Проект «Использование мнемотехники в младшем дошкольном возрасте»
проект по развитию речи (средняя группа)

Тоболина Таиса Валерьевна

«Учите ребенка каким-нибудь

неизвестным ему пяти словам

он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с

картинками и он их усвоит на лету»

К.Д. Ушинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon проект529 КБ

Предварительный просмотр:

Частное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Панда»

Проект

«Использование мнемотехники в младшем дошкольном возрасте»

Педагог-психолог: Тоболина Т.В.

Тюмень, 2021г.

«Учите ребенка каким-нибудь

неизвестным ему пяти словам

он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с

картинками и он их усвоит на лету»

К.Д. Ушинский

Пояснительная записка

В дошкольном детстве ребёнку приходится разрешать всё более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями.

По мере развития любознательности, познавательных интересов мышления детей, освоения ими окружающего мира всё чаше прибегаем к использованию моделей, схем, мнемотаблиц и т.д. Ребёнок ставит перед собой познавательные задачи, ищет объяснения замеченным явлениям, рассуждает о них и делает выводы.

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Важно создавать условия для познавательно-речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей дошкольного возраста недостаточен. Наглядность - один из основных дидактических принципов педагогики. Действия с предметами, их зрительное восприятие - это первый этап в развитии мышления ребенка, поэтому важно использование наглядного материала на протяжении всего процесса. В последнее время для обучения рассказыванию детей дошкольного возраста широкое применение в педагогической практике нашли приемы мнемотехники.

Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания» – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. В овладении приемами работы с мнемотаблицами, мы не только заучиваем стихотворение наизусть, но и тем самым развиваем основные психические процессы – память, внимание, образное мышление. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания стихотворения более простым, интересным, творческим.

Актуальность проекта. Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить   ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность.

Новизна проекта. Использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.

Участники проекта: дети средней группы «Львенок», родители, воспитатель, педагог-психолог.

Вид проекта – краткосрочный, творческий.

Срок реализации проекта: 1 месяц – ноябрь 2021г.

Цель: Развивать память, внимание, воображение, мышление, связную речь детей младшего  дошкольного возраста посредством использования мнемотехники.

Задачи проекта

Работа с детьми:

Образовательные:

  • закрепить умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений.

Развивающие:

  • совершенствовать связную речь в ходе рассказов по темам проекта;
  • способствовать развитию образного и логического мышления;

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к окружающему миру;

Работа с родителями:

  • Повышение компетентности в вопросах организации и проведения совместной творческой и речевой деятельности.

Гипотеза: Если систематически использовать мнемотехнику, то расширяется представление ребёнка об окружающем мире, сформируется связная речь, что в дальнейшем приведёт к развитию познавательной активности и коммуникативных навыков, которые в свою очередь помогут в социальной адаптации ребёнка.

Принципы:

1. Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью является развитие ребенка;

2. Принцип научной обоснованности и практической применимости - содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, и имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования.

Методология.

                При экспериментальном обследовании дошкольников (П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, С.Н. Карпова, Д.Б. Эльконин) выяснилось, что многие знания, которые ребёнок не может усвоить на основе словесного объяснения взрослого или в процессе организованных взрослым действий с предметами, он легко усваивает, если эти знания дают ему в виде действий с моделями, отражающими существенные черты изучаемых явлений.

Научная основа данного проекта базируется на методических разработках Т.А.Ткаченко (предметно-схематические модели), Т.В.Большевой (коллаж),  Л.Н.Ефименковой (схемы составления рассказа).

Интеграция всех образовательных областей:

Познание: игры по художественному творчеству, чтение художественной литературы: стихи и рассказы о природе.

Социализация: решение проблемных ситуаций, воспитание  дружеских взаимоотношений.

Коммуникация: развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения.

Здоровье: физкультминутки.

Организация учебного процесса:

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам.

Для детей среднего дошкольного возраста лучше всего подходят цветные, т. к. формируются сенсорные эталоны у детей остаются в памяти отдельные образы: ёлочка - зелёная, колобок –жёлтый, снегирь - красный и др.

Метод мнемотехники включает в себя разные приёмы:

  • модели (условно-схематичные, временно пространственные, схематичные, силуэтные изображения);
  • картинографию;
  • коллажи;
  • планы-схемы;
  • мнемотаблицы.

