Методическая разработка в старшей группе по развитию речи "Зимовье зверей"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Метс Анастасия Алексеевна

Данный материал необходимо дополнить презентацией!

В списке литературы есть ссылка на презентацию, которая может подойти к данному занятию.

Физ-минутка в Приложении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_zimove_zverey.docx35.09 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 77 Петроградского района города Санкт-Петербург

Методическая разработка занятия по развитию речи на тему «Зимовье зверей» (старшая группа)

Составитель

Воспитатель

Метс Анастасия Алекесевна

2021г


Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………………3

Конспект занятия………………………………………………………………..5

Список используемой литературы……………………………...………………8


Пояснительная записка

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.  Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Речь детей становится более связной и последовательной. Дети могут общаться на любые предложенные темы. Составляют простые предложения, выделяют звуки, слоги, составляют рассказы при помощи схем – моделей, задают вопросы и отвечают на них. Любят слушать сказки, рассказы, стихотворения, пересказывают небольшие произведения с помощью взрослого.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Цель: уточнить и систематизировать знания детей о жизни диких зверей в лесу зимой.

Задачи:

1. Образовательные:

Обогащать представления детей о диких животных;

Закреплять умение детей выделять характерные признаки представителей диких животных;

Закреплять представления детей о диких животных наших лесов, их образе жизни, питании, жилищах;

Закреплять умение детей составлять рассказы по серии картинок;

Совершенствовать грамматический строй речи (употреблять существительные  в косвенных падежах и существительные с суффиксами -онок, -енок, образовывать притяжательные и сложные прилагательные);

2. Развивающие:

Развивать познавательный интерес к природе;

Развивать речевую активность, связную речь, слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление;

Развивать внимание, память, умение анализировать.

3. Воспитательные:

Воспитывать бережное и заботливое отношение к животным;

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе;

Воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников;

Воспитывать дисциплинированность, организованность, коллективизм.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций диких животных;

Рассматривание фотографий следов диких животных на снегу;

Чтение рассказов и сказок о диких животных;

Разучивание стихотворений о диких животных;

Составление небольших рассказов о животных леса по мнемотаблицам; о

Отгадывание загадок про диких животных;  

Проведение с детьми таких дидактических игр, как: «Какой? Какая?», «Чей хвост? Чья голова?», «Лото», «Четвертый лишний», «Подбери словечко», «Чей детеныш?» и др.

Материалы и оборудование:

Презентация к занятию «Как зимуют звери?»;

Мяч для игры «Какой? Какая?»;

Корзинка с клюквой.

Методические приемы:

Наглядные: презентация к занятию «Как зимуют птицы»; пример взрослого; сюрпризный момент;

Словесные: объяснения, вопросы к детям, сочинение рассказов детьми о каждом лесном животном по определенному алгоритму; отгадывание загадок; художественное слово;

Практические: игра «Какой? Какая?», физминутка «По дорожке».

Использованные технологии: ИКТ; педагогические; здоровьесберегающие.

Взаимодействие с родителями:

Чтение рассказов В. Зотова «Лесная мозаика».

Планируемые результаты:

Дети имеют представление о  многообразии диких животных, о том, как они зимуют,  где живут и чем питаются зимой.


Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

I.Вводный (организационный момент)

- Здравствуйте детишки,

Девчонки и мальчишки!

Давайте порадуемся солнцу и птицам,

А также порадуемся улыбчивым лицам!

И всем, кто живет на этой планете,

Животным, растениям и всем, всем на свете!

Дети здороваются, улыбаются.

Повторяют игровое действие за воспитателем.

Презентация слайд 1.

Мотивационно-побудительный

- «Трещала с самого утра:

Порр-ра!  Порр-ра!

Порр-ра! Порр-ра!

А что пора? Куда пора?

Такая с ней морока,

Когда трещит сорока.

… А, кажись, я поняла,

О чем кричит сорока!»

- Она сообщает нам о том, что пришла зима. И приглашает всех лесных жителей на собрание, чтобы узнать все ли звери готовы к зиме.

