«Лабиринт»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Поносова Светлана Федоровна

Квест - игра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest_igra_labirint.docx33.7 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Сейкинская СОШ» детский сад «Рябинка» Поносова С.Ф., воспитатель  I КК

Для детей старшей группы 

«Лабиринт»

Квест - игра.

Пояснительная записка

В связи с реализацией Федерального государственного образовательного стандарта в дошкольном образовании произошли существенные изменения. Главным образом изменился подход к образовательной деятельности дошкольником. Одним из ведущих является игровые технологии. Игра для ребенка является наиболее привлекатнльной , естественной формой и средством познания мира, своих возможностей, самопроявления и саморазвития. Для педагога содержательная, отвечающая интересом детей, правильно организованная игра – эффектоивно педагогическое средство, позваляющая комплексно решать разнообразные развиваюшие и образовательные задачи. Общество создало детские игры для всесторонней подготовке ребнка к жизни, его своевременной социализации и развития.  Поэтому игры генетически связаны со всеми видами деятельности человека и выступают как т специфически детская форма и познания, и труда, и общения, и искуства, и спорта.

Среди широко используемых в практике игровых технологий можно выделить квест – технологию.

Квест – игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребенка как личности творческой, физически здоровой, с активно познавательной позицией, что является основным требованием ФГОС ДО.

Главное приемущество  квест технологии в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов  участников.

Направление: Речевое развитие

Цель: развитие интереса к русским народным сказкам, через инновационные технологии.

Задачи:

Образовательные:

Обогатить знания детей о сказках и сказочных героях.

Развивающие:

способствовать развитию связной речи, обобщать и систематизировать представления о сказках.

содействовать развитию внимания, мышления, воображения, памяти,  эмоциональной отзывчивости.

Развивать познавательную активность детей в процессе расширения знаний о сказках.

Формирование  умения отвечать на вопросы

Воспитывающие:

 воспитывать доброжелательное отношение друг к другу в работе единой командой, чувство сопереживания.

 воспитывать желание помочь другим.

Образовательные области:

- « Социально – коммуникативное развитие»,

Приобщать детей к элементарным общепринятым  нормам и  правилам взаимоотношения  со сверстниками.

-  «Речевое развитие»,

Развивать связную речь

 - « Физическое развитие».

Формировать у воспитанников потребности в двигательной активности.

Закреплять умения выполнять движения в соответствии с текстом.

 - Познавательное развитие

Виды детской деятельности:

  • Игравая; (дети играют в игры)
  • Двигательная; (все игры в движении, физкультминутка)
  • Коммуникативная;  (общение воспитателя и детей)
  • продуктивная.  (пересказывают текст)

Используемые технологии:

  • Технологии АМО; прием применения различных развивающих  игр.
  • Социо – игровые технологии – прием перемещения детей,  возможности действовать каждому ребенку в своем ритме,
  •  прием интеграции нескольких видов деятельности, партнерства по отношению к детям.
  • Здоровьесберегающие технологии – прием динамической паузы.
  • Информационно – коммуникативные; прием использования разнообразного иллюстративного материала
  • Технология – мнемотехника, прием «Волшебные колечки» для облегчения запоминания и воспроизведения  сюжета.
  • Технологии предметно – развивающей среды; прием реализации образовательного потенциала.
  • Технология «Сторителлнг».

Приемы

рассматривания

«Волшебные колечки»

Дети надевают колечки на пальцы.

Карты Проппа

Дети раскладывают графические изображения.

Сюрпризный момент

В группе обнаруживают тыкву.

Методы:

Наглядный

Контроля и стимулирования:

Похвала.

Словесный:

Инструкции, вопросы.

вопросы к детям.

Практический:

Выстраивают сказку по сюжету, сотавляют сказку -  Золушка

Проблемный:

Постановка проблемной ситуации

Предварительная работа:

чтение сказок, художественных произведений, просмотр мультфильмов по сюжетам известных сказок,  оформление альбома детского творчества «Любимые герои сказок», выставки «Наши любимые сказки», составление сказок по картам Проппа, рассказывание сказок используя  «водшебные колечки»

Планируемые результаты:

Личностные

Развивается доброжелательность и эмоционально нравственная  отзывчивость

Интеллектуальные:

Может применять самостоятельно усвоенные им знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем)

Физические: происходит обогащение двигательного опыта.

