Речевые пятиминутки по лексическим темам.
методическая разработка по развитию речи

Логвиненко Евгения Викторовна

Речевые пятиминутки способствуют развитию всех компонентов речевой системы, а также неречевых психических функций. В играх и упражнениях развивается импрессивная и экспрессивная речь: формируется, расширяется уточняется словарь; формируется и совершенствуется грамматический строй речи; развивается фонематическая и фонетическая системы речи, развивается понимание речи, формируется диалогическая речь, развивается речевое общение.

Подвижные игры и упражнения способствуют всестороннему полноценному развитию двигательных способностей детей, обогащают их двигательный опыт, развивают координацию движений, подражательность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevye_pyatiminutki.docx29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Речевые пятиминутки ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ

Речевые пятиминутки способствуют развитию всех компонентов речевой системы, а также неречевых психических функций. В играх и упражнениях развивается импрессивная и экспрессивная речь: формируется, расширяется уточняется словарь; формируется и совершенствуется грамматический строй речи; развивается фонематическая и фонетическая системы речи, развивается понимание речи, формируется диалогическая речь, развивается речевое общение.

Подвижные игры и упражнения способствуют всестороннему полноценному развитию двигательных способностей детей, обогащают их двигательный опыт, развивают координацию движений, подражательность.

Речевые пятиминутки включают в себя игры и упражнения, каждое из которых имеет свою цель. Это:

1. Артикуляционная гимнастика – это упражнения необходимые для того что бы:

- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводи-мость);

- улучшить подвижность артикуляционных органов;

- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

- научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;

- увеличить амплитуду движений;

- уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов;

- подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.

2. Упражнения по развитию мелкой и общей моторики. Упражнения развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка. Упражнения способствуют развитию координации речи с движением, а так же улучшения мышечного тонуса, силы, ловкости, быстроты, точности движений, ритмичности, пластичности.

3. Упражнения на дыхание. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Упражнения способствуют развитию нижнего диафрагмального дыхания, плавного и длительного выдоха, не обходимого для правильного развития речи.

4. Упражнения на развитие эмоций, направлены на развитие мимической мускулатуры лица.

5. Упражнения на релаксацию способствуют расслаблению мышечного тонуса..

6. Упражнение на развитие высоты и силы звучания голоса, просодического компонента речи.

Главный принцип эффективности в работе – это индивидуальный подход к каждому ребенку учитывая возрастные особенности и уровень развития ребенка.

Данный вид деятельности способствует положительной динамике в работе с детьми.

«ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»

1. Артикуляционная гимнастика

"Чашечка". Высунуть «широкий» язык изо рта. Поднять кончик языка вверх «чашечкой» и спрятать язык в рот.

2. Дыхательная гимнастика

У мишки дом огромный (выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки, вдох)

У мышки – очень маленький (присесть, обхватить руками колени, опустить голову, выдох с произнесением звука ш-ш-ш)

Мышка ходит в гости к мишке (походить на носочках)

Он же к ней не попадёт.

3.Развитие мелкой моторики «Повстречались».

На каждую фразу соединять одноимённые пальцы левой и правой рук по одному, начиная с мизинца. На последнюю фразу показать «рога», одновременно выпрямив указательные пальцы и мизинцы.

Повстречались два котёнка: «Мяу – мяу».

Два щенка: «Ав – ав». Два жеребёнка: «И-го-го»

Два телёнка, два быка: «Му-у». Смотри, какие рога!

4. Координация речи с движением "Заяц Егорка"

Заяц Егорка

Свалился в озёрко (бегут по кругу, взявшись за руки; в центре на корточках сидит один ребёнок)

Бегите под горку!

Спасайте Егорку! (дети подбегают к сидящему ребёнку и помогают ему встать)

«ОБУВЬ»

1. Артикуляционная гимнастика

«Заборчик»

«Трубочка»

«Качели»

«Лопатка»

«Часики»

2. Развитие речевого дыхания и силы голоса

- Давайте споем песенки. Вот первая песенка: "А-А-А!" Наберите побольше воздуха - вдохните воздух. Песенка должна получиться длинная. - Вот вторая песенка: "У-У-У!" Теперь "О-О-О!", "И-И-И!", "Э-Э-Э!"

