Конспект ОД в средней группе по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Ли Диана Владимировна

Конспект ОД  в средней группе по развитию речи

Тема: «Звуковая культура речи: звуки «З» и «ЗЬ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл z_i_z.docx23.55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ОД  в средней группе по развитию речи

Тема: «Звуковая культура речи: звуки «З» и «ЗЬ»

Цель: Познакомить со звуком «З», «ЗЬ», научить его произносить, находить слова в которых есть звук «З», «ЗЬ». Формировать у детей интерес к устному народному творчеству: загадкам, чистоговоркам. 

Задачи:

- упражнять детей в произношении изолированного звука «З» (в словах и слогах);

- учить произносить звук «З» твердо и мягко;

- различать слова со звуками «З» и «ЗЬ»;

- развивать  речь детей, фонематический слух;

- закреплять умение работать по схемам;

- закреплять умение проговаривать чистоговорки;

- закреплять умение пользоваться вежливыми словами;

- воспитывать звуковую культуру речи, обогащать и активизировать словарь ребёнка; воспитывать культуру общения.

Предварительная работа: разучивание речевки для приветствия, физминутка «Лес».

Ход НОД:

Воспитатель и дети: (встают в круг)

Мы сегодня не одни!

Гости в группу к нам пришли

Чтобы вежливыми быть

Нужно здравствуй говорить!

- Давайте ребята поздороваемся с нашими гостями!

- Молодцы! Вы так дружно поздоровались, громко, четко!

– ДОБРОЕ УТРО взрослые и ребята!  

  1. Вводная часть

Воспитатель:  - Посмотрите,  мы с вами очутились на чудесной полянке. Как много разных звуков живет здесь: «ш-ш-ш»- шумит ветер, «ж-ж-ж»- жужжат жучки, «р-р-р» - рычат разные животные.

Воспитатель: - Ребята, я загадаю вам загадку, а вы подумайте и скажите  о каком насекомом  в ней идёт речь :

Не зверь, не птица —

Нос, как спица.

Летит — пищит,

Сядет — молчит.                                                                                                                

Разрешенья не спросит,                                                                                                    

Подлетит - и укусит! (Комар)

-Ой, смотрите так вот же он, к нам летит!

Вдруг откуда – то летит,

Наш дружок комарик,

Что-то он совсем молчит

Маленький товарищ.

Показать картинку – Комар маленький.

Воспитатель: - Ребята, присаживайтесь на стульчики.

  1. Основная часть.

     Воспитатель: - Наступила осень, стало холодно, и комарик простудил горлышко. Все насекомые попрятались, а комарик не может найти свою маму, не может её позвать.

Воспитатель: - Как вы думаете, мы сможем помочь комарику? (позвать маму)

Воспитатель: - Послушайте,  какую звонкую песенку поет большой комар «з-з-з-з» - его песня громкая, твердая, а маленький комарик поет мягко, тихо «зь-зь-зь-зь».

Прежде чем позвать маму комарика,  нам надо сделать гимнастику для губ и языка.

Проводится артикуляционная гимнастика «Улыбка», «Трубочка».

- Когда мы произносим звук «з» - губы улыбаются, а язык прячется за нижними зубами, упираясь в них.

Поэтому мы с вами сейчас будем улыбаться, а ещё вытягивать губы трубочкой, как хоботок комара.

 (поочередно произносится звук «З» и звук «ЗЬ», затем «Хоботок»).

Воспитатель:  - Горлышко – это домик голоса. И когда голос звонко поет песенку комара, даже стенки домика дрожат. И это можно ощутить (положите руку на горло и пропойте песенку комара).

Воспитатель: - Ребята, скажите, похожи песни маленького и большого  комарика? А чем отличаются?

Воспитатель:  - Давайте еще раз споем песенки комариков.  (поочередно произносится звук «З» и звук «ЗЬ»)

Воспитатель: – Ребята, нашу песенку услышала мама комарика и прилетела к нам. (Показывается картинка большого комара). Она благодарит вас, ребята, за помощь и предлагает поиграть.

Проводится дидактическая игра «Прятки со звуком»

Воспитатель: - Звуки «З» и «ЗЬ» спрятались в словах.  Я вам буду их называть, а вы, если услышите звук «З» -хлопайте в ладоши. 

