Занятие по развитию речи с элементами грамоты в старшей группе на тему : "Мы строим дом"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Это итоговое занятие в старше группе по развитию речи с элементами грамоты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                   

                           Конспект полугодового занятия

                  по развитию речи с элементами                    

                  грамоты в старшей группе

                  на тему: «Мы строим дом».

                                   

                                          Подготовила воспитатель

                                          ДУУ «Родничок»

                                          Писарева Л.А.

                                   2018г.

Цели и задачи:

- Обобщить и закрепить у детей знания, полученные ранее: умение проводить звуковой анализ слова, составлять предложения ,различать гласные и согласные звуки.

-Отработать навык определения рода существительных.

-Закрепить понятия по лексической теме.

-Развивать логическое мышление, мелкую и общую моторику, внимание, память, мышление.

-Развивать фонематическое восприятие.

-Развивать навыки устной монологической речи.

- Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности. Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявляя настойчивость, целеустремлённость, взаимопомощь.

- Воспитывать любознательность, любовь и бережное отношение к природе.

-Воспитать чувства сопереживания, толерантного отношения к окружающему миру.

Материал:

Части дома;шляпа; карточки  , фишки для звукового анализа на каждого ребенка;фишки для  воспитателя; сюжетные иллюстрации к играм и беседе;смайлики на каждого ребенка;сундучок с картинками;мяч;музыкальный материал.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, посмотрите какое чудесное  утро, сколько гостей к нам пришло. Давайте поприветствуем друг друга и гостей словами:

 Доброе утро,  Скорей проснитесь,

 Солнцу шире улыбнитесь!  

Пусть  улыбки в виде смайликов  будут с вами на протяжении всего нашего занятия.

(Раздать смайлики детям)

А какое  у вас теперь  настроение? Скажем дружно и красиво:

Ас-ас-ас-ас – ах, как весело у нас. Ус-ус-ус-ус – выбирай игру на вкус.
Ос-ос-ос-ос – мчится быстрый паровоз. Ис-ис-ис-ис – а теперь поём на бис.

Ас-ас-ас-настроенье просто класс!   У всех отличное настроение?

Воспитатель: Ребята,а почему мы с вами друг другу улыбаемся,а не ссоримся ,не кричим друг на друга?

Правильно,потому что мы с вами  в нашей группе одна большая дружная семья. А в семье что делают?(Дружат)

Беседа: «Дружба»А скажите,что такое дружба?  (Ответы детей)

Да дети нужно дорожить своей дружбой и беречь ее.

И я вам сейчас предлагаю построить большой дом для всех нас. Согласны?

И так давайте строить дом. А с чего же начать нам строительство дома?

Правильно, с фундамента. Но у нас дом не простой!И фундамент строить мы будем с помощью добрых и ласковых слов.

 Речевая игра «Шляпа комплиментов»Кто знает ,что такое комплименты?

После игры появляется фундамент.

Вот какие мы, молодцы! Фундамент  дома заложили хороший, прочный.

Продолжаем строительство. Из чего же можно  сделать стены? (дети предлагают свои варианты)  Правильно,ребята,дома строят из различных материалов.

Игра «Из чего сделан дом»

а как мы можем назвать дом,если он построен из ….

1. Дом из дерева какой? – деревянный.  2. А если дом из камня – каменный

3. Из соломы – соломенный 4. Изо льда – ледяной

5. Из кирпича – кирпичный 6. Из картона – картонный

7. Из бетона – бетонный.

Вы очень красиво и правильно говорите,а давайте попробуем поиграть  с вами в «Эхо» (Игра «Эхо»-воспитатель произносит слоги,а дети тихо повторяют)

До-то-до Да-та-да Душ-туш-душ Дом-том-дом  Дым-тым-дым

Молодцы,а  я предлагаю сделать стены нашего дома  из сказок о дружбе! Ведь сказочные герои тоже умеют дружить,правда?

Давайте вспомним такие  сказки о дружбе. (Ответы детей: Цветик-семицветик.Теремок.Бременские музыканты.Винни-пух.Три поросенка.Снежная королева.

Воспитатель: Давайте  еще раз вспомним кто дружил в этих сказках?

(Ответы детей при просматривании иллюстраций к сказкам.)

Воспитатель: Да, дети, эти все сказки о дружбе.

(После сказок появляются стены дома)

Воспитатель: Вот мы молодцы, уже и стены стоят. Теперь нам нужно построить … что?

Дети:  Крышу

Воспитатель: А скажите сколько слогов в слове крыша?  (деление слов на слоги )

дом,стена,сказка,фундамент,дети,дружба,домик,работа,окно,двери,стул,зима,снеговик,мороз,молодцы.

Давайте с вами вспомним,из чего состоит наша речь?предложения?слова?слоги?

А что мы знаем о звуках?

Мы не можем звук увидеть и не можем в руки взять,

Звук мы можем только слышать.а еще его сказать.

