Общение почемучки
консультация по развитию речи

Москалева Александра Александровна

Общение это основной вид социальной активности.

С его помощью приобретается основной жизненный опыт ребенка.

Развитие общения у детей дошкольного возраста проходит пять основных этапов:

1. От рождения до 2-3 месяцев – контактное общение, служащее средством удовлетворения потребностей. Средствами общения выступают мимика и жестикуляция.

2. От 2-3 до 8-10 месяцев - познавательное общение (начальный этап), связан с появлением потребностей в новых впечатлениях.

3. От 8-10 до 1,5 лет - вербально - невербальное общение, обслуживающее когнитивные потребности. Средства общения язык.

4. От 1,5 до 3 лет – зарождается деловое и игровое общение, связанное с предметной и игровой деятельностью.

5. Возраст от 3 до 6-7 лет - деловое и личностное общение.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchenie_pochemuchki.docx19.99 КБ

Предварительный просмотр:

ЭССЕ

на тему

Возрастные особенности участников педагогической коммуникации «Общение почемучки»

Выполнил(а): воспитатель группы ГКП

д/о № 6 ГБОУ Школа 2075 г.Москвы

2021


Общение это основной вид социальной активности.

С его помощью приобретается основной жизненный опыт ребенка.

Развитие общения у детей дошкольного возраста проходит пять основных этапов:

1. От рождения до 2-3 месяцев – контактное общение, служащее средством удовлетворения потребностей. Средствами общения выступают мимика и жестикуляция.

2. От 2-3 до 8-10 месяцев - познавательное общение (начальный этап), связан с появлением потребностей в новых впечатлениях.

3. От 8-10 до 1,5 лет - вербально - невербальное общение, обслуживающее когнитивные потребности. Средства общения язык.

4. От 1,5 до 3 лет – зарождается деловое и игровое общение, связанное с предметной и игровой деятельностью.

5. Возраст от 3 до 6-7 лет - деловое и личностное общение.

Общение в раннем и дошкольном возрасте постоянно меняется. Дети 1-1,5 лет относятся к сверстникам как к физическим предметам. В это же время в общении с взрослым помимо невербальных средств начинают использовать язык, как средство общения («Дай», «Хочу», «Надо»).

В 1,5-2 года дети начинают обращать внимание на сверстников (обращаться к ним по средствам жестов, эмоций, вокализации).

В возрасте 3-4 лет сверстник становится участником совместной предметной деятельности, но его индивидуальность остается невидимой для партнера.

В 4-5 лет дети рассматривают сверстника как равного, то есть того, с кем можно себя сравнить.

К 5-7 годам в глазах ребенка сверстник приобретает индивидуальность. Появляется острый интерес к товарищам, который выражается в форме активного подражания, стремления к соперничеству.

Взрослый здесь отходит на второй план.

Через общение со сверстниками возникает образ другого человека, а через это - образ самого себя. Изменяется содержание общения, мотивы, коммуникативные навыки и умения. Формируется один из компонентов психологической готовности к обучению в школе – коммуникативный.

Выраженная потребность в общении со сверстниками появляется к среднему дошкольному возрасту и с возрастом только усиливается, старший дошкольный возраст характеризуется активным взаимодействием со сверстниками.

В обществе сверстников детей-дошкольников наиболее эффективно развиваются такие механизмы межличностного восприятия и понимания, как: эмпатия, рефлексия, идентификация, которые лежат в основе формирования положительно личностных качеств (сочувствие, сопереживание, поддержка, чувство справедливости), так как ребенок начинает осознавать, что другие дети так же, как и он сам, имеют устойчивые убеждения, взгляды, с которыми необходимо считаться и к которым необходимо прислушиваться.

Появляется заинтересованность к личности сверстника, не связанная с его конкретными действиями. Но конкурентная, соревновательная основа в отношениях все же сохраняется.

К концу старшего дошкольного возраста у большинства детей появляется непринужденное и бескорыстное желание оказать помощь сверстнику, подарить ему что-нибудь или пойти на уступку. Повышается эмоциональная вовлеченность в деятельность. Детям важно знать, что и как делает сверстник (во что играет, что рисует, какие книжки читает), и основой этому является интерес к личности сверстника. Таким образом, можно сделать вывод о том, что мысли и действия старших дошкольников устремлены как на положительную оценку взрослого, так и на сверстника.

В этом же возрасте начинают завязываться крепкие избирательные привязанности между детьми. Формируются небольшие группы (по 2 – 3 человека) в поведении и отношениях которых наблюдается открытость и доверие. Дошкольники стремятся поделиться своими мыслями, предпочтениями, такое поведение свидетельствует о том, что именно в старшем дошкольном возрасте необходимо формировать коммуникативные навыки детей и способствовать образованию условий для их межличностного общения и взаимодействия.

Включение детей в различные формы взаимодействия в различных возрастных категориях предполагает взаимное общение, следовательно, требует диалога.

Диалогическая речь – форма социального воздействия, необходимая для обмена мыслями, впечатлениями между несколькими людьми.

Сложность диалога для дошкольников заключается в том, что требует быстрого речевого реагирования (обдумывание своих реплик происходит одновременно с восприятием чужой речи).

