учить детей читать отдельные слова, подбирать к картинкам слова, подходящие по смыслу.

Пособия: 1) картинки (небольшие) с изображением животных: кошки, собаки курицы, коровы, козы, белки;

2) карточки со словами: молоко, рыба, пшено, косточка, травка (две карточки), мясо, грибы, орехи.

21."Помоги Мишутке".

Цель: учить читать слова и словосочетания, находить заданное слово.

Пособия: 1) игрушка - Мишутка;

2) вырезанные из картона "банки" с нарисованными видами варенья и надписями: малина, вишня, черешня;

3) поздравительные открытки с надписями: "С Новым годом", "С новосельем", "8 марта", "С Днем рождения".

Организация: на первом столе - банки;

на втором столе - разложены открытки.

Ход: Воспитатель: "У Мишуткиной бабушки - День рождения. Мишутка знает, какой ей сделать подарок. Он пошлет ей банку любимого малинового варенья, но как ее найти? На кухне много полок, все они уставлены банками. Банки подписаны, но на беду Мишутка не умеет читать. Помогите ему найти малиновое варенье, а то он возьмется пробовать из каждой банки, и у него разболится живот". Дети находят. А теперь Мишка отправляется на почту. Дети подходят ко второму столу. "На почте много разных открыток, но Мишутке надо выбрать "С Днем рождения". Помогите ему выбрать открытку для бабушки".

22."Назови одним словом."

Цель: учить детей объединять предметы по общим признакам и давать им одно название, предварительно прочитав его по слогам.

Пособия: 1) картинки с различными предметами из серии: игрушки, посуда,

одежда, транспорт;

2) карточки со словами: транспорт, одежда, игрушки, обувь, цветы, посуда и т.д.

Организация: 1) для проведения одной игры берется не более 5 слов.

2) картинки с изображением предметов разложены по понятиям в младших группах - картинкой вверх, а в старших группах - словом кверху).

Детям раздается задание: придумать, как можно назвать одним словом разные предметы (мак, тюльпан, роза - цветы) и т.д. и подобрать к каждой группе предметов нужное название.

23."Найди слово наоборот".

Цель: учить детей читать отдельные слова, находить противоположное по смыслу слово.

Пособия: карточки со словами: далеко, близко, радостно, грустно, жадный, добрый, высоко, низко, худой, толстый, трус, храбрец, холодно, жарко, темно, светло.

Организация: на одном столе разложены карточки одного смысла, на втором - антонимы.

Ход: Дети разделены на две группы:

  1. группа - у одного стола,
  2. группа - у другого стола.

Дети по очереди из одной группы и из другой:

  • поднимают и называют слово;
  • из другой группы находят слово, противоположное по смыслу.

24."Магазин".

Цель: закрепить знание букв.

Материал: вырезанные из картона варежки, перчатки, гольфы, обувь: туфельки, тапочки, сандалеты. На каждой паре с обратной стороны написаны одинаковые буквы.

Ход: детям раздается по одной вещи от каждой пары, а вторая вещь - у продавца магазина. В магазине вещи перевернуты буквами вверх. Дети приходят в магазин и просят продать вещь, называя нужную букву.

25."Близнецы".

(Второй вариант игры "Магазин").

Делается по две пары одинаковых туфелек, гольфов, носков, варежек, платьев, передничков и т.д. Вещи близнецов, например, два платья, совершенно одинаковых, но с разными буквами. Дети приходят в магазин и покупают себе вторую вещь, называя свою букву.

26."Путаница".

Воспитатель говорит о том, что Зайчик хотел сложить 3 слова: мама, папа, баба, но у него получилась путаница. Дети читают хором, что сложил Зайчик. Предлагают исправить ошибку Зайчика, правильно сложить слово.

26."Игры на имена".

Проводятся в следующей последовательности:

  • "сложи из букв свое имя",
  • "прочти наоборот" (в данном случае буквы для имени ребенка подбираются заранее, и лишних букв не дается),
  • "прочти свое имя по таблице",
  • "чье имя я назвала?",
  • "покажи свое имя" (на столе у воспитателя разложены карточки с именами. Дети по очереди находят свое имя),
  • "1, 2, 3 - к своему имени беги".

27."Найди свой домик".

Воспитатель раздает детям по 1 гласной букве. Выбирают 2 ведущих. Одному дается фишка синего цвета, другому - зеленого цвета. Воспитатель обращается к детям: "Была хорошая погода, и все гласные буквы вышли погулять. Вдруг небо потемнело, солнышко спряталось за тучи, и начался дождь. Буквы увидели домики. Один из них был синего цвета. Там жил твердый согласный звук, другой - зеленого цвета. В нем жил мягкий согласный звук. Решили буквы спрятаться от дождя в домиках. А чтобы войти в домики, надо вспомнить, после какого согласно звука пишется гласная буква, которую вы держите, и войти в домик.
28.”Назови слова по заданной модели
Вос-ль: “Буратино принёс вам игрушки. Названия игрушек спрятались в этих

“домиках” (схемах). Отгадайте, какое слово, обозначающее игрушку, спряталось в этом “домике”. Таким же способом дети отгадывают слова по остальным схемам

Приложение 3

Перспективный план работы с родителями.

Старшая группа.

1. Опрос родителей по анкете:

а) как Вы считаете, нужно ли научить читать детей в детском саду? Почему?

б) хотели бы Вы, чтоб Ваш ребенок научился читать до школы?

в) где бы Вы хотели научить ребенка читать: дома, в детском саду, в школе?

  1. Знакомство с методикой.
  2.  Помощь в изготовлении методического пособия.
  3. Оформление папки - передвижки для родителей "Игры и упражнения по подготовке дошкольников к обучению грамоте".
  4. День открытых дверей.
  5. Беседа: "Какую работу можно проводить дома по этой теме?".
  6. Итоговое открытое занятие по окончании подготовительного этапа.
  7. Родительское собрание "Результаты детей".
  8. Консультация "Знакомство с задачами основного этапа".

10.Помощь в выполнении домашних заданий (заучивание стихов и задания в
альбомах).

11 .Заполнение рубрики в уголке для родителей "Учимся читать".

12.Открытое занятие в конце года.

13.Родительское собрание: "Какие успехи".

Подготовительная группа.

1.Анкета для родителей.

а) Ваш ребёнок читает, что изменилось в нём самом и его окружении?
б) Что Вы испытали, когда услышали впервые чтение малыша?

в) Чем чаще стал ребёнок заниматься дома?

г) Какие усилия Вы прилагали, чтобы помочь ребёнку?

д) Ваше мнение... стоит ли продолжать обучение грамоте по этой методике в детском саду?

2.Консультация "Готовим ребёнка к письму".

3. Беседа о важности и пользе игр с буквами и словами.

4."Дневник воспитателя" - еженедельная запись с советами и рекомендациями
индивидуально каждому ребенку.

5. Консультация "Домашняя библиотека".

6. День открытых дверей.

7. Беседа "Учимся, играя".

8. Открытое занятие. .

Пополнение домашней детской библиотеки.

9. Родительское собрание "Наши успехи".

10. Выставка книг для домашнего самостоятельного чтения.

11. Фотовыставка - "Какими мы были, какими мы стали".

12.Конкурс семейной копилки по чтению (книги, развивающие игры, ребусы, 
кроссворды).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год

           Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)

Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...

Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»

Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...