Звуки мы слышим и произносим,

А буквы мы видим и пишем.

А скажите,ребята,какие бывают звуки?чем отличаются гласные звуки от согласных?какие бывают согласные звуки?каким цветом обозначаются?

Сколько слогов в слове ДОМ   Дети: 1

Воспитатель: Дети скажите, сколько здесь всего звуков? (3)

Давайте выложим звуковую модель слова ДОМ

А теперь Даня покажет нам всем,как правильно нужно было сделать….

Воспитатель: Вот мы и разобрали вместе, дружно слово ДОМ.

Скажите как назвать  ДОМ  ласково  (дети отвечают) ДОМИК!

Правильно! Вот сейчас я проверю, выполнили  ли вы звуковой анализ слова,  если выполните задание правильно,  то у нашего дома  появиться  крыша.

(Крыша)

Ой,посмотрите,мы с вами так хорошо работаем,что у нашего дома появилась крыша.

Физкультминутка. «Дом»

Раз, два, три, четыре, пять.  (Дети выполняют прыжки на месте)
Будем строить и играть. 
Дом большой, высокий строим.     (Встают на носочки и тянутся руками вверх)
Окна ставим, крышу кроем.           (Показать руками окно, крышу - сомкнуть руки над головой)
Вот какой красивый дом!             (Указательным жестом вытягивают руки вперед)
Будет жить в нем старый гном.   (Приседают)

Взяли, детки, белый ком                 ( сделать руками небольшой круг в воздухе в наклоне вперёд) ;
Мы польём его водой,                      ( присесть, «поднимая ведро и выливая  воду»)
Домик будет ледяной                        (наклоны туловища вправо – влево, руки на поясе)
Ком за комом мы кладём,                 ( наклоны влево-вправо, беря ком за комом и складывая их один на один;)
Вот и вылепили дом.                        (потянуться на носочках,  руки вверх (большой дом))

А теперь сядет тот,кто назовет первый звук своего имени.

Игра по звуковой культуре речи «Назови первый звук »

Ребенок  проговаривает свое  имя и называет первый звук, уточняет какой он гласный или согласный .

Воспитатель: А кто увидел, чего не хватает  в домике?

Дети: Двери

Воспитатель: Правильно! Какой первый звук в лове «двери»?Твердый.

А как он будет звучать,если превратится в мягкий?

Нужно поиграть в Игру  с мячом «Скажи наоборот».

Воспитатель, бросая ребёнку мяч, произносит слог с твердым согласным звуком [д], а ребёнок, возвращая мяч, произносит слог с мягким согласным звуком[д’]:Различай Д-ДЬ в слогах! Разные твердые звуки.

Да-дя,ду-дю,до-дё,дэ-де,ды-ди и т.д

Появляются двери и дом  готов.

У нас получился красивый большой дом,где мы все с вами можем поместиться.А давайте  проявим смекалку и свое воображение и вспомним  названия сказок,где у героев были свои домики..Ведь в каждой сказке,у каждого героя был свой домик.Правда?

Достаем наш волшебный сундучок…..(Игра «Угадай сказку»)Составление предложений по сказкам.

Воспитатель: Дети вы сегодня потрудились на славу. Дом стал такой замечательный.

Скажите.какой он  у нас получился?

Задание « Пантомима»

- Что можно делать в доме?  А теперь покажем  это все без слов с помощью движений.

Примеры слов: спать, кушать, смотреть телевизор, читать, убираться, веселиться и,играть и т.п.

А теперь я вам предлагаю сложить каждому свой домик из конструктора……

Нашему дому так понравилось,как вы его строили,что он приготовил для вас небольшой сладкий сюрприз…..Но прежде вы мне скажите:

вам понравилось сегодняшнее занятие?А чем мы с вами занимались?

Сюрпризный момент.

Выходим на ковер,где лежит конструктор лего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по развитию речи, с элементами драматизации в старшей группе.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи с элементами драматизации в старшей группе.Тема: "Продукты питания. Драматизация сказки "Колобок""...

Итоговое комплексное занятие по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе «Путешествие за весенним сюрпризом».

Занятие на закрепление  знаний о весне, а также закрепление  умения  работать с таблицами – схемами  для развития связной речи детей....

Занятие по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе Тема: «Зимующие птицы»

Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6 лет) по теме «Зимующие птицы».Данный материал может быть использован воспитателями старших групп на з...

Конспект занятия по развитию речи с элементами грамоты в старшой группе. «Путешествие в зимний лес»

Интеграция образовательных областей: «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Познание – ФЦКМ», «Познание – ФЭМП», «Физическая культура».Задачи: *«Коммуникация» - развивать речевое дыхание-...

Занятие по развитию речи с элементами грамоты в старшей группе «Осень и насекомые»

Занятие по развитию речи с элементами грамоты в старшей группе «Осень и насекомые»...

Конспект итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе: «В стране красивой речи».

Конспект итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе: «В стране красивой речи»....