Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Тема «На лесной полянке»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Гусева Вероника Евгеньевна

Ребята отправляются в путешествие на лесную полянку и становятся свидетелями ссоры глассныхи согласных. Нерадивый ученик потерял свой портфель. Из него вывалились учебники, а Азбука вообще лишилась нескольких страниц. Ребятам предстоит помирить гласных и согласных, а так же приклеить вырваные страницы Азбуки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi.docx25.2 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

непрерывной непосредственной образовательной деятельности

по развитию речи в подготовительной группе

Тема «На лесной полянке»

Используемые современные технологии:

- Информационно – коммуникационные технологии

-Здоровьесберегающие

- Эмпатия

                                                             Составитель: воспитатель

Гусева Вероника Евгеньевна

                                                                                                                                                       

Программное содержание

Цель: обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:                                                                                                                              1. Продолжать учить составлять слова по опорным словам и схеме.

2. Закрепить навык чтения и выкладывания  слов, дифференцируя звонкие и глухие согласные звуки.        

3.Развивать фонематический слух, фонематическое восприятие, произвольное внимание, память.

4. Воспитывать познавательную активность.                                                                                                                          Материалы и оборудование: сюжетная картина с изображением леса; «Азбука»; карточки – буквы, обозначенные синим и зеленым цветом; карточки со словами:  гриб, зуб, мороз, глаз, огород; изображение мудреца; картинки: арбуз, снег, гриб; магнитная азбука для выкладывания слов на доске; карточки – схемы; напечатанное крупным шрифтом четверостишие: ЗА ДЕРЕВНЕЙ ЛУК, А НА ГРЯДКЕ – ЛУГ.

А ПО РЕЧКЕ – ПЛОД,

А НА ГРУШЕ – ПЛОТ.

Предварительная работа: дидактическая игра «Найди звук»; чтение стихотворения С. Маршака «Школьнику на память».

Организационный момент.                                                        

Воспитатель «Ребята, вы хотите сегодня отправиться на прогулку в лес?»

Ответы детей.

 Воспитатель «Хорошо. Тогда нам нужно одеться (дети имитируют движения при одевании). Мы наденем плотные штаны, резиновые сапоги, куртку, кепку. Берем корзину и отправляемся на прогулку».         

Основная часть

Воспитатель «Вот мы и на месте.

На поляне лежит «Азбука». 

Посмотрите, ребята, какой -  то нерадивый ученик потерял свой портфель, все учебники выпапали из него, а из Азбуки вообще некоторые страницы вырваны! Смотрите, возле учебника собрались буквы (согласные Б, З, Г, Ж, В, Д, П, С, К, Ш, Ф, Т) и ссорятся. У них творится полная неразбериха».    Воспитатель: «Ребята, скажите, какие это буквы?»

Ответы детей.

«Что вы скажите о согласных звуках? Б, З, Г, Ж?»

Ответы детей.

«А о согласных звуках? В, Д, П, С, К, Ш, Ф, Т? Чем отличаются звонкие согласные от глухих?»

Ответы детей.

«Запомните: звонкие согласные звуки произносятся с голосом и шумом. Глухие согласные состоят только из шума».         

Воспитатель «Давайте же спросим у согласных звуков, почему они ссорятся?»

Ответы детей.

Спор согласных: « В таких словах, как:  гриб, зуб, мороз, глаз, огород нужно писать на конце букву звонкого согласного звука!»

Звонкие согласные: «Нет, неправда! Нужно писать букву глухого согласного».

«Попробуйте доказать, что в словах: гриб, зуб, мороз, глаз, огород, дуб, обед нужно писать на конце букву звонкого согласного звука, а не глухого» - усмехнулись глухие согласные. Звонкие согласные приуныли, они не знают как себя защитить».

        Вдруг, из учебника выпрыгнул старичок – мудрец по имени  Правило. Он был весь красный, потому что он очень-очень важный!

Правило «Парные звонкие и глухие согласные надо проверить. Для этого нужно изменить слово так, чтобы после согласного слышался гласный звук. Например, дуб – дубы, обед – обеды, мороз – морозы.»

