Конспект интегрированное занятие по развитию речи и лепке.
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Деркач Елена Владимировна

Формировать интерес детей к истории русской национальной культуре. Развивать познавательную активность и любознательность детей через ознакомление с бытом и традициями русских людей; активизировать и обогащать словарный запас, загадками, новыми словами; развивать художественно-творческие способности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл «Предметы быта русской старины»20.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад 185 «Юбилейный» общеразвивающего вида

     (МБДОУ «Д/с №185»)

Конспект ООД интегрированное занятие по развитию речи и лепке

Тема: «Предметы быта русской старины»

для детей средней группы

Воспитатель: Деркач Е.В.,

воспитатель

г.Барнаул 2021г.

Цель: формировать интерес детей к истории русской национальной культуре.

Задачи:

Образовательные: продолжать знакомить с жилищем русского человека – избой, её устройством и особенностями проживания; с русскими народными играми, пословицами, поговорками.

Развивающие: развивать познавательную активность и любознательность детей через ознакомление с бытом и традициями русских людей; активизировать и обогащать словарный запас, загадками, новыми словами; развивать художественно-творческие способности детей.

Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, любовь к своей Родине, уважение к истории русского народа и его традициям.

Целевые ориентиры: развивать любознательность, умение задавать вопросы взрослым и сверстникам.

Активизация словаря: изба, печь, горница, ухват, ложка, красный уголок, чугунок.

Предварительная работа«А в доме горит огонёк» музыка- В. Дашкевича, слова- Ю. Кима, в исполнении Елены Камбуровой. «Веселый паровозик» музыка А. Чугайкина, слова Л. Северная, в исполнении Дудыченкова Д.

Используемые методы и приёмы: беседа, вопросы, рассматривание, пояснения, поощрения.

Оборудование: магнитофон, магнитная доска, мальберт, эскиз чугунка.

Раздаточный материал: доска для пластилина, пластилин, влажные салфетки.

Методическое обеспечение ДОУ: Автор-составитель Гаврилова И. Г. «Истоки русской народной культуры в детском саду»; интернет ресурсы, международный образовательный портал maam.ru.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте ребята!

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Ребята! К нам в детский сад пришло письмо от Маши, из мультфильма «Маша и Медведь». Давайте его прочитаем.

Здравствуйте, дорогие ребята!

Хочу попросить у вас помощи.

У мишки в кладовке я нашла интересные и загадочные картинки с изображением предметов, помогите мне узнать как они называются и каково их назначение?

Ну что, ребята, поможем Маше разузнать что это за вещи? Для этого я вам предлагаю отправиться в гости в Русскую избу. Но отправимся мы туда на волшебной машине, чтобы доехать до места назначения необходимо взяться паровозиком. Готовы? Отправляемся! (звучит музыка,).

Воспитатель: Гость на порог — хозяину радость.

И я вас приглашаю в русскую народную избу. Вот она. Сейчас люди живут в многоэтажных домах, а раньше люди строили деревянные дома. Столы в избах были большие, а рядом простые длинные скамейки, т.к. стульев еще не было. Мебель была самодельная и очень простая.

Вечерами люди собирались в большой избе, где пели песни, водили хороводы, рассказывали сказки, рукодельничали: пряли, вязали, вышивали, плели лапти и корзины. Такие вечера назывались посиделками.

В избе была одна комната, которая называлась – горница. Ребята, давайте повторим все вместе это название – горница.

Ребята, в каждой горнице был «Красный угол». Как вы думаете, почему его так называли?      

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Красный – значит главный, красивый! В этом углу висела икона, накрытая вышитым полотенцем.

Послушайте, да отгадайте мою загадку:

«Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает» (печь)

Посреди горницы ставили печь. Печь - это сердце дома. Она служила источником тепла и света. Занимала большую часть дома.

Давайте подумаем, почему печь в избе самая главная?