- Давайте и мы с вами отправимся на это собрание. Для этого давайте дружно скажем волшебные слова: «Раз, два, три – В зимний лес попади!» (Дети дружно повторяют за воспитателем).

Работа с презентацией слайд 2.

II Основной этап.

Открытие детьми нового знания.

- Вот мы с вами и попали в зимний лес. Посмотрите как тут красиво! В этом лесу обитает очень много диких зверей.

- Давайте с вами заглянем в список приглашенных зверей. Для этого вам нужно найти отгадку. Готовы? Тогда начнем!

- Отгадайте, кто в списке приглашенных, первый?

- Кого же еще пригласила сорока?

- Посмотрите, какой длинный список приглашенных зверей.

- Ну, вот мы с вами и на собрании. Ой, что это? Где все звери? Почему никого нет? …Постойте!!! (Звук сороки) Сорока просит нас помочь найти всех зверей и еще раз пригласить их на собрание. Как вы думаете, почему звери забыли о собрании?

- Ребята, посмотрите, сколько следов на снегу.

Давайте по следам пойдем,

Хозяина – зверька найдем.

И тем самым, на собрание

Всех зверят, мы соберем.

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6 (медведь)

Слайды 7-15

Слайд 16

Дети участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях, отвечают на вопросы, отгадывают загадки.

Динамическая пауза

Физминутка: «Медвежата»

См. Приложение 1.

Дети повторяют движения в соотнесении со словами.

Самостоятельное применение нового знания на практике.

- Как вы думаете, чьи это следы? (Беличьи). Давайте проверим. Чьи это ушки? (Беличьи) Молодцы!

- Мы с вами всех зверей нашли,

На собрание привели.

Звери нас благодарят

И спасибо говорят!

… Но отпускать нас не хотят!!!

- Хотят, чтоб мы с ними побыли,

Про каждого из них сороке говорили:

Кто они и где живут,

И как зиму переждут!

- Ну что, поможем?

…Тогда начнём

Лесное собрание мы проведем!

Например: «Это белка. У нее детеныши бельчата. Живут они в дупле. На зиму белка меняет шубку с рыжей на серую. Питается зимой орехами, шишками, грибами, которые запасает осенью».

Слайды 17-25.

Ответы детей

Слайд 26.

Слайд 27.

Ответы детей

Слайды 28-36 (Дети по примеру воспитателя рассказывают про каждого зверька).

Динамическая пауза

Малоподвижная игра «Какой? Какая?»

Дети по очереди подбирают прилагательные к диким зверям. Например: «Лиса. Она какая?» (Рыжая, хитрая, красивая, пушистая и т.д.). «Волк. Он какой?» (Голодный, злой, зубастый, серый и т.д.)

Жители лесные вам «спасибо» говорят,

Собрание провели сегодня вы на «5».

Теперь сорока может на весь лесок сказать,

Что все зверьки готовы зиму переждать!!!

- За вашу помощь все лесные жители приготовили для вас гостинец – это корзинка с клюквой.

- Давайте их поблагодарим и отправимся в обратный путь, - в детский сад. Для этого говорим волшебные слова: «Раз, два, три – в детский сад попади!»

-Ну вот, мы с вами снова в нашей уютной группе, а вот и наша корзинка с ягодка.

Слайд 37.

Слайд 38.

III. Заключительный этап.

Рефлексия.

- Где мы с вами сегодня побывали?

- О ком сегодня шла речь?

- Что вам сегодня понравилось больше всего?

- Легко ли было на занятии?

- Что было сложным?

– Спасибо вам, ребята, вы сегодня очень хорошо поработали.  А теперь давайте клюковкой угостимся и витаминами на зиму запасемся (Дети кушают клюкву).

Дети делятся своими впечатлениями. Рассказывают, чем остались довольны на занятии, что понравилось, заинтересовало, что было трудным.


Список используемой литературы

1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Веракса, Комарова, Васильева.

2. Книжное издание: И.Соколов-Микитов «Медвежья семья», рассказы Н.Сладкова.

3. Интернет-ресурсы: презентация ИКТ https://infourok.ru/prezentaciya-kak-zimuyut-zhivotnye-v-lesu-dlya-detej-podgotovitelnoj-gruppy-4108248.html.