Этапы работы над стихотворением:

  • Выразительное чтение стихотворения.
  • Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще раз чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
  • Вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль.
  • Выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в доступной для детей форме.
  • Чтение отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
  • Дети рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Работа по таким картинам строится в несколько этапов:

  • выделение значимых объектов картины;
  • рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта;
  • определение взаимосвязи между отдельными объектами картины;
  • объединение мини-рассказов в единый сюжет.

Ожидаемые результаты:

-развитие психических процессов (различные виды памяти, внимание,

мышление, воображение);

- развитие умение понимать и составлять тематические рассказы при помощи графических аналогий, пересказывать сказки — как на занятии, так и в повседневной жизни;

-значительно развились у детей умственная активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;

- повысить познавательный интерес и активность детей;

- активизировать словарный запас;

- преодоление робости, застенчивости, умение высказывать свои мысли и мнение.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный.

  • Изучение научно-педагогической литературы по использованию мнемотехники для развития связной речи детей;
  • Изучение опыта работы педагогов по использованию мнемотехники в сети Интернет (статьи, методические разработки, образцы схем);
  • Подбор и создание дидактических пособий (мнемодорожек, мнемотаблиц, коллажей, дидактического панно «фартука», тактильных дорожек (ладошек);
  • Изучение исходного уровня индивидуального развития речи воспитанников (по методике Ю. А. Афонькиной);

2 этап – практический.

  • Разработка перспективного планирования с использованием мнемотехник.
  • Разработка папки-предвижки  «В помощь родителям»;
  • Выставка мнемотаблиц в родительском уголке для развития речи детей дома.

3 этап – заключительный:

  • Проведение изучения индивидуального речевого развития детей после реализации проекта;
  • Обобщение и распространение полученных результатов;
  • Консультация для педагогов.

Перспективный план работы в средней группе на ноябрь 2021 гг.

Тема

Работа с детьми

Работа с родителями

Диагностика в  начале и в конце работы по проекту

Мониторинг по образовательной области «Речевое развитие» и приоритетным направлениям.

Цель: диагностика уровня развития у детей речи, слуховой и зрительной памяти. (см. приложение 2)

Консультирование родителей по результатам психолого-педагогического обследования

1 неделя

Знакомства с мтемотехниками

Познакомить детей с понятиями мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица

Информирование родителей посредством наглядного пособия: «Папка-передвижка.

Осень

Предложить детям раскрасить мнемотаблицу «Осень»        Цель. Познакомить детей со схемой, учить замечать и выделять признаки осени.

Дидактическая игра «Накорми зверей»

Цель. Познакомить детей со средой обитания зверей и кто чем питается, как меняется питание от времени года.

Составление рассказа «Осень».

Цель: Упражнять детей в умении рассказывать о временах года (Осень) с использованием наглядного пособия, связно, в логической последовательности. Развивать словарный запас. Работа со схемой

Пересказ русской народной сказки по схеме «Курочка ряба». Интонационно верно передавать диалоги персонажей опираясь на мнемотаблицу; использовать при пересказе выразительные средства языка

2 неделя

Овощи

Разучивание стихотворения «Осень» И.Винокуров

Подобрать материал и разработать консультацию для родителей на
тему: «Использование мнемотехники
в развитии речи детей»

Игра «Прятки со словами»

Физ. минутка руками «Мы капусту рубим»

Составление рассказа «Что растет на огороде» с использованием мнемотаблицы.

Дидактическая игра «Найди половинку»

Пересказ сказки «Репка» с использованием мнемотаблицы

3 неделя

Животные

Заучивание стихотворения «Снегири».  С использованием мнемотаблицы.

Подобрать материал и разработать консультацию для родителей на
тему: «Использование мнемотехники
в развитии речи детей»

Стихи руками «Гусь гогочет»

Дидактическая игра «Среда обитания» (дидактическое панно)

Творческая игра «Путешествие в лес»

Учить детей составлять рассказ о диких животных. Составление рассказа о диких животных с использованием дидактического панно.

Выучить английскую народную потешку «Едем, едем на лошадки»

4 неделя

Зима

Пересказ русской народной сказки по схеме «Волк и семеро козлят» Малоподвижная игра «Волк и семеро козлят».

Составление рассказа «Зима» Цель: Упражнять детей в умении соотносить знаковые символы с образами. Учить детей составлять рассказ о зиме с использованием наглядных пособий.