Где в горнице пищу приготовить? Конечно же, в печи!

Чем избу обогреть?

Сейчас на улице холодно, а у нас дома и в детском саду тепло. Что нас греет? (ответы)

А в старину батарей не было. Что тогда грело? (печь) Что нужно, чтобы печь грела? (дрова).

Воспитатель: Печь служила местом приготовления пищи. Очаг печки назывался горнило. Ребята, давайте все вместе скажем - горнило! В ней разводили огонь и готовили еду.

Ухват использовали, чтобы доставать из печи горячий чугунок. Это приспособление крепилось к длинной палке.

Воду приносили ведрами, используя коромысло.

А теперь, послушайте загадку и скажите, в чем хозяйка готовила еду в русской избе.

Он как круглая кастрюля,

Он чумазый, не чистюля,

Где, там в печке уголек

Кашу сварит….

Дети: Чугунок

Воспитатель: Чугунок был незаменим в хозяйстве, был вместо кастрюли. Чугун - это особый вид металла, который выдерживал огонь, и никогда не бился. Ели деревянными ложками. а вилок вообще не было.

Воспитатель: Раньше в старину людям приходилось много трудиться, почти все делали своими руками: пряли, шили, вязали, из дерева вырезали, лапти плели, да лепили горшки из глины и разную посуду.

Ребята, я вас приглашаю в мастерскую, для изготовления чугунка.

Физкульт минутка

Ну что – то вы загрустили, нужно немного отдохнуть.

Быстро встали, улыбнулись

Выше – выше потянулись.

Ну- ка плечи распрямите

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.

(лепка чугунка из пластилина, под рус. нар. музыку).

Занятие по лепке на  тему: «Чугунок»

Организация ООД: самостоятельная деятельность детей

Методы приемы лепки: наглядная; практическая деятельность детей.

Объясняю детям методы приемы лепки

- деталь чугунка состоит из одного целого куса пластилина

- разминаем пластилин

- раскатываем шар

- большим пальцем вдавливаем пластилин по кругу

- выравниваем края и придаем форму

Дети совместно с воспитателем повторяю приемы лепки и приступают к работе.

Воспитатель: Какие же вы молодцы! Как у вас здорово всё получилось! Предлагаю вам поставить их на красивый поднос.

А теперь нам необходимо вернуться обратно в детский сад. Садимся в волшебный паровозик возвращаемся домой! (звучит музыка). 

Воспитатель: Ребята, вы вернулись? понравилось вам в гостях? А задание Машино не забыли? Сейчас проверим, как вы с этим справились.

Воспитатель: Ребятки расскажите мне, куда вы сегодня ходили в гости?

Встретили вы там эти предметы?

Как они называются и для чего предназначены? (красный уголок, печь, ухват, ложка, чугунок).

Что вам запомнилось, что понравилось больше всего?

Спасибо, гости дорогие, что пришли к нам в избу! Я надеюсь, что вам понравилось у нас в гостях, и вы узнали тоже много нового.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и лепке для детей 2–3 лет на тему: «Русские народные сказки».

Конспект интегрированного занятияпо развитию речи и лепке для детей 2–3 летна тему: «Русские народные сказки».  Цель: Закрепить знания народных сказок, создавать радостное настроение, в...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и лепке для детей 2–3 лет на тему: «Русские народные сказки»

Цель: Закрепить знания народных сказок, создавать радостное настроение, вызывать у детей положительные эмоции.Развивающие задачи:- Развитие мышления и воображения.- Развитие речи (активизаци...

«Села птичка на окошко» конспект интегрированного занятия по развитию речи и лепке в первой младшей группе.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и лепке в первой младшей группе на тему: "Села птичка на окошко" Цель: формировать слуховое восприятие художественного текста,понимать содержание, ра...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и лепке в средней группе "Овощи и фрукты"

Презентация интегрированного занятия по развитию речи и лепке в средней группе "Овощи и фрукты"...