Конспект выразительного чтения в старшей группе
план-конспект занятия (старшая группа)

Конспект выразительного чтения в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lev.docx26.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект выразительного чтения в старшей группе

Для старших дошкольников характерны следующие моменты:

Совершенствование восприятия у старших дошкольников идёт по линии всё большего осмысления прослушанных литературных произведений и обогащения чувств.

Для детей этой группы характерно следующее:

– пристальный интерес к содержанию произведения, к установлению многообразных связей;

– формирование умения воспринимать литературное произведение в единстве содержания и формы;

– рост внимания к выразительным средствам языка;

– герои произведения становятся им ближе и понятнее;

– сочувствие персонажам, волнение за их судьбу приобретают осознанный характер;

– понимание сложных скрытых мотивов поведения героев;

– чувства и переживания детей при слушании произведений уже достаточно глубоки и устойчивы, разнообразны и способы их выражения: в одних случаях ребята улыбаются, громко смеются, откидываются на спинку стула, поворачиваются друг к другу, в других же – их внешняя активность тормозится (они затихают, сидят неподвижно, напряжённо слушают читающего);

– способность к элементарному анализу литературных произведений.

Структураработы над произведением

  • знакомство с произведением, основной целью которого является обеспечить детям правильное и яркое его восприятия путем художественного слова;
  • беседа о прочитанном с целью уточнения содержания и художественно-литературной формы,  средств художественной выразительности;
  • повторное чтение текста с целью закрепления эмоционального впечатления и углубления воспринятого
  • Использование иллюстративного материала
  • Словесные упражнения
  • Рефлекси

Визитная карточка занятия

Тема

Чтение сказки Л.Н.Толстого «Лев и собачка»

Цель

Идея: Главную мысль этого произведения можно выразить цитатой из ,, Маленького принца" Антуана де Сент - Экзюпери : ,,Мы в ответе за тех, кого приручили" .
Лев привык к собачке, привязался к ней, поэтому так тяжело переживал ее потерю. Привязанность - очень сильное чувство, свойственное животным. Это видно на примере собак, которых выбрасываю хозяева, а они все равно приходят к родному порогу. Думаю автор произведения на примере истории про льва и собачки хотел показать людям, какими преданными могут быть животные, и нам, людям, стоит у них поучиться.

Планируемые результаты

Задачи

Образовательные: . Формировать   умения понимать авторский замысел, раскрывать идею произведения, давать характеристики действующих лиц.

Обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации. помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения их переживания, чувства.     продолжать знакомить детей с детской литературой на примере рассказа «Лев и собачка»

- упражнять в умении  выделять главную мысль;

- совершенствовать умение ассоциировать последовательность содержания сказки по схемам;

- способствовать формированию  умения передавать в речи свои впечатления, своё отношение к героям рассказа.

Развивающие: развивать способность элементарно анализировать содержание и форму произведения. Развивать чуткость к художественному слову, развивать  речь и умения анализировать текст,. продолжать, стремлению детей к активному участию в беседе, правильно отвечать на вопросы по заданной теме;

Воспитательные: воспитывать способность испытывать сострадание и сочувствие к героям книги,

Оборудование

портрет писателя, выставка его книг,», презентация,

Книга «Лев и собачка»Л.Н.Толстого

 Мультимедийные слайды

Приемы работы

Технологическая карта занятия

Структурные части

Ход деятельности

Задачи

Вариант2

Вводная

Дети, сегодня я услышала спор двух ребят Вани и Мани, они спорили  о дружбе.Ваня говорил , что дружбы не существует…и ее не нужно ценить. А маша утверждала что дружба существует и ее нужно беречь, ценить друзей.
Ребята , расходятя в своих мнениях. А как вы думаете существует ли дружба? Нужно ли ценить друзей?Беречь друг друга?
Ребята разобратся в нашем споре нам поможет  рассказ «Лев и собачонка». (Воспитатель показывает книгу).

Написал ее известный писатель Лев Николаевич Толстой — личность интересная и неординарная. Его талант не знает границ. Лев Николаевич родился четвертым ребенком в семье. У него было три старших брата и одна младшая сестра. Сам писатель был многодетным отцом, законная жена родила ему 13 детей. Несмотря на свою занятость, писатель был прекрасным отцом. Он любил проводить время с детьми, читая книги и устраивая мелкие шалости. Он писал о животных, о людях, о явлениях природы, об истории. Нам все известны такие детские произведения как Филиппок,  Прыжок, Детство, Косточка, Котенок и другие. А вот для вас есть рассказ «Лев и собачонка».В детстве я с удовольствием прочитала эту сказку и полюбила. Уверена, что нравилась она и вашим мамам и папам. Надеюсь и вам очень понравится эта сказка.

О чем же она?

Рекламный ролик

История, о которой нам сегодня расскажет Толстой, произошла очень давно в далеком городе Лондоне.  «Лев и собачка» — необычайно трогательная и грустная история о дружбе двух животных. Злые и жестокие люди бросили маленькую беззащитную собачку в клетку льву на съедение. Однако лев, всегда дикий, сильный, жестокий, её не тронул. С собачкой он был заботлив и внимателен: Через год собачка умерла. А вы хотите узнать что же произошло дальше? И чему нас учит сказка(цель для детей).