Консультация для родителей «Значение дидактических игр в дошкольном возрасте»

Предложить детям раскрасить мнемотаблицу «Зима»        Цель. Познакомить детей со схемой, учить замечать и выделять признаки Зимы.

Русская народная сказка «Рукавичка»

Интонационно верно передавать диалоги персонажей опираясь на мнемотаблицу; использовать при пересказе выразительные

Составление рассказ по мнемотаблице о зимних забавах

Цель: Упражнять детей в умении составлять рассказ о зимних забавах с использованием наглядного пособия, связно, в логической последовательности. Развивать словарный запас. Работа со схемой

1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение: Книга для воспитателей детского сада. М.: Мозайка-Синтез, 1999

2. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью
мнемотехники Т.В. Большова / Спб.,2005 — 71с.

3. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи /Воробьева В.К. – М., 2005 — 114с.

4. Выгодский Л.С. Мышление и речь. 5-е издание, исправленное. Издательство
«Лабиринт», М. 1999 С. 352
 

5. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием // Глухов В.П. Дощкольное воспитание 2004г. № 6, с.6

6. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Ефименкова Л.Н. – М., 1985  с.92

7. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с
нарушениями речи / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М., 2007 — с.18

8. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Омельченко Л.В. Логопед. 2008. №4. - с.102 -115.

9. Полянская, Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», 2009.

10. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Ткаченко Т.А. Дошкольное воспитание.1990. №10 — с. 16-21.

11. Чохонелидзе, Н. «Учим стихи по картинкам», 2006. 

Приложение 1

Приложение 2

Психолого-педагогическая диагностика речи детей младшего дошкольного возраста.

Методика 1 «Связная речь»

Задание: предложить детям составить рассказ по картинке.

Цель: проверка умения самостоятельно, полно и последовательно строить связное высказывание по картинке.

Методика: ребенку по очереди предъявляются три картинки с несложным сюжетом, близким его личному опыту: 1) дети играют; 2) дети кушают; 3) дети на прогулке.

Картинки лежат в конвертах. Ребенку говорится: «Когда я шла в ДОУ, встретила Чебурашку. Он нес в группу письма и просил передать детям. Возьми этот конверт и посмотрим, что там. Только мне не показывай: письмо тебе». Ребенок достает картинку, рассматривает ее, и после этого ему дается инструкция: «Расскажи, что нарисовано на этой картинке. Только ты расскажи так, чтоб мне было понятно. Я не видела, что нарисовано на этой картинке».

Оценка выполнения детьми задания проводится по 4 – х бальной системе.

4 балла – ребенок строит самостоятельно связное высказывание. Точно и последовательно передавая содержание картинки.

3 балла – строит отдельные предложения. Требуется помощь взрослого в построение связного рассказа.

2 балла - перечисляет предметы, изображенные на картинке.

1 балл – ставиться ребенку, если он отвечает одним словом.

Методика 2  «Звуковая культура речи».

Проверка произносительной стороны речи осуществляется по 4 основным направлениям: громкость, скорость, темп речи, интонационная выразительность, звукопроизношение (дикция). Владение языковыми средствами в норме по каждому параметру (достаточная громкость, умеренный темп, выразительность, четкая дикция) оценивается в один балл. Таким образом, общий балл, складывается из суммы оценок по каждому параметру.

Методика обследования: предложить ребенку прочитать стихотворение. Записать слова, которые он произнес неверно.

  1. Громкость чтения: (достаточно громко – 1 балл; не достаточно громко – 0,5 балла; тихо – 0 баллов).
  2. Скорость (темп речи): (умеренно – 1 балл; быстро или медленно – 0,5 балла; слишком быстро или медленно (делает паузы, молчит) – 0 баллов).
  3. Интонационная выразительность: (выразительно – 1 балл; маловыразительно – 0,5 балла; не выразительно – 0 баллов).

Оценка звукопроизношения:

  • 1 балл – звукопроизношение у ребенка в норме (в соответствии с возрастом и требованием программы);
  • 0,5 балла – если в речи детей отсутствует часть звуков, из какой - то значимой для данного возраста группы.
  • Не оценивается ребенок (0 баллов) в этом случае, если в его речи отсутствует более 50% звуков, предусмотренных требованием программы. Особое внимание обращается на отсутствие целых групп звуков: шипящих и сонорных ; не умение дифференцировать и отчетливо произносить часто смешиваемые звуки (с-з; ш-ж; ч-ц и т.д.)