Свободное использование форм связной речи в процессе общения предполагает наличие богатого словарного запаса, освоение грамматически правильной речи, владение звуко - и словопроизношением, средствами эмоциональной и лексической выразительности.

Реализация данных задач педагогической работы воспитателя в области коммуникации осуществляется одновременно с учетом возрастных особенностей детей.

Общение детей дошкольного возраста невозможно без участия взрослого. На протяжении первых семи лет жизни у детей последовательно возникают четыре формы общения с взрослыми: ситуативно-личностная; ситуативноделовая; внеситуативно-познавательная; внеситуативно-личностная.

Ситуативно-личностная или непосредственно-эмоциональная - форма

общения появляется от рождения до двух месяцев.

Ситуативно-деловая или предметно-действенная - от двух до шести

месяцев.

Внеситуативно-познавательная – 3-4 года.

Внеситуативно-личностная - 5-6 лет.

Основным средством общения является речь, то есть взаимодействие взрослого и ребенка в совместной деятельности протекает по средствам диалога. Данная форма общения ребенка с взрослым играет неоценимое значение, в развитии личности ребенка, так как именно здесь ребенок может применить полученные знания на практике, в любой доступной для него сфере деятельности, через приобщение к моральнонравственным нормам, культуре общения и т.д.

Следовательно, ребенок на протяжении первых семи лет жизни имеет коммуникативную деятельность в двух формах: ребенок-ребенок и ребенок-взрослый, каждая форма общения то сменяет друг друга, то дополняет, тем самым давая все необходимые знания и умения и в том числе коммуникативные. В форме общения ребенок-ребенок дети закрепляют свой имеющийся опыт, перенимают опыт собеседника через подражание и посредствам вербального и невербального общения. Вырабатываются три основные стратегии выстраивания взаимоотношений: конкуренция, сотрудничество и приспособляемость. Развивается формирование таких коммуникативных умений как доброжелательное отношение к партнеру по общению, выстраивание партнерского диалога, сотрудничество, отношение к себе и другим, знание норм и правил этикета, которые необходимо использовать в общении.

В форме общения ребенок - взрослый главная задача взрослого поддержать ребенка в усвоении имеющихся и приобретаемых умениях, в желании вступать в контакт с окружающими, умении организовывать общение, предполагает умение начать, поддержать разговор, умение слушать и слышать собеседника. Развивать умения эмоционального сопереживания, умения решать конфликтные ситуации адекватным способом, закреплять нормы и правила речевого этикета, а также обогащать речь ребенка разными средствами и способами для полноценной коммуникации.

Ребенок дошкольного возраста через подражание взрослому «примеряет» на себя его поведение, им движет желание быть как взрослый.

Родитель, являясь авторитетной личностью для ребенка, задает эталоны морально - нравственных, культурных норм и коммуникативных умений.

Отсутствие же необходимых коммуникативных навыков у ребенка приводит к трудностям в общении со сверстниками и взрослыми, что проявляется в повышенной тревожности, замкнутости, нерешительности, стеснительности в общении; в неумение высказать свою точку зрения, в появлении негативного отношения к общению. Дошкольник может не приниматься сверстниками, если он мало общается с ними, пассивен, не способен организовать совместную деятельность и общение.

Таким образом, развитие общения, развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста является неотъемлемой частью детского развития, охватывающая все сферы детской деятельности на протяжении всего дошкольного детства. В ходе правильно организованной педагогической технологии у детей дошкольного возраста формируются и развиваются коммуникативные умения, в частности, дети учатся взаимодействию, эмпатии, партнерскому диалогу, сотрудничеству, умению договариваться и работать в парах, адекватными способами разрешать конфликтные ситуации и эмоционально воспринимать партнера по общению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникативные навыки общения и роль игры в развитии общения детей

В материале рассмотрены в теоретическом аспекте коммуникативные навыки общения и роль игры в развитиии общения детей, а также представлены  игры для детей подготовительной группы детского сада, с...

КОМПЛЕКС ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ИМЕЮЩИХ ПРОБЛЕМЫ В ОБЩЕНИИ из опыта работы «Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения»

Обучать детей эффективным способам общения. Снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоци...

КОМПЛЕКС ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ИМЕЮЩИХ ПРОБЛЕМЫ В ОБЩЕНИИ из опыта работы «Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения»

Обучать детей эффективным способам общения. Снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоци...

Легкое общение: игры на развитие навыков общения

Цель таких игр – развить коммуникативные навыки у детей, создать возможность для самовыражения, научить регулировать свое поведение в коллективе, а стеснительным и замкнутым детям – преодолеть барьеры...

Тема: «Понятие об общении. Место и роль общения в жизни человека».

Реферат по психологии на тему:  «Понятие об общении. Место и роль общения в жизни человека»....

Стили педагогического общения. Общение родителей с детьми.

В данном реферате я  разбирала разные стили педагогического общения, общения родителей с детьми....

Мероприятие: «Эколята – дошколята» в гостях у Почемучек (в научной лаборатории «Почемучка» МАДОУ «Катюша») Тема: "Почему северный олень попал в Красную книгу?"

В рамках социального образовательного проекта «Эколята – дошколята» по формированию у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия.5 июня 2019  в Де...