Когда начинается развитие речи?
консультация по развитию речи

Развитие речи - выжный этап в развитии каждого малыша. Когда ребенок начинает говорить, как  произносит первые слова, как заниматься формированием речи - эти и многие другие вопросы задают родители на первой консультации у логопеда. давайте попробуем ответить на некоторые из них...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kogda_nachinaetsya_razvitie_rechi.docx77.4 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Нормы развития речи у детейC:\Users\Марина\Desktop\Foto-6-pomoshh-roditelej-v-stanovlenii-rechi.jpg

Развитие речи происходит постепенно. Каждый ребёнок индивидуален, поэтому может как опережать возрастные нормы, так и немного отставать. Считается, что девочки начинают говорить раньше, чем мальчики, и родители мальчиков не всегда понимают, нужно ли беспокоиться или можно просто подождать. Причина в физиологических особенностях: созревание некоторых структур головного мозга девочек происходит быстрее. Из-за этого они лучше пополняют словарный запас в раннем возрасте. Но не только количество слов, но и другие признаки имеют значение для оценки речевого развития ребёнка. Они универсальны и для мальчиков, и для девочек.

Скорость и качество развития речи у детей индивидуальны, а нормативные границы условны. Понять, что с малышом всё в порядке, поможет педиатр. Для предварительной оценки развития речи можно ориентироваться на нормы, описанные советским психологом Львом Семёновичем Выготским [1].

До года

В первые месяцы жизни малыш слушает родителей и окружающих его взрослых. Он различает голоса людей, которые с ним разговаривают, поворачивает голову в сторону звука. Сначала ребёнок овладевает гласными звуками, затем к трём-четырём месяцам появляются согласные звуки, и малыш начинает гулить.

В возрасте 6–12 месяцев ребёнок активнее имитирует звуки взрослой речи. Появляется лепет - малыш произносит одинаковые слоги, например «ма-ма-ма», «па-па-па», «дя-дя-дя». Примерно в десять месяцев дети привыкают отзываться на своё имя. К году жизни у ребёнка появляются первые короткие осмысленные слова («на», «дай», «мама»). Словарный запас составляет от 3 до 20 слов. Кроме того, малыш этого возраста правильно реагирует на просьбы что-то показать или дать (выполняет или отрицательно качает головой).

От одного года до двух лет

В год малыш повторяет слова, которые часто слышит, в речи появляются прилагательные. Ребёнок использует звуки и жесты для привлечения внимания, пропускает или заменяет сложные сочетания звуков, адаптируя речь под себя, например: «плохой — пахой». Малыш больше двигается, начинает перемещаться самостоятельно и накапливает знания об окружающем мире. Словарный запас активно пополняется: до полутора лет ребёнок использует 30-40 слов, ближе к двум годам – 300-400. У девочек к полутора годам, у мальчиков к двум годам начинает формироваться фразовая речь. Она возникает и в первую очередь используется для вопросов и выражения простых потребностей («Дай пить»).

От двух до трёх лет

В этом возрасте активно развивается способность говорить предложениями из 2–3 слов. Ребёнок начинает использовать местоимения, и предлоги. Его речь становится более понятна взрослым, он может выполнять их просьбы, состоящие из двух частей, например: «Возьми свою игрушку и дай мне». Словарный запас пополняется по 100 слов в месяц. В два-два с половиной года малыш задаёт вопросы: «Почему?», «Куда?» и т.п.

Три года

В три года ребёнок активно общается со взрослыми и сверстниками с помощью простых предложений. Он может объяснить свои желания словами. Малыш начинает употреблять союзы и использует почти все основные части речи, используя в том числе обобщённые названия («звери», «вещи» и т.п.). При этом ребёнок может всё ещё нечётко произносить звуки. Малышу нравится слушать знакомые сказки и стихи. Он хорошо запоминает текст и воспроизводит его. Словарный запас пополняется каждый день [2].

Как помочь ребёнку заговорить

. Для родителей это тот незабываемый день, когда малыш произносит первые слова: мама, баба, дай. А на самом деле ребенок начинает тренировать свой речевой аппарат уже с полуторамесячного возраста, издавая все более сложные звуки и звукосочетания, которые называют предречевыми голосовыми реакциями: сначала гуление (протяжные звуки — «а-а-а»), затем гуканье («гу, ду»), потом лепет (слоги «та-та, да-да, баба»). Эти реакции являются своего рода игрой и именно поэтому доставляют ребенку удовольствие: он упорно, на протяжении многих минут может повторять один и тот же звук, тренируясь таким образом в их артикуляции.

Чтобы малыш гулил и лепетал, нужно, чтобы он был сытым, сухим, а главное — имел эмоциональное общение со взрослыми. На фоне радостного оживления все голосовые реакции становятся выразительными (с разными интонациями) и стойкими (на протяжении длительного времени).

Например, ребенок произносит звуки «агу-у», кто-то из близких повторяет их, малыш оживленно подхватывает и тоже повторяет эти звуки, радостно взвизгивая. Если взрослый при этом еще выражает интонацией и мимикой удовольствие, то успехи будут особенно значительными.

Предречевые реакции развиваются плохо, если ребенок не слышит себя и взрослых. Так, если в комнате звучит громкая музыка, шумят другие дети, переговариваются взрослые, ребенок быстро умолкает. Это обстоятельство особенно нужно иметь в виду родителям, постоянно включающим громко музыку, считающим, что они делают это не только для собственного удовольствия, но и для развития своего ребенка, для того, чтобы он привыкал к шуму и в дальнейшем не требовал для себя особых условий. Словом, чтобы не избаловать. Но это не баловство — это забота о правильном развитии малыша.

