Формирование связной речи детей дошкольного возраста
методическая разработка по развитию речи

Виноградова Лиля Набиевна
•Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svyaznaya_rech.pptx2.09 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование связной речи детей дошкольного возраста Составила Виноградова Лиля Набиевна

Слайд 2

Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений. Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т.е. овладение грамматическим строем, а так же практическое их применение, практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составлять связный текст.

Слайд 3

Основная задача обучения в дошкольном возрасте – научить детей связно и последовательно, логически стройно и законченно, точно и по содержанию, правильно по грамматическому оформлению, самостоятельно и свободно излагать материал, строить высказывания . Работа по формированию связной монологической речи проводится по двум направлениям: 1. Обучение пересказу , то есть воспроизведению услышанного (прочитанного) текста; 2. Обучение составлению рассказов (придумывание) по картинам, предметам, предложенному сюжету, теме, по данному началу и т. д. Система развития связной речи в дошкольном возрасте представляет собой определенную последовательность методических приемов, обеспечивающих развитие самостоятельности, переход от диалога к монологической речи при выполнении речевых упражнений (самостоятельное создание развёрнутых высказываний).

Слайд 4

По степени сложности наглядной опоры рассказы подразделяются следующим образом : 1. Повествовательные рассказы по серии сюжетных картинок (составление рассказов по серии сюжетных картинок, кроме лексико-грамматических упражнений, обязательно включает логические упражнения, манипуляции с картинками): а) расстановку их в логической временной последовательности; б) восстановление специально пропущенного звена в) придумывание дополнительной картинки в начале или в конце серии и т.д. 2. Повествовательные рассказы по сюжетной картинке (лексико-грамматические упражнения по сюжетной картинке также сочетаются с логическими упражнениями, придумывание предшествующей или завершающей картинки, дополнением рассматриваемой сюжетной картинки предметными картинками или символами). 3. Описательные рассказы по предметным картинкам или предметам – опираются на наглядность: большое внимание уделяется рассматриванию, выделению качеств, признаков, деталей, особенностей строения и т.д. 4. Описательные рассказы по несложным пейзажным картинкам – возможны на завершающем этапе формирования монологической речи.

Слайд 5

Одним из способов планирования связного высказывания может служить ПРИЕМ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ. ЭЛЕМЕНТЫ МОДЕЛИ геометрические фигуры; ( Например , зеленый треугольник – елочка, серый кружок – мышонок и т.п .) символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы); планы и условные обозначения, используемые в них; прием фрагментарного рассказывания и многие другие.

Слайд 6

ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗ ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ РАССКАЗ-ОПИСАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ СКАЗКА СРАВНИТЕЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТОВ ФРАГМЕНТАРНОЕ РАССКАЗЫВАНИЕ ПО ПЕЙЗАЖНОЙ КАРТИНЕ ТВОРЧЕСКИЙ РАССКАЗ ТВОРЧЕСКАЯ СКАЗКА ПО СИЛУЭТНЫМ ИЗОБРАЖЕНИЯМ. Приемы наглядного моделирования связного высказывания применяется в следующих видах работы по картине

Слайд 7

Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной картине. Рассказ по сюжетной картине требует от ребенка умения выделить основные действующие лица или объекты картины, проследить их взаимосвязь и взаимодействие, отметить особенности композиционного фона картины, а также умение додумать причины возникновения данной ситуации, то есть составить начало рассказа, и последствия ее – то есть конец рассказа. Работа по формированию навыка рассказывания по картине состоит из 3-х этапов: выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины; определение взаимосвязи между ними; объединение фрагментов в единый сюжет. РАССКАЗ ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ

Слайд 8

Особым видом связного высказывания являются рассказы - описания по пейзажной картине. Этот вид рассказа особенно сложен для детей. Если при пересказе и составлении рассказа по сюжетной картине основными элементами наглядной модели являются персонажи – живые объекты, то на пейзажных картинах они отсутствуют или несут второстепенную смысловую нагрузку. Работа по таким картинам строится в несколько этапов: выделение значимых объектов картины; рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта; определение взаимосвязи между отдельными объектами картины; объединение мини-рассказов в единый сюжет. РАССКАЗ-ОПИСАНИЕ пейзажной картины

Слайд 9

ФРАГМЕНТАРНОЕ РАССКАЗЫВАНИЕ ПО ПЕЙЗАЖНОЙ КАРТИНЕ Для повышения эффективности работы по развитию навыка составления рассказов по картине можно порекомендовать прием фрагментарного рассказывания , когда дети сначала составляют рассказы об отдельных персонажах (фрагментах) картины, а затем объединяют их в единое высказывание. Картина, предложенная для составления рассказа, делится на 4 части, которые закрываются картонными прямоугольниками разного цвета. Ребенок, постепенно открывая каждую из 4 частей картины, рассказывает о каждом фрагменте, объединяя их в один сюжет.