Создание предметно – развивающей среды:

«Волшебные колечки»! к сказкам с перемешанными эпизодами:

«Заячья избушка», «Петушок — золотой гребешок», «Зимовье зверей», «Петушок и бобовое зёрнышко» ,«Кошкин дом»; «Лисичка со скалочкой»; «Маша и медведь», «Репка», «Колобок»;  «Волк и семеро козлят».

Предметы: тыква, рукавичка, шапочка красного цвета, туфелька, яичко и ключик золотого цвета, зеркало, горшочек мёда, медицинский чемоданчик, гармошка;

Горох, лапша, гречка.

 мультимедийная презентация к заданиям «Знакомые образы» изображения сказочных героев: Незнайка,  Шапокляк, Крокодил Гена,  Дюймовочка,  Кот в сапогах, Буратино, Емеля, Щелкунчик, почтальон Печкин.

Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, кто желает, вставайте «паровозиком».

Игра «Паровоз»

Дети встают друг за другом, проговаривают слова и выполняют движения по тексту:

Едет, едет паровоз,

Много у него колес,

Мчится паровоз по кругу,

Машем мы рукой друг другу,

Тра – та – та, тра – та – та,

Занимай свои места.

Ребята садятся на стульчики. В это время воспитатель обращает внимание на предмет, который находится в группе.

 Воспитатель. Ой! Что это?

Дети. Это тыква.

Воспитатель: Какие у вас будут предположения, кто мог нам оставить тыкву, может какой – то сказочный герой, но кто?

Дети: Оставить могла  - Золушка.

Воспитатель: Да, правильно, потому что в сказке Золушка, есть тыква, где тыква превращается в карету, а карета затем превращается в тыкву.

Вхождение в тему

Проблемная ситуация.

Звучит аудиообращение Золушки:

«Дорогие, ребята, нам нужна ваша помощь, я очень хочу попасть на бал сказочных героев. Но злая мачеха заперла их всех. И теперь, чтобы спасти сказочных героев, и попасть на бал, нужно пройти сложный путь и выполнить множество заданий. Друзья, вы поможете мне в этом?

Дети: Да, поможем!

Воспитатель: Молодцы, ребята, что решили помочь Золушке, ведь если вы ей не поможете, то она не сможет вместе со своими друзьями попасть на бал.  Дети, хотите, чтобы вам было интересно и весело?

Дети: Да, хотим!

Воспитатель: Тогда мы с вами проведем разминку. Потрем ладошки друг о друга сильно, сильно, пока они не станут горячими и в них не появится «солнышко». Теперь возьмем и выпустим солнышко в группу, чтобы оно нас согревало, радоволо нас и помогало нам выполнять разные задания (сдуем  «солнышко» с ладошки)

Основная часть.

Воспитатель: Ребята, посмотрите — это сказочный лабиринт (запутанная дорога). Для тог, чтобы его пройти, надо быть очень внимательными, правильно выполнять задания и находить подсказки, куда направляться дальше. Как вы думаете, куда же нам сейчас идти?

Дети: вот стрелка и она показывает на рукавичку.

 (Дети показывают стрелку на дорожке, которая указывает на рукавичку.)

Воспитатель: Ребята, как называется сказка, в которой кто – то потерял рукавичку?

Дети. Рукавичку потерял дедушка.

Воспитатель: Давайте посмотрим, что за рукавичка. В рукавичке дети находят «Волшебные колечки» из разных сказок (каждому ребёнку — по 1 колечку) и записку от Золушки: «Ребята, злая мачеха перепутала все эпизоды сказок, вам необходимо их восстановить. Лишь, когда правильно назовёте все сказки и найдёте к ним остальные колечки, вы сможете найти подсказку, куда отправляться дальше.»

Игра «Путаница из сказок».

Ход игры

Воспитатель. Дети, посмотрите внимательно на свои  «волшебные колечки» Вспомните, из какой они сказки? А теперь подойдите к столам и найдите продолжение своей сказки, но будьте внимательны, т.к. вам могут попадаться и лишние, перепутанные эпизоды сказок.