Для развития предречевых реакций важно, чтобы ребенок хорошо видел лицо и артикуляцию говорящего. Иначе он не будет обращать внимание на произносимые перед ним звуки и не будет делать попыток подражать им.

Таким образом, сначала у малышей должны выработаться точные связи между звуком и соответствующей артикуляционной мимикой, только тогда появляется способность к звукоподражанию.

В жизни, к сожалению, приходится часто наблюдать, что с маленькими детьми разговаривают на большом расстоянии и не заботятся о том, чтобы лицо говорящего было хорошо видно ребенку. «Агу-у, агу-у, Оленька», — говорит мама, а сама в это время смотрит телевизор. Поэтому 2-3 мин., полностью уделенные ребенку, принесут ему гораздо больше пользы, чем длительные разговоры на расстоянии, между делом, когда ребенок слышит голос взрослого, но не видит его лица. В таком случае для малыша это только шум.

Весьма существенны осязательные и мышечные ощущения, получаемые ребенком при умывании, купании, кормлении. Так, в пережевывании пищи участвуют те же мышцы, что и при артикуляции звуков. Поэтому, если малыш долго получает протертую пищу, у него не тренируются соответствующие мышцы, задерживается развитие четкой артикуляции звуков.

Читать книги и петь песенки. Можно читать ребёнку книгу и показывать персонажей на картинках. Они привлекут его внимание, а слуховое восприятие поможет запоминать новые слова. Совместное разучивание новых песенок и коротких стишков развивает речевой аппарат, а также укрепляет связь с малышом.

Развивать мелкую моторику. Мелкая моторика — это выполнение мелких движений кистями, пальцами рук и ног, например: перебирать крупу, играть с бусинками и пуговицами. Центры головного мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом друг с другом, поэтому при стимуляции моторики быстрее происходит развитие речи.

Мамам и папам на заметку:

Развивать словарный запас. Можно показывать и называть ребёнку окружающие предметы: до́ма, в парке, в гостях. Значение предметов стоит объяснять простым языком. Так ребёнок расширит знания об окружающем мире, выучит новые слова и будет быстрее учиться говорить.

Отказаться от языка жестов и коверканья слов. Взрослым лучше отказаться от коверканья слов, потому что ребёнок учится разговаривать на основании той речи, которую слышит вокруг. Если малыш заменяет слова на жесты, можно сделать вид, что они непонятны. Это будет стимулировать его к произношению. Не следует доводить ребёнка до плача или истерики. Действовать стоит мягко — задавать наводящие вопросы, проговаривать слова друг за другом.

Когда стоит обратиться к врачу?

Развитие речи у каждого ребёнка происходит индивидуально, и неважно, во сколько лет или во сколько месяцев заговорили мама или папа. Для того чтобы своевременно обнаружить отставание, нужно регулярно проходить плановые осмотры у педиатра.

Если во время очередного приёма врач выявит признаки речевого расстройства, следует обратиться к неврологу и к логопеду. Специалисты составят план коррекции. Важно, чтобы родители активно участвовали в процессе лечения и оказывали поддержку ребёнку — от этого будет зависеть эффект занятий.

Рекомендации родителям

  • Больше разговаривать с ребёнком, поддерживать тёплый эмоциональный контакт, задавать вопросы и вести диалог.
  • Отказаться от языка жестов и коверканья слов.
  • Не ругаться, не злиться и не заставлять ребёнка заговорить.
  • Чаще хвалить малыша за достижения.
  • Читать, петь и выполнять гимнастику вместе с ребёнком.
  • Придерживаться игровой формы, вовлекая ребёнка в игру и вызывая к ней интерес.
  • Проходить плановые осмотры у врача и при возникновении проблем обращаться к специалистам.

Список источников

1. Выготский Л. С., Психология развития ребёнка, М: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. — 512 с. (Серия «Библиотека всемирной психологии»)

2. Этапы развития речи ребёнка и повод для обращения к специалисту, ФГБУ «СЗОНКЦ им. Л. Г. Соколова» ФМБА России


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему:"Когда начинать экологическое воспитание"

Становление первоначальных основ экологической культуры-это накопление конкретных,чувственных представлений о предметах и явлениях природы....

Когда начинать приучать ребенка к горшку?

Работая в ЦИПР с детьми раннего возраста я сталкнулась с большим познавательным интересом родителей о том когда и как правильно приучать  малыша к горшку. Эта интересная информация будет пол...

Когда начинать обучение грамоте?

Научить ребёнка чтению и письму легко и без принуждения – мечта многих родителей. Но когда начинать обучение грамоте? Этот вопрос неизбежно встаёт перед всеми родителями в бесконечном ряду прочих проб...

КОГДА НАЧИНАЕТСЯ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ…

Мозг малыша – это мозг учёного.Никто из учёных, оказавшись один на один с иной языковой культурой, не сможет овладеть новым для себя языком быстрее и лучше, чем это сделает любой малыш.Как же по...

"Интеллектуальное развитие. Когда начинать?"

В статье содержатся рекомендации для родителей о необходимости своевременного интеллектуального развитиея ребенка....

Когда начинается развитие речи детей

Этапы развити речи детей...