Играем , развивая речь детей.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Ватуля Наталья Николаевна

Совершенствование игровых методов и приемов в речевом развитии дошкольников.

Задачи 

  1. Повышать уровнь компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.
  2.  Помочь родителям в правильной организации совместных речевых игр с детьми.
  3. Познакомить родителей с разными видами игр и игровых заданий для развития речи детей;
  4. Способствовать получению практических навыков по их применению в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мастер - класс19.21 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер –класс: «Играя – развиваем речь детей»

Цель: совершенствование игровых методов и приемов в речевом развитии дошкольников.

Задачи:

  1. Повышать уровнь компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.
  2.  Помочь родителям в правильной организации совместных речевых игр с детьми.
  3. Познакомить родителей с разными видами игр и игровых заданий для развития речи детей;
  4. Способствовать получению практических навыков по их применению в домашних условиях.

Воспитатель: Для того чтобы заниматься развитием речи дошкольников самостоятельно, совсем необязательно превращать занятия в школьные уроки. Существует множество игр, незамысловатых упражнений по развитию речи у детей, которые легко использовать на прогулке или во время режимных моментов, включить в образовательную деятельность.

   Развитие речи дошкольников в игре — это ещё и дополнительная эмоциональная связь между взрослым и ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений.  

 

  Предлагаю сейчас поиграть в некоторые из них:


 «Цепочка слов»

Цель: обогащение словаря прилагательных.

Суть этой игры по развитию речи дошкольников заключается в подборе слов — существительных и прилагательных — объединённых каким-либо признаком. То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов-переходов.

Например, исходное слово «кошка». Вы задаёте вопрос:

Воспитатель: Кошка, бывает какая?

Родители: Пушистая, ласковая, разноцветная...

Воспитатель: Что еще бывает разноцветным?

Родители: Радуга, платье, телевизор...

Воспитатель: Каким еще может быть платье?

Родители: Шелковым, новым, прямым...

Воспитатель: Что еще может быть прямым?

Родители: Линия, дорога, взгляд... и т.д.

 

 «Бюро находок»

Цель: формирование умения составлять небольшой рассказ- описание о предмете. Обогащение речи ребёнка прилагательными, глаголами. Развитие мышления, речи.

    В эту игру интересно играть всей группой или подгруппой, а можно поиграть вдвоём. Роль клиента и работника бюро можно выполнять по очереди.

    В «Бюро находок» на хранении находятся самые разные предметы (шапка, перчатки, зонтик, неваляшка, футбольный мяч, машинка и т.д.). Хозяин потерянной вещи должен как можно точнее описать сотруднику «Бюро находок» свою потерю, не называя предмет.

«Найди по цвету»

Цельзакрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе.

Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением предметов разного цвета. Это могут быть кубики с предметными картинками на гранях.

Называем цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род, число), а ребёнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного. Например:

Красное - яблоко, кресло, платье.

Желтая - репа, краска, сумка.

Синий - василек, баклажан, карандаш

«Выбери правильное слово»

Цельразвитие мышления, речевого внимания.

Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу.

Подумай и скажи, какое слово подходит больше других?

Весной дует … (жаркий, теплый, знойный) ветер.

На лугу распустились … (зеленые, синие, красные) маки.

Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку).

Дед Мороз приходит в гости …(осенью, весной, зимой).

Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге).

Поезд едет по…(дороге, воде, рельсам).

«Скажи наоборот»

Цельрасширение словаря антонимов.

Для этой игры нам понадобится мяч.

Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.

-Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот - светло.

ЖАРА … ХОЛОД

ЗЛО … ДОБРО

ПРАВДА … ЛОЖЬ

ХОРОШО … ПЛОХО

ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО

ВЫСОКО … НИЗКО

МОЖНО … НЕЛЬЗЯ

ТРУДНО … ЛЕГКО

БЫСТРО … МЕДЛЕННО

ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ

БРОСАТЬ … ПОДНИМАТЬ

ПРЯТАТЬ … ИСКАТЬ

ЗАЖИГАТЬ … ТУШИТЬ

«Что было бы, если бы…»

Цель: составление сложных предложений, использование в речи союзов и предлогов, развитие связной, грамматически правильной речи. Развитие фантазии, воображения.

Например:

- Что было бы, если бы муравей был ростом со слона?

- Что было бы, если бы море было наполнено лимонадом?  и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План проведения тематического вечера для родителей детей среднего дошкольного возраста по теме: «Играя, развиваем речь детей»

Погружение родителей детей среднего дошкольного возраста в проблему профилактики и коррекции психоречевых нарушений  и организации коррекционно-развивающей среды....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Пальчиковые игры. Развиваем речь детей"

Развивать подвижность и силу пальцев рук, точность их движений. Закреплять умение согласовывать движения рук с текстом.( через пальчиковую гимнастику, пальчиковые игры.)...

Мастер – класс «Играя, развиваем речь детей».

Важно научить   ребѐнка ясно выражать свои мысли, планы, настроение, желания словами, предложениями. Джанни  Родари утверждал, что «именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит...

Дидактические игры «Развиваем речь детей»

Очень важно содержание совместной деятельности ребенка и взрослого в ходе их общения. Взрослый выполняет в общении с ребенком чрезвычайно важные роли развитие его самосознания и уверенности в себе: во...

"Играя, развиваем речь детей дошкольного возраста"

В данном материале представлена картотека речевых игр, которые можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста....

«Играя, развиваем речь детей. Звуки речи».

Цель: Знакомство с понятиями «речевой и неречевой звук». Дифференциация речевых и неречевых звуков.Задачи:1. Образовательные:- познакомить с понятиями «речевой и неречевой звук...