Воспитатель. Какие вы молодцы! Теперь каждый скажет, как называется его сказка.

Дети. «Заячья избушка», «Петушок — золотой гребешок», «Зимовье зверей», «Петушок и бобовое зёрнышко» ,«Кошкин дом»; «Лисичка со скалочкой»; «Маша и медведь», «Репка», «Колобок»;  «Волк и семеро козлят».

 Воспитатель. Теперь, ребята, давайте перевернем свои «волшебные колечки и попробуем найти посказку, куда идти дальше.

Дети переварачивают картинки и находят нарисованную стрелку.

Воспитатель. Продолжаем идти дальше. Ребята, чей это горшочек? В какой сказке встречается этот предмет? Кто его потерял?

Дети. Горшочек потеряла Красная шапочка

В горшочке находят записку от Золушки:

«Ребята, вам надо найти все потерянные вещи сказочных героев и выяснить, кому они принадлежат, тогда вы найдёте подсказку дальнейшего пути».

Игра «Потерянные вещи».

  1. Шапочка красного цвета (Красная шапочка).
  2. Туфелька (Золушка).
  3. Золотое яичко (Курочка ряба).
  4. Золотой ключик (Буратино).
  5. Зеркало (злая царица-мачеха).
  6. Горшочек мёда (Винни-Пух).
  7. Медицинский чемоданчик (Айболит).
  8. Гармошка (Крокодил Гена).

В. Ребята, подумайте, что значит эта картинка? Куда нам идти дальше? Что искать? (Цветок, поляну цветов.)

Дети направляются к цветам, на экране появляется цветок.

В. Дети, вы молодцы! Теперь, чтобы пройти дальше, вы должны узнать сказочных героев по описанию.

Игра «Знакомые образы»

(На экране появляются лепесточки цветка с загадками).

Цель: стимулировать развитие внимания, мышления.

Игровые действия: прослушав загадку, надо узнать сказочных героев. За каждый правильный ответ мы получаем букву. Затем я помогу и прочитаю вам слова. Эти слова подскажут нам , куда идти и что искать.

Воспитатель:  А дорога далека,

                            А корзина не легка,

                            Сесть бы на пенёк,

                              Съесть бы пирожок

Дети: Сказка – Маша и медведь.

Воспитатель: По тропе шагая бодро,

                         Сами воду тащат вёдра! 

Дети: сказка  - пощучьему велению.

Воспитатель:  Нет ни речки, ни пруда —

                           Где воды напиться?

                               Очень вкусная вода

                            В ямке от копытца!

Дети: Сказка называется  - Сестрица Аленушка и братец Иванушка.

Воспитатель:  Не лежалось на окошке —

                         Покатился по дорожке.

Дети: сказка – Колобок.

Воспитатель:  Отворили дверь козлята

                          И пропали все куда-то!

Дети: сказка называеттся – Волк и семеро козлят.

Воспитатель:  Скачет лошадь непростая —

                           Чудо-грива золотая,

                           По горам парнишку носит,

                            Да никак его не сбросит.

                            Есть у лошади сынок —

                           Удивительный конёк

                          По прозванью..

 Дети: Конек – горбунок. 

7. На крыше дома он живёт

 Человечек-вертолёт… (Карлсон.)

8. Прогулялась я по полю

К И купила самовар,

А потом на мне женился

Храбрый маленький комар… (Муха-цокотуха.)

Воспитатель:

Дети находят чёрный ящик, который закрыт на замок.

В. Ребята, мачеха спрятала какой-то из предметов, изображённых на картинках в чёрный ящик (картинки на доске). Отгадайте его! Только вопросы должны быть такие, чтобы на них можно было ответить «да» или «нет». Когда вы отгадаете предмет, только тогда можно будет открыть ящик.

Словесная игра «Да-нетка».

Цель: систематизировать представления о свойствах предметов.

Игровые действия: на доске вывешены картинки семи предметов, нужно отгадать, какой из предметов, изображённый на картинке, находится в чёрном ящике. Вопросы необходимо задавать как, чтобы на них можно было ответить «да» или «нет».

