«Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности»
учебно-методический материал по развитию речи

Бойчук Олеся Владимировна

«Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности»

 

( Слайд 2)« Духовная жизнь ребенка полна лишь  тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазий, а без этого он засушенный цветок!»

В.Сухомлинский

(Слайд 3)       Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

(Слайд4) Ведущая педагогическая идея работы: развитие речи  детей дошкольного возраста посредством театральной  деятельности. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Речь их становится более выразительной, грамотной. Они начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причем — в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.

(Слайд 5)Полученный положительный эмоциональный заряд от показа спектакля, приобретенная вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать свое поведение и поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность.

(слайд6) В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение, совершенствует речь. С.Я. Рубинштейн писал: “Чем выразительнее речь, тем больше в ней, выступает говорящий, его лицо, он сам”.  Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны, ее тематика не ограничена и может удовлетворять любые интересы и желания ребенка. В процессе театрализованной деятельности я решаю следующие  цель и задачи:

  • (Слайд 7)Цель: развитие связной речи у дошкольников средствами театрализованной деятельности.
  •          Задачи:
  1. Обеспечить развивающую среду, насыщенную разнообрзными игровыми материалами,  декорациями, различными видами театров, способствующей становлению театральноа-игровой  деятельности и развитию связной речи дошкольников.
  2. Осуществить взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта, речевой активности ребенка.
  3. Развивать речь детей как средство общения. 
  4. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи

 

 

Актуальность:

     (Слайд  8) В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.

           Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность.

Почему именно театрализованная деятельность? Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей.  (Слайд 9)И мысль, сказанная немецким психологом Карлом Гросс, которая до сих пор пользуется популярностью: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».

Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу, я пришла к выводу,что театрализованной  игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.(слайд 10) Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки.

Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии.  Формируется готовность к совместной деятельности со сверстниками, позитивные установки к различным видам творчества,  что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия.  Помимо этого театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, благодаря тому, что каждое литературное произведение всегда имеет нравственную направленность.

               Для решения всех этих задач необходима предметнопространственная среда, обеспечивающая совместную театрализованную деятельность детей и педагога, а также самостоятельное творчество каждого ребенка.  (слайд 11)Для этого  у нас  в группах  имеются театральные уголки,  которые способствуют  самореализации и самовыражению ребенка, а также созданы:

картотеки игр и упражнений: «Развитие речевого дыхания», «Логоритмические упражнения», «Скороговорки и чистоговорки», «Играем пальчиками и развиваем речь», «Сказки оживают», «Фольклорные произведения», «Сказки к театрам», «Театральные игры».

картотека мнемотаблиц

игровые упражнения;  («Язык жестов», «Пойми меня», «Угадай героя»,  «Измени голос») физкультминутки; игры  упражнения на развитие речевого дыхания и правильной артикуляции; (Мыльные пузыри, «Веселый пятачок», «Фраза по кругу»)  упражнения у зеркала. И результат этой работы мы видим в театрализованных постановках, которые  наши юные артисты показывают своим сверстникам и малышам.

 По содержанию работы, я выделяю следующие формы организации театрализованной деятельности

Проигрывания отрывка из сказок

Прослушивания сказок, потешек, стихотворений.

Режиссерская игра со строительным и дидактическим материалом.

Рисование и раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных событий из сказок с речевым комментарием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.

Пантомимические этюды и упражнения.

Дыхательная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика.

Пальчиковые игры со словами

Разучивание чистоговорок.

В своей работе я  используем  все вышеперечисленные формы организации театрализованной деятельности.

(слайд 12)Систематическое, целенаправленное использование различных форм театрализованной деятельности приводит к следующим результатам:

Дети приобретают уверенность в себе.

Дети умеют играть в коллективе и находить компромиссные решения.

Дети умеют строить диалог.

Дети умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц.

Дети умеют произносить одну, и туже скороговорку, фразу в разном темпе, с разными интонациями.

Дети умеют использовать средства выразительности драматизации (поза, жесты, мимика, голос, движение)

Дети умеют самостоятельно выбрать стихотворение, сказку, песню для постановки.

Дети умеют распределять между собой обязанности.

Дети могут запомнить и описать любимого героя.

Дети сочиняют этюды по сказкам.

Результатом работы стали постановки спектаклей:

«Заюшкина избушка»,  «Муха –Цокотуха на новый лад», «Теремок»,  и многие другие сказки.

(Слайд 13)Итак. Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Перспективу мы видим в продолжении дальнейшей работы по данной теме: изучение, обобщении  и  применении на практике новых методик, ознакомление с опытом работы других педагогов – практиков. Продолжать  работу с детьми, ставить новые спектакли.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_na_debyut_2020.pptx1.12 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности» Воспитатель : МБДОУ детский сад « Медвежонок» Бойчук О.В.

Слайд 2

« Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазий, а без этого он засушенный цветок!» В.Сухомлинский

Слайд 3

Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве

Слайд 4

Ведущая педагогическая идея работы: развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Речь их становится более выразительной, грамотной. Они начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причем — в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием. Все фотографии взяты с архива.

Слайд 5

Полученный положительный эмоциональный заряд от показа спектакля, приобретенная вера в свои силы повышают самооценку детей. Все фотографии взяты с архива.

Слайд 6

С.Я. Рубинштейн писал: “Чем выразительнее речь, тем больше в ней, выступает говорящий, его лицо, он сам”.

Слайд 7

Цели и задачи Цель: развитие связной речи у дошкольников средствами театрализованной деятельности. Задачи: Обеспечить развивающую среду, насыщенную разнообрзными игровыми материалами, декорациями, различными видами театров, способствующей становлению театральноа -игровой деятельности и развитию связной речи дошкольников. Осуществить взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта, речевой активности ребенка. Развивать речь детей как средство общения. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи

Слайд 8

Актуальность В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения , уверенности , успешности . Театрализованная деятельность - одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Слайд 9

«Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли». немецкий психолог Карлом Гросс

Слайд 10

Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса ) Все фотографии взяты с архива.

Слайд 12

Дети приобретают уверенность в себе. Дети умеют играть в коллективе и находить компромиссные решения. Дети умеют строить диалог. Дети умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц. Дети умеют произносить одну, и туже скороговорку, фразу в разном темпе, с разными интонациями. Дети умеют использовать средства выразительности драматизации (поза, жесты, мимика, голос, движение) Дети умеют самостоятельно выбрать стихотворение, сказку, песню для постановки. Дети умеют распределять между собой обязанности. Дети могут запомнить и описать любимого героя. Дети сочиняют этюды по сказкам. Все фотографии взяты с архива.

Слайд 13

Все фотографии взяты с архива.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете «Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности»

Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном дет...

Статья "Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности".

Статья "Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности"....

Консультация учителя-логопеда М.Н.Войтенко на тему "Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности в соответствии с ФГОС ДО"

Развитие речи детейпосредством театрализованной деятельности в соответствии с ФГОС ДО. Слайд 1 - Титульный листСлайд 2 - Овладение родным языком – это одно из важнейших  приобретений ребёнка...

Конспект НОД во второй младшей группе «От улыбки станет всем теплей», в рамках проекта «Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности»

Занятие имеет определенную структуру, выделяются три основные части, которые неразрывно связаны общим содержанием и методикой. Дети учатся работать в паре. С помощью иллюстраций сказок выясняли п...

Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности

В нашей группе собраны разнообразные виды театра, которые мы создаём своими руками....

Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности

Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности...