Педагогический проект: "Думаем, творим, красиво говорим"
проект по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Гайворонская Надежда Владимировна

Проект представляет организацию системы работы по формированию речи детей и воспитанию ценностного отношения к литературе, как источнику эмоциональных переживаний.  Один из  эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет  быстро  получить  результат,  является  работа  над  созданием  нерифмованного стихотворения -  синквейна.  Именно  этому методу посвящен творческий, групповой, информационно- практический проект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt.docx23.27 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект:

"Думаем, творим, красиво говорим"

                                          Из всех…знаний и умений самым  важным,  самым необходимым для жизненной деятельности является, конечно, умение ясно, понятно, красиво говорить на своѐм языке.

                                                                   В.И. Чернышѐв

Аннотация проекта 

          Проект представляет организацию системы работы по формированию речи детей и воспитанию ценностного отношения к литературе, как источнику эмоциональных переживаний.  Один из  эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет  быстро  получить  результат,  является  работа  над  созданием  нерифмованного стихотворения -  синквейна.  Именно  этому методу посвящен творческий, групповой, информационно- практический проект.

 

Введение 

         Современная жизнь диктует свои законы: речь людей становится деловой, даже в ежедневной обстановке, лаконичной, сухой, лишенной образности и яркости. Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Хорошее владение словом – это искусство, которому нужно учиться не один год. От этого зависит и социальный статус человека и профессиональная карьера. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования "Речевое развитие" выделена как основная образовательная область. Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: коммуникативной, познавательно- исследовательской, восприятию художественной литературы и фольклору, изобразительной,  и даже игровой.    

Актуальность и социальная значимость.  

         Сегодня очень важно научить детей не только правильно и чѐтко говорить, но и мыслить. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни, помня при этом, что процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Поскольку в работе с детьми необходимо максимально использовать все известные приемы и методы, в том числе и современные методы обучения, было решено использовать инновационный прием - составление синквейна.                                              Инновационность данного метода – создание условий для развития личности, способной критически мыслить, т.е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.   Проект охватывает все образовательные области, прописанные в ФГОС ДО, основан на поддержке и развитии детской инициативы.

Анализ  ситуации.  По результатам  диагностики и в ходе наблюдений выявилось, что речь детей  односложная, лишенная образности и яркости, недостаточно богат словарный запас. Дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, испытывают затруднения в умении кратко и точно выразить свои мысли на заданную тему, в подборе действий и признаков к предметам, способности к обобщению.                                                                    Гипотеза: если применить коррекционное воздействие с помощью технологии синквейн, то у детей увеличится словарный запас, речь станет ярче, дети перестанут бояться высказывать свои мысли вслух, повыситься эффективность формирования речи в целом.                                                              

 Постановка проблемы. Хотелось бы, чтобы дети на протяжении жизни не теряли интерес к художественной литературе, а в последнее время наблюдается угасание интереса уже к началу поступления в школу, поэтому  нужно найти методы, что бы привить интерес к художественной литературе.   

Цель проекта:  

         Формирование интереса к поэзии как к жанру художественной литературы через творческую деятельность детей.

Задачи проекта: для детей:

1. Помочь почувствовать красоту и выразительность родного языка.                                   2.  Научиться составлять и рассказывать синквейн.

3. Систематизировать и обогащать словарный запас.

4. Развивать грамматически правильную фразовую речь, ассоциативное и наглядно – образное мышление, внимание, воображение.

Для педагогов:

1.Создание условий для развития интереса к художественной литературе.

2. Воспитывать у детей желание изучать родной язык, прививать любовь к поэтическому искусству.

3.  Активизировать познавательную деятельность;

4. Формировать предпосылки поисковой деятельности;

5. Разработать наглядный алгоритм составления синквейна;

Для родителей:

1. Познакомить  с технологией, еѐ значением на формирование у детей всех компонентов речи;

2. Организовать и провести совместные мероприятия творческого характера для объединения усилий семей и педагогов в формировании у детей языковой компетентности.  

Участники проекта: дети логопедической группы (5-7 лет), воспитатели, учитель- логопед, родители.   

Сроки реализации  проекта: долгосрочный     

Этапы реализации проекта 

Подготовительный этап (сентябрь- октябрь)

1.Мониторинг уровня развития речи детей.

2.Знакомство детей со значением слова синквейн (слово «синквейн- пятистрочная форма стихотворения)

3.Совместная деятельность детей и  педагога в постановке цели, подбору названия проекта.                                                                                          

4. Изучение и анализ методической литературы.

5.Разработка памятки для родителей.

6.Подготовка дидактических материалов.

 Основной ( ноябрь - март)

Деятельность детей:  

1.Дидактические игры и упражнения

2. Отгадывание и придумывание загадок. Проговаривание потешек, пословиц.

3.Знакомство детей с правилами  составления синквейна

4 Составление синквейнов по группам на заданную тему

5. Мини-концерт перед группой.

6. Рисование иллюстраций к синквейнам.

7. Составление синквейнов для книжки-малышки.

 

Деятельность педагога 

1.Изменение предметно-развивающей среды. ( тематические выставки книг в книжном  уголке; альбомы репродукций картин художников о природе в уголке детского творчества; наборы картинок, сюжетные картинки, наборы игрушек по тематике недели – речевой уголок, и т.д.).

2. Изготовление папки-передвижки для родителей: «Синквейн-что это такое». 4.Чтение художественной литературы по лексическим темам.                          5.Помощь детям в записи синквейнов для малышей. 

6.Создание копилки – образцов детских синквейнов. 

Деятельность родителей:

1.Помогают в подборке художественной литературе, иллюстративного материала.

2. Участие в мастер- классе «Увлекательный синквейн».  

3 этап. Заключительный (апрель)

Изготовление творческого продукта – сборника синквейнов, иллюстрированного детьми.

Проведение итогового мониторинга.  

Ожидаемые результаты по проекту:

Для детей:

Будут  составлять и рассказывать синквейны.  Сформируется  достаточный словарный запас, правильное употребление предложных конструкций, разовьется  фразовая речь, ассоциативное мышление, воображение.  

Для педагогов:

Разработается  алгоритм составления синквейна.  Составлен список литературы по теме, оформлен необходимый иллюстративный материал; Составлена картотека разнообразных игр по теме.

Для родителей:

Познакомятся с  методикой составления синквейна.  Установятся  доброжелательные  взаимоотношения педагог - ребенок - родитель в ходе формирования языковой компетентности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: "Игры с пуговицами: творим и говорим".

 Раскрытие индивидуальных способностей дошкольника является одним из приоритетных направлений работы  педагогов в детском саду. Инструктор по физическому воспитанию развивает физические способности ре...

Игры с прищепками: Творим и говорим

«До пяти лет ребенок-строитель самого себя из чего бы то ни было», - отмечала автор технологии саморазвития М.Монтессори. В работе с дошкольниками педагоги МДОУ все чаще используют пластмассовые белье...

Консультация для родителей: "Игры с прищепками: ТВОРИМ и ГОВОРИМ"

«До пяти лет ребенок – строитель самого себя из чего бы то ни было», - отмечала автор технологии саморазвития М.Монтессори. Она предлагала «утончать» детские способности в воспитывающей среде, предост...

Педагогический проект Тема: «Чтоб красиво говорить, надо с пальцами дружить».

Внешние участники: воспитатели средней группы.Масштаб: ноябрь 2016г. – апрель2017г. (долгосрочный)Целевая группа: дети средней группы, воспитатели и родители воспитанников.Вид проекта: творчески...

Проект по речевому развитию "Говорим красиво-говорим правильно"

Своевременное развитие речи перестраивает всю психику ребёнка, позволяет ему более осознанно воспринимать явления окружающего мира. Любое нарушение речи в той или иной степени, может отразиться на дея...

Творческий проект для детей старшей группы «Ягодка» «Красиво говорим! Творим! Думаем!»

Творческий проектдля детей старшей группы «Ягодка»«Красиво говорим! Творим! Думаем!»...

Паспорт педагогического проекта "Думаю о природе"

Изменить ситуацию можно только с помощью экологического образования начиная с дошкольного возраста. Обретение экологической культуры, экологического сознания, экологического мышления – это единс...