Дети отгадывают предмет, на дне ящика находят горошину и эмблему фотоаппарата (подсказку следующего задания).

Задание «Фотографии».

На доске 11 иллюстраций сказочных героев. У детей такие же иллюстрации в конвертах, но одной не хватает (10 шт.).

Цель: стимулировать развитие у детей зрительной памяти, уточнять название сказочных героев.

Игровые действия:  дети должны запомнить фотографии всех героев на доске, а затем найти недостающую у себя в конверте,

Ход игры

В. Ребята, посмотрите, сказочные герои сфотографировались для пригласительных билетов на бал. Давайте перечислим их всех и запомним.

Дети называют. Затем иллюстрации прячутся.

В. Ребята, злая мачеха спрятала одну из фотографий героев. Посмотрите на фото, которые находятся у вас в конвертах, и скажите, фотографии какого сказочного героя не хватает.

Дети называют героя, проверив содержимое конвертов, педагог воспитатель даёт недостающее фото. На доску выставляется иллюстрация — Почтальон Печкин (на обратной стороне письмо — подсказка). Дети ищут письмо.

Письмо Золушки.

«Ребята, если вы выполните последнее задание, то всё колдовство разрушится, и сказочные герои вместе со мной смогут попасть на бал. Но для этого вы должны с помошью карт Проппо составить сказку - Золушка».

Игра «Составь сказку»

Воспитатель. Чтобы у вас получилось быстрее, будем составлять все группой, поочереди.

Дети выстраивают  сказку по картам Проппа. И рассказывают сказку

 (на обратной стороне истории о Золушке — эмблема компьютера).

В. Ребята, что бы значила эта эмблема, как вы думаете? Что надо делать дальше? (Ответы детей.)

Дети подходят к экрану, звучит обращение Золушки:

«Ребята, вы справились со всеми заданиями, расколдовали всех сказочных героев. Это значит, что вы много читаете книг и очень хорошо знаете сказки. Теперь мы можем все вместе отправиться на бал сказок!»

Но, я не могу уехать на бал, пока не отделю  горох, семечки, макароны.

Воспитатель: Долго предется переберать Золушке одной, не успеть ей на бал. Что же делать?

Проблема

Дети: А давайте мы поможем.

Воспитатель. Молодцы, хорошо придумали. Давайте будем помогать.

Игра «Помошники»

В коробке перемешаны различные ингредиенты. Каждому игроку выдается горсть предметов. По сигналу взрослого, дети начинают разбирать свои кучки, отделяя разные предметы.

Звучит музыкальное сопровождение

Заключительная часть.

Рефлексия

Воспитатель. Ребята, Золушка, поздравляет вас всехс успешным прохождением всех испытаний, и благодарит вас за то, что вы согласились помочь, за то, что вы знаете много сказок. В награду она дарит вам книгу – Волшебные сказки.

Список литературы:

Большакова Т.В.Учимся по сказке, - Спб, 2005

Полянская Т.Б.Использование мнемотехникив  в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста Санкт – Петербург. Детство -  Пресс, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пожарная безопасность лабиринты

Играя дети учатся правилам пожарной безопасности...

Волшебный лабиринт

Развивающая игра с использовании элемента технологии ТРИЗ - системный оператор....

Музыкальное занятие с интеграцией педтехнологии "Сказочные лабиринты игры" В.В.Воскобовича в подготовительной группе

Музыкальное занятие с интеграцией педтехнологии "Сказочные лабиринты игры" В.В.Воскобовича в подготовительной группе.Цель - комплексное развитие когнитивных процессов и музыкальных способностей ...

занятие по ознакомлению с окружающим миром "Лабиринт"

Занятие для закрепления о внешних органах человека....

Логопедические лабиринты

Предложенный материал  представляет собой серию игр-лабиринтов на развитие артикуляционного праксиса, автоматизацию сложных  изолированных  звуков. Работая с данным пособием, дети не то...

Литературная детско-родительская викторина «В лабиринте сказок» для детей старшей группы

Цель:   уточнение  и систематизация имеющихся у детей представлений о         произведениях художественной литературы....

Лабиринты, картинки на внимание, мышление.

Картинный материал, взятый из различных книг и журналов....