Приложение  3

hello_html_78c5f546.jpg

Наступила зима.

Небо закрыто серыми тёмными тучами.

Часто идёт холодный снег.

Девочки и мальчики идут гулять на улицу.

Они лепят из снега снежки и снежную бабу.

Зимой ребята катаются на санках и коньках.

Приложение 4


hello_html_3b8acd.jpg

Наступила осень.

Солнце светит мало и не греет.

Оно скрыто за серыми тучами.

Часто идет дождь.

Мы идем в детский сад под зонтом.

Дует сильный ветер.

И с деревьев слетает листва.

Листья покрывают всё вокруг красивым, красочным ковром.

Приложение 5

Дидактическая игра «Прятки со словами»

Содержание игры: Дети «собирают» новые слова в копилку, т.е. рисуют или обозначают при помощи символов.

К словам в «копилке» мы периодически возвращаемся: на следующий день, через неделю, через месяц. Детям предлагается вспомнить слова, которые они «положили» в копилку слов и составить с ними предложение или рассказ.

Приложение 6

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой в средней группе.

 Тема: «Заучивание стихотворения «Осень»  

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой в средней группе. Тема «Заучивание стихотворения «Осень»  Цель: Содействовать развитию памяти, на основе заучивания стихотворения. Задачи:

 Образовательные:

1. Познакомить детей с новым стихотворением, закрепить приметы осени;

2. Способствовать развитию процесса запоминания с использованием мнемотехники;

Развивающие:

3. Развивать слуховое внимание при восприятии стихотворения;

 4.Обогащать словарь детей: дубовый, кленовый, березовый, рябиновый, резной, золотой;

Воспитательные:

 5. Воспитывать любовь к художественному слову.

 Материал к занятию: пазлы для создания картины по приметам осени, модели по содержанию стихотворения; метелочки и осенние листочки  для игры, дидактическое панно «фартук».

Предварительная работа: наблюдение за признаками осени, рассматривание иллюстраций с осенними деревьями, экскурсия к осенним деревьям.

Ход занятия.

- К нам в гости кто-то приходил и оставил осенние листочки, кто бы это мог быть? Как они попали к нам. (Выслушивает варианты ответов детей, а затем предлагает отправиться в осенний лес).

-Какие это листочки? Какого они цвета? Когда много падает листьев с дерева, как называем это явление? (листорад).

-Возьмем метелочки и подметем рассыпанные листья. (д/и «Метелочка)

- Ребята, как вы думаете на чем можно отправиться в путешествие? (варианты ответов) Я предлагаю закрыть глаза и с помощью волшебства перенестись в осенний лес.

Волшебные слова: Осень, осень к нам спеши, в лес осенний нас перенеси.

- Вот мы в осеннем лесу. Назовите приметы осеннего леса. (ответы детей) Как можно узнать, что наступила осень? (Дети называют приметы осени: листья пожелтели, люди урожай овощей, грибов собирают, стали тепло одеваться, звери готовятся к зиме, птицы улетают, трава не растет)

- Какое время года на картине?  Как вы узнали об этом?

Педагог выразительно читает стихотворении «Осень»

Этапы работы над стихотворением:

  • Выразительное чтение стихотворения.
  • Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще раз чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
  • Вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль.
  • Выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в доступной для детей форме.
  • Чтение отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
  • Дети рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Дидактическая игра «Волшебное панно»

- Кто живет на дереве, в дупле, в норке, в берлоге.

- Что кушает заяц, волк, белка, медведь, а зимой, что едят звери.

Словесно-дидактическая игра «Приметы осени»

- Когда я назову приметы осени, говорите дружно «да». Если приметы относятся к другому времени года, говорите дружно «нет».

Осенью цветут цветы? (нет). Осенью растут грибы? (да). Урожай все собирают? (да). Птичьи стаи улетают? (да). Солнце светит очень жарко? (нет). Все купаются в реке? (нет). Можно детям загорать? (нет). Что же надо делать? Куртки, шапки надевать? (да). Сапоги всем обувать? (да).

- Вот пришла пора прощаться с осенним лесом. Скажем волшебные слова: Если мы глаза закроем

И подсматривать не будем

И опять в одно мгновение

В детский садик все вернемся.

- Ребята, мы с вами вернулись в детский сад.

-Понравилось вам наше путешествие? Почему?  (ответы детей).