Приложение 1

Медвежата

«Есть в лесу под елкой хата,      - Руки «домиком»

Там живут два толстых брата,    - Руки в кулаки, поднять большие пальцы

Этот брат – Потап,     - Показать один большой палец

Этот брат – Игнат.       - Показать другой

«Здорово, Игнат – Здорово, Потап».   - Покивать пальцами

Рано вставали,                

Песни распевали,

«Брум – Брум – Брум – Брум - Брум»

Это песня Потапа,     - Вращение большим пальцем

«Хрум - Хрум - Хрум - Хрум - Хрум»

Это песня Игната.                               - Вращение другим большим  пальцем.

А вот так поют оба брата:

«Брум – Хрум- Брум – Хрум- Брум» - Пальцы перекрещиваются, меняя вперед

«Брум – Хрум- Брум – Хрум- Брум»  правый,   вперед левый

Попели – кушать захотели.

Мы пойдем в закрома

Там малина-ягода,

По дорожке шлеп – шлеп,  - Ладонями по коленям поочередно правой и левой рукой

По мосточку топ – топ,   - Кулачками по коленям поочередно правой и левой рукой

А по кочкам – прыг – прыг,  - Одновременно кулачками «прыжки»

Вниз по горке шмыг – шмыг,  - Пальцами как ножками вниз с колен

А вот и закрома.   - Наклон вперед – лежа грудью на  коленях

А в закромах – темно,    - Повороты головой, не поднимаясь, вправо – влево

Не видно ничего,

Где корзина Потапа, - Руками перед собой «О»

Где корзина Игната.

А вот и корзина.  - Выпрямляясь, руки в «О»

Тяжела корзина,

Вкусна малина. - Языком облизывать губы, чмокать губами перед пальцами щепоткой

Хватит Игнат, - «Грозить» пальцем правой рукой

Хватит Потап, - «Грозить» пальцем левой рукой

А то животы заболят.  - Гладить живот по часовой стрелке

Мы на горку шмыг – шмыг, - Пальцами по коленям снизу вверх

Мы по кочкам прыг – прыг, - Кулаками «прыжки» по коленям

По мосточку топ – топ, - Кулаками поочередно «шаги»

По дорожке шлеп – шлеп,   - Ладонями поочередно шлепки по коленям

А вот и наш дом, - ладони в «домик»

Мы в нем живем,  

Зашли, а на столе медок стоит, - «Облизываемся»

Эта чашка Потапа,  - Правой ладошкой «чашечка»

Эта чашка Игната, - Левой ладошкой чашку

Хватит, Игнат, хватит, Потап, - «Грозить» пальцами пр. и лев. Руки

А то животы заболят. –гладить живот по часовой стрелке

Вот кроватка Потапа, - Подогнуть большие пальцы и закрыть остальными пальцами

Вот кроватка Игната, - Подогнуть большие пальцы и закрыть остальными пальцами

Ложитесь-ка спать, медвежата. -Дети ложатся на колени и закрывают глаза

Одеяльцами укрылись.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для старшей группы на тему: "Морское приключение"

Цели:- поддерживание и создание условий для развития творческого потенциала детей и расширение их кругозора.- создание положительного эмоционального настроя.- воспитание уважительного отношения  ...

Методическая разработка воспитателя старшей группы Жур Галины Юрьевны по ознакомлению детей с ПДД «Берегись автомобиля!»

Основные изучения правил дорожного движения, и поведения на улице.Исходя из особенностей восприятия и понимания детьми информации, можно выделить следующие основные формы работы по данной проблеме:• о...

методическая разработка для старшей группы на тему «Сказочная математическая история»

Закрепление математических знаний и умений посредством игры – путешествия. ...

Методическа разработка в старшей группе "Цветы для любимой мамочки"

мастер - класс для детей и родителей ко Дню Матери...

Методическая разработка для старшей группы по познавательному развитию "Животный мир материков" "

Методическая разработка для старшей группы по познавательному развитию "Животный мир материков" "...