Слова: зонт, зуб, зима, завод, зелень, земля, зяблик, зернышко, вокзал.

Воспитатель: - Молодцы, какие вы внимательные! Но чтобы двигаться дальше, нам необходимо немного передохнуть.

Проводится физминутка «Лес».

Только в лес мы зашли –

Появились комары.

Хлоп – комар над головой,  (хлопок над головой)

Хлоп – у ног комар другой. (наклониться – хлопок у ног)

Дальше дружно мы шагаем (ходьба на месте)

И медведя мы встречаем.

Руки за шею все кладем (руки за шею)

И в вразвалочку идем. (имитируют походку медведя)

Хлоп – комар над головой, (хлопок над головой)

Хлоп – у ног комар другой. (наклониться – хлопок у ног)

Только в поле мы зашли – (ходьба на месте)

Улетели комары!

Воспитатель: - Ну что, разогнали мы всех комариков? Никого не покусали? Тогда отправимся дальше!

Воспитатель: - А что это у нас лежит на столах? Давайте подойдем к столам и посмотрим.

(На столах у детей разложены: 2 домика (большого и маленького комарика) и карточки с изображением предметов, в названии которых присутствует звук «З» или «ЗЬ»).

Проводится дидактическая игра «Домик для звуков». (положить картинки большого и маленького комарика к домикам!!!)

Воспитатель: - Перед вами лежат карточки с изображением разных предметов. Комарики перепутали эти предметы и не знают, в каком домике живут. Поможем им?

У нас есть два домика – большого и маленького комариков.  Предметы, в названии которых есть звук «з» - живут в домике большого комара, а в названии которых есть звук «зь» - в домике маленького комара. Вам надо будет взять карточку, громко, четко произнести название предмета, так чтобы мы слышали какой же звук в слове «з» или «зь» и отнести его в нужный домик.  (Стараться спросить каждого ребенка).

Слова: «З» - зонт, замок, ваза, таз, кукуруза.

«ЗЬ» - корзина, зеркало, зебра, зефир, газета.

Воспитатель: - Молодцы, вы отлично справились, и все предметы оказались на своих местах.

Выполняется задание  - проговаривание чистоговорки «Коза»

Воспитатель: - Сегодня мы с вами разучим чистоговорку «Коза».

Скажите, а в слове коза есть звук З? Ответы детей. (Да)

Воспитатель: - Какую песенку этот звук поёт, песенку большого или маленького комара? (Песенку большого комара)

Зе-зе-зе, зе-зе-зе –

Дали травку мы козе,

За-за-за, за-за-за –

Съела травку всю коза.

Зу-зу-зу, зу-зу-зу –

Мы погладили козу,

За-за-за, за-за-за –

Уходи домой, коза!    (повторяется 2 раза)

  1. Заключительная часть.

Рефлексия.

Воспитатель: - Нашим комарикам пора улетать. Давайте скажем им спасибо и попрощаемся с ними.

- Ребята, давайте вспомним, чем мы сегодня занимались?

Воспитатель:

-  С кем мы повстречались на полянке?

- А какой звук мы сегодня учились произносить? (З-ЗЬ)

- А что понравилось больше всего?

Воспитатель: - Ребята, наше занятие закончено. Спасибо вам за работу!

        2021


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия в средней группе по развитию речи

итоговое занятие по лексической теме "Транспорт"...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей»...

Конспект в средней группе по развитию речи " 9 Мая"

конспект по развитию речи в средней группе...

Конспект проведения интегрированной совместной непосредственно-образовательной деятельности с детьми средней группы по развитию речи Образовательная область «Речевое развитие» Тема: «Времена года»

Программное содержание: Образовательные задачи:-Обобщить знания детей о временах года; учить видеть характерные особенности разных времен года; учить воспринимать красоту природы, замечать выразительн...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по развитию речи на развитие мелкой моторики «На помощь лесной фее»

Цель: -Закреплять умение отгадывать загадки, называть правильно детенышей животных. - Развивать связную и правильную оформленную грамматически речь. - Совершенствование координации движений, мелко...