Вот об этом мы с вами и поговорим после того как я познакомлю вас со сказкой Л.Н.Толстого «Лев и собачонка» Усаживайтесь поудобнее. Слушайте.

В рассказе  вы встретитись с некоторыми незнакомыми для вас словами

 Зверинец- место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком.

Ощетинился- Поднять шерсть, щетину на спине, готовясь защищаться или нападать

Засовы-большая задвижка.

Барин – богатый человек, который имеет прислугу.

Метался – беспокойно двигался из стороны в сторону.

Основная

1.Знакомство с произведением

Выразительное чтение отрывка

2.Беседа о прочитанном

  • Зачем человек поймал собачку и принес ее в зверинец? (За смотренье диких зверей брали деньгами или кошками и собаками на корм диким зверям. Одному человеку захотелось поглядеть зверей (У этого человека не было денег , но ему захотелось поглядеть на зверей в зверинце).
  • Как лев повел себя? (Подошел к ней, понюхал, посмотрел с любопытством, тронул ее лапой…

Как повела себя собачка, когда попала в клетку? (Поджала хвост, прижалась в углу.)

Что сделал лев? (Смотрел и не трогал.)

Почему же он так себя повел? (Понравилась собачка, захотелось иметь друга, он подружился с ней, полюбил её.)

Найдите и прочитайте этот момент в тексте. (С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней).

Вечером собачка положила свою голову льву на лапу. О чём это говорит?(Может положиться на него, доверяет ему, он не обидит ее, не предаст).

Во что переросли чувства собачки и льва? (В дружбу).

Что же происходит с собачкой(Собачка заболела и умерла)

как лев переживал смерть собачки? (Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой).

-Зачем писатель рассказал нам этот рассказ ». Подумайте, пожалуйста, какая из пословиц выражает основную мысль сказки?

Крепкую дружбу и топором не разрубишь

Храброму смерть не страшна.

Один за всех и все за одного.

Сила сломит всё, а ум силу.

Верному другу нет цены.

-Чему же учит этот рассказ ?Дети высказывают свои суждения. Воспитатель подводит итог.

-Этот очень трогательный рассказ. Толстой в этой книге хочет сказать нам, что все могут подружиться, даже лев и собачка.  как совершенно разные животные, по размеру, образу жизни, характеру, могут испытывать глубокие и сильные чувства к друг к другу.Нужно беречь своих друзей , беречь и ценить дружбу.

уточнение содержания и художественно-литературной формы,  средств художественной выразительности

3.Использование иллюстративного материала

На столе иллюстрации к  сказке.  Перепутались фрагменты  сказки. Расположите их  по порядку

4.Словесные упражнения

А сейчас мы поиграем в игру закончи предложение..я начинаю а вы продолжаете.

5.Повторное чтение текста  

закрепление эмоционального впечатления и углубления воспринятого

Заключительная

6.Рефлексия

Ребята , как же вы все таки думаете существует ли дружба?
Нужно ценить друзей, беречь их, заботиться,помогать ?

-Чтобы вы пожелали другим что бы дружба оставалась крепкая?

-Кто из героев сказки вам понравился больше всего)

-Чему нас учит сказка?

 Эта история, доказывает нам то, что животные также как и люди, имеют сердце, они все понимают, чувствуют происходящее, переживают, они могут быть внимательными и заботливыми друг к другу. Очень часто они оказываются мудрее, чувствительнее добрее и преданнее нас.

- Я предлагаю вам дома нарисовать рисунок « Я и мои друзья»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию (выразительное чтение) в младшей группе «Русско – народная сказка «Кот, петух и лиса»

Конспект интегрированного занятия по речевому развитию (выразительное чтение)Тема занятия: «Больше верь своим очам, нежели чужим речам!»Цель: Способствовать формированию у дошкольников пре...

Конспект выразительного чтения в старшей группе "Лиса и козел"

Тема: русская народная сказка «Лиса и козел»Цель: познакомить с содержанием русской народной сказкой «Лиса и козел»Задачи: Продолжать учить поддерживать беседу по содержанию пр...

Конспект выразительного чтения литературного произведения Рассказ: В. Драгунский «Друг детства»

Конспектвыразительного чтения литературного произведенияРассказ: В. Драгунский «Друг детства»Цель: осмысление содержания произведения, оценивание поступков героев, прогнозирован...

Конспект выразительное чтение в старшей группе "КОСТОЧКА"

Образовательные области: речевое развитие , познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие Тема: рассказ Л.Н.Толстого «Косточка»Возрастная группа: старшая Цель: пони...

Конкурсное задание по «Выразительному чтению» в старшей группе

Цель: ознакомление детей старшей группы со сказкой В.В.Бианки «Сова», формирование экологического понятия: «цепь питания»....

Конспект занятия по развитию речи (обучение выразительному чтению) в старшей группе на тему «Путешествие в сказку «Крылатый, мохнатый, да масляный»

Программное содержание.Образовательные задачи: Познакомить детей с содержанием русской народной сказки «Крылатый, мохнатый, да масляный», учить понимать поступки героев, замечать и по...

Программа выразительного чтения для старшего дошкольного возраста «Радуга слов» со способными детьми.

Программа выразительного чтения для старшего дошкольного возраста «Радуга слов» со способными детьми....