Слайд 10

Один из приемов обучения детей связному пересказу – работа с логопедическими сказками . Логопедическая сказка – это текст со сказочным содержанием, содержащий как можно большее количество одинаковых звуков (сказки В.Волиной , А.Цыферова и т.п.). К данному виду сказок относятся такие сказки, в тексте которых часто встречается автоматизируемый в связной речи звук или оппозиционные звуки, произношение которых требует дифференциации в самостоятельной речи детей. Использование в работе таких сказок позволяет решать наряду с задачами овладения навыком последовательного и связного пересказа задачи автоматизации в связной речи поставленных звуков. Работа с логопедической сказкой проходит следующим образом: педагог читает сказку ребенку; ребенок выкладывает модель сказки (картинную или состоящую из символов-заместителей, выбирая их произвольно); затем ребенок отвечает на вопросы по содержанию сказки; педагог моделирует фрагменты сказки, ребенок пересказывает текст, соответствующий данному фрагменту; ребенок пересказывает сказку по модели. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ СКАЗКА

Слайд 11

ТВОРЧЕСКИЙ РАССКАЗ Часто наглядная модель служит средством преодоления страха ребенка перед построением творческих связных рассказов. Последовательность работы по формированию навыка составления связного творческого высказывания следующая: ребенку предлагается придумать ситуацию, которая могла бы произойти с конкретными персонажами в определенном месте, модель рассказа (сказки) задается педагогом; педагог предлагает конкретные персонажи рассказа, а пространственное оформление модели ребенок придумывает самостоятельно; конкретные персонажи заменяются их силуэтными изображениями, что позволяет ребенку проявить творчество в характерологическом оформлении героев рассказа; ребенку предлагается составить рассказ или сказку по модели, элементами которой являются неопределенные заместители персонажей рассказа – геометрические фигуры, и, наконец, ребенок самостоятельно выбирает тему и героев своего рассказа.

Слайд 12

ТВОРЧЕСКАЯ СКАЗКА ПО СИЛУЭТНЫМ ИЗОБРАЖЕНИЯМ Одним из приемов развития навыка творческого рассказывания является обучение детей составлению сказок по силуэтным изображениям. В качестве элементов модели ребенку предъявляются силуэты животных, растений, людей или природных явлений (снег, дождь и т.п.) Педагог задает начало сказки и предлагает продолжить ее, опираясь на силуэтные изображения По мере овладения навыком моделирования дети используют вместо развернутой предметной модели обобщенную, содержащую только ключевые моменты. Происходит свертывание модели, переход ее в заместитель. Элементами модели-заместителя являются схематичные зарисовки, сделанные детьми по ходу слушания рассказа.

Слайд 13

Этапы работы с мнемотаблицами 1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы. 3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ или рассказ по заданной теме. Модель русской народной сказки «Репка» Ну-ка, в руки снежный ком, Будем строить снежный дом. Мы польем его водой, Будет дом наш ледяной. Ком за комом мы кладем, Вырастает снежный дом. Мнемотаблица для заучивания стихотворения Мнемотаблица для составления описательного рассказа «Осень»

Слайд 14

Список литературы Гербова В. Занятия по развитию речи (Дошкольное воспитание. – 1999.- №12) Ушакова О., Шадрина Л. Развивайте речь дошкольника. (Дошкольное воспитание. – 1997 - №2 ) Арушанова А. Г. «Речь и речевое общение детей» - М.: Мозаика – Синтез, 1999 . Корнев А. Н. «Как научить ребенка говорить, читать и думать». Короткова Э. П. « Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию». М .:Просвещение , 1982 . Ткаченко Т. А. «Обучение детей творческому рассказыванию по картинам». Пособие для логопеда – М.: Владос,2006 . 7. Лебедева И.Н. «Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине» ЦДК проф.Баряевой Л.Б. 2009 8. Тышкевич И. С. «Развитие речи и творчества детей старшего возраста. Инновации и образование ». СПб: Санкт – Петербургское философское общество,2003 . 9. Алексеева М.М., Яшина В.И. "Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников"; Москва, 1997 г. 10. Базуки Н. "Использование художественных произведений и иллюстрированного материала для обогащения представлений детей "; Дошкольное воспитание, № 1 от 1979 г. 11. Белобрыкина О.А. "Речь и общение"; Ярославль, 1998 г. 12. Бородич A.M. "Методика развития речи детей"; Москва, 1981 г. 13. Карпова С.Н., Степанова М.А. "Особенности связной речи у дошкольников при общении со взрослыми и сверстниками "; Вестник МГУ, серия "Психология", № 4 от 1984 г. 14. Короткова Э.П. "Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию "; Москва, 1982 г .

Слайд 15

15. Козырева Л.М. "Развитие речи. Дети от рождения до пяти лет "; Ярославль , 2001 г. 16. Ладыженская Т.А. "Речь, речь, речь"; Москва, 1983 г. 17. Люблинская А.А. "Детская психология"; Москва, 1971 г. 18. Психология дошкольника. Хрестоматия; Москва, 1999 г. 19. Рубинштейн С.Л. "Основы общей психологии"; Москва, 1989 г. 20. Смирнова М.А., Ушакова О.С. "Использование серии сюжетных картин в развитии связной речи старших дошкольников","Психолого -педагогические вопросы развития речи в детском саду "; Москва , 1987г. 21. Сохин Ф.А. "Развитие речи детей дошкольного возраста"; Москва, 1984 г. 22. Тихеева Е.И. "Развитие речи детей"; Москва, 1981 г. 23. Урунтаева Г.А. "Дошкольная психология"; Москва, 1999 г. 24. Федоренко Л.П. "Методика развития речи детей дошкольного возраста "; Москва , 1984г .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диалог- как средство формирования связной речи детей дошкольного возраста.

Рекомендации для формирования правильной связной речи детей дошкольного возраста....

Консультация для воспитателей: "Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ТНР."

Формирование связной речи детей дошкольного возраста с тяжелым речевым недоразвитием....

Презентация "Формирование связной речи детей дошкольного возраста"

Презентация в рамках консультации для воспитателей...

Формирование связной речи детей дошкольного возраста.

Консультация "Формирование связной речи детей дошкольного возраста"...