Образовательные области: речевое развитие , познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие
Тема: рассказ Л.Н.Толстого «Косточка»
Возрастная группа: старшая
Цель: понимание плохих и хороших поступков через ознакомление с произведением Л.Н.Толстого «Косточка», дидактическую игру «Поступки»
Задачи:
Продолжать учить поддерживать беседу по содержанию произведения, понимать и оценивать поступки персонажей.
Развивать произвольное внимание, связную диалогическую речь, умение рассуждать.
Воспитывать уважительное отношение к ответам товарищем, самостоятельность.
Словарная работа: уточнить значение слов: горница, сочла, побледнел.
Оборудование: интерактивная доска, для дидактической игры: пазлы
Планируемый результат: понимают плохие и хорошие поступки, могут поддерживать беседу по содержанию произведения, рассуждать, понимают мотивы поступков персонажа рассказа.
Подзываю к себе детей и предлагаю разместиться на стульчиках. Послушайте стихотворение, которое называется «Вранье».
У льва и тигра когти как острые клинки.
У льва и тигра в пасти ужасные клыки.
А у вранья – ни пасти, ни спрятанных когтей,
Но в целом белом свете нет ничего страшней.
Задаются вопросы по стихотворению.
- О чем говорится в стихотворении?
Самое страшное на свете – это вранье, обман.
И сегодня, ребята, мы с вами поговорим о правде и лжи.
- Как вы понимаете, что такое ложь?
-А правда?
В толковом словаре Ожегова этим понятиям даётся такое определение:
Правда – это то, что соответствует действительности, истина.
Ложь – это намеренное искажение истины, неправда.
- Как уберечь себя от лжи?
- Какой вы себе представляете правду, а какой – ложь?
Ложь, ребята не к чему хорошему не приводит и я надеюсь вы больше не будете обманывать своих близких.
Ребята я знаю очень хорошее произведение о плохом поступке которое совершил мальчик.
Этот рассказ написал писатель Л.Н. Толстой. У него много рассказов для детей, такие, как: «Филипок», «Лев и собачка», «Котенок» и другие. Его рассказы не только интересные, но поучительные. Я в детстве очень часто читала и обсуждала с родителями его рассказы. В произведении «Косточка» рассказывается история об поступки одного мальчика. Послушайте внимательно рассказ Л.Н. Толстого «Косточка».
Задаются вопросы по содержанию рассказа:
- Что купила мама? (сливы)
- Как вел себя Ваня? (Ваня ходил возле слив и нюхал их)
- Почему они интересовали Ваню? (он их не когда не ел)
- Как повел себя Ваня, когда остался один в комнате? (съел одну сливу)
- Кто заметил, что одной сливы не стало? (мама)
- Сразу ли Ваня признался в своем поступке? (нет)
- Почему беспокоился папа, что он сказал?
- Что ответил Ваня?
- А как бы вы поступили на месте Вани?
Есть такая пословица «Тайное всегда становится явным». Как вы ее понимаете?
В рассказе есть такое выражение: «покраснел как рак», что оно означает?
Дети: От стыда стал красного цвета, как вареный рак.
А как вы понимаете таки слова: горница (Светлая, красивая комната), сочла (посчитала), побледнел (Стал белым, бледным от испуга).
Хвалю детей за хорошие ответы, и за хорошее знание содержания рассказа.
Ребята, я смотрю вы засиделись. Предлагаю провести физкультминутку.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
А теперь давайте присядем за стол и у меня для вас есть очень интересная игра «Поступки». Посмотрите на столе лежат разобранные пазлы, а мы попробуем подобрать к картинкам пару. В ходе игры спрашиваю у детей, что изображено, какой поступок, хороший или плохой.
Ребята, о чем мы с вами сегодня разговаривали? Как называется произведение которое я вам читала? А кто написал этот рассказ? Какая пословица подходит к нашему рассказу?
Словесное поощрение.