Дети выкладывают слова на доске.                                                         Воспитатель «Молодцы, ребята вы  правильно выложили слова и наглядно показали глухим согласным, что они неправы. Спасибо и тебе, мудрец Правило!»

         Правило «Ребята, вы я вижу умные и разумные не то, что этот двоечник, который потерял свой портфель. Я хочу проверить так ли это. Давайте с вами поиграем».  

Физкультминутка.

Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели. (Дети садятся.)
Правило: «Хорошо, а теперь я загадаю вам загадки.

        Берега -  зелены,

        Вода -  красная,

        Рыбки -  черные (арбуз)

Ответы детей.

        Под сосною, у дорожки

        Кто стоит среди травы?

        Ножки есть, но нет сапожек,

        Шляпка есть, нет головы (гриб)

Ответы детей.

        Зимой в поле лежал,

        А весной в реку побежал (снег)

Ответы детей.

Правило «Вы и вправду умны! Но у меня есть еще задания».

                               «Подбери нужные слова»

Дети отгадывают слова, опираясь на схемы  на доске.

_ _ _ _ _ ж _ _

_ _ _ _ ж _ _

_ _ _ ж _ _

_ _ ж _ _

  1. Как называется здание, где сидит сторож (сторожка)
  2. Украшение в ушах (сережка)
  3. Твердая застежка на туфле (пряжка)
  4. Часть стола или стула ( ножка)

Правило «Вот теперь - то я убедился, что вы настоящие грамотеи! Ребята, а вы умеете надувать шарики?»

Ответы детей.

Дыхательная гимнастика                                                                            Дети выполняют имитацию надувания воздушных шариков: дыхание ртом короткое, отрывистое, губы вытянуты трубочкой, произносить «ф-ф-ф-ф»; воспитатель предлагает им поиграть с настоящим воздушным шариком. «Шар сдулся». Набрать воздух носом. Длинный, долгий выдох «ш-ш-ш-ш». В конце – хлопок в ладоши.

Появляются буквы,  они плачут.

Буквы «Нас всех перепутали! Двоечник Вова написал стишок, где написал нас неправильно. Ребята, исправьте, пожалуйста, ошибки».  

Воспитатель « Давайте разберемся?»

Ответы детей.

За деревней лук, а на грядке луг.

А по речке – плод,

А на груше – плот.

Воспитатель «Найдете ошибки?». Ответы детей.

Заключительная часть

Правило «Вы умницы и умники, спасибо вам за то, что помирили звонкие и глухие согласные звуки, проявили ум и смекалку в решении непростых задач, а теперь нам пора прощаться. Мы возвращаемся в свою «Азбуку». До свидания друзья!»

Дети прощаются.

Воспитатель «А теперь, мы починим учебник, приклеим оторванные странички и вернем портфель ученику».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Тема: Зимушка-зима

Занятие учит детей составлять рассказ о зиме по картине, используя полученные ранее знания и представления; рассказывать связно, полно и выразительно;  использовать для описания зимы образные сло...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Кто и как создает рисунки в книгах»

    Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Тема: «Кто и как создает рисунки в книгах» Программное содержание: - закрепить представление детей о книжной граф...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: « Буква Г; звуки [г], [г`]».

Совершенствование знаний о звуках [г], [г`], умение проводить звуковой и слоговой  анализ слов, формирование опыта  чтения слогов;   развитие связной речи, умение сравнивать, анал...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Перелётные птицы»

формирование навыков составления описательного рассказа с опорой на схему. Закреплять умение подбирать определения к предметам, действия к предметам. Активизировать словарь по теме. Развивать внимание...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Школа. Школьные принадлежности»

1.Уточнитьзнания детей о школе, закрепить название и назначение учебных принадлежностей.2.Закрепить умение драматизировать художественное произведение последовательно и точно.3.Совершенствовать ...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Тема: пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг».

                Программное содержание: Познакомить детей с писателем М. Пришвиным и его рассказом «Золотой луг»....

План-конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема занятия: «Коли хорош, не хвастай: тебя и так заметят»

Цель: ознакомление детей с русской народной сказкой «Заяц-хваста» в обработке А. Н. Толстого....