3.Развитие мелкой моторики и координация речи с движением

Посчитаем в первый раз, Сколько обуви у нас. Туфли, тапочки, сапожки Для Наташки и Сережки, Да еще ботинки Для нашей Валентинки, А вот эти валенки Для малышки Галеньки.

«ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ»

1. Артикуляционная гимнастика

Индюки «болбочут».

Индюк из города идет, индюшку за собой ведет. Быстро высовывать «широкий» язык изо рта и произносить: «Бл-бл-бл-бл-бл ».

Цыплята клюют зернышки. Вытянуть губы вперед узкой «трубочкой». Смыкать и размыкать губы.

2. Развитие речевого дыхания и голоса "Птичьи голоса"

Произносить слоговые сочетания и фразы на одном выдохе, изменяя тон голоса. Курица: «Ко-ко-ко-ко». Цыплята: «Пи-пи-пи-пи-пи». Курица: «Куд-кудах, снеслась в кустах». Утка: «Кря-кря-кря-кря, где здесь вода?»

3. Развитие мелкой моторики "На птичьем дворе"

Наши курочки с утра - кря-кря-кря, кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда - га-га-га, га-га-га!

А индюк среди двора - бал-бал-бал! Балда-балда!

Наши гуленьки вверх - гру-гру-гру, гру-гру-гру!

Наши курочки в окно - ко-ко-ко, ко-ко-ко!

А как Петя-петушок ранним утром поутру нам споет

«Ку-ка-ре-ку!» (А. Барто)

Поочередно сгибать пальцы рук, начиная с большого, а со слов «пи-пи-пи» ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук.

4. Координация речи с движением: «Цыплята и кот»

Цыплята по двору гуляли,

Цыплята зернышки искали.

(Прыжки на двух ногах с продвижением вперед.)

Клю-клю-клю, клю -клю-клю.

Так я зернышки клюю. (Приседают, стучат пальчиками по полу).

А как выйдет Васька-кот,

Лапкой мордочку утрет. («Кот» выполняет движения по тексту).

Разбегайся кто куда,

А то птичек ждет беда! (Дети убегают к маме «курочке».).

"ДЕРЕВЬЯ"

1.Артикуляционная гимнастика

"Дождик" - Узким языком четко упираться в верхние зубы, произнося

т-т-т-т-т-т.

"Сильный дождь". - Произносить д-д-д-д.

2. Развитие дыхания "Осенние листочки".

Осенние листочки на веточках висят, осенние листочки с нами говорят: А-О-У-И (вдох носом, на выдохе пропеть гласные звуки).

"Листопад".

Сдувание листочков с ладошки (положить широкий язык на нижнюю губу и плавно выдыхая на язык, сдуть листочек).

3.Развитие мелкой моторики:

Золотым осенним днем

На прогулку в лес идем...( пальчики шагают)

Вот - березка, вот рябинка, (загибают поочереди)

Вот - ольха, а вот - осинка.

Вот кленок, а вот — дубок...

Не узнать теперь лесок! (разводят руки)

Удивились малыши: «Как деревья хороши!

Кто вас так украсил?» - спросим ...

Шелестят листочки: «Осень!» (перебирают пальчиками, как игра на пианино).

4. Координация речи с движением:

Мы заходим с вами в лес (Дети маршируют на месте.) Сколько здесь вокруг чудес! (Удивились, развели руками.) Сколько ёлочек зелёных,

Столько выполним наклонов. (Раз, два, три.) Сколько здесь у нас березок,

Столько сделаем прыжков. (Раз, два, три ...)

Впереди из-за куста. Смотрит хитрая лиса. Мы лисичку обхитрим,

На носочках убежим. (Бег на носочках.) Всё вокруг мы рассмотрели,

И тихонечко все сели.

«ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЕНЫШИ»

1. Артикуляционная гимнастика

«Лошадка» - «Останови лошадку»- дуть на расслабленные губы, чтобы задрожали с голосом.

2. Развитие речевого дыхания и силы голоса. Звукоподражание животным.

Поросенок: «Хрю-хрю-хрю»

Теленок: «Му-у-у-у»

Козленок: «Ме-ме-ме»

Котенок: «Мяу-мяу-мяу» .

3. Развитие мелкой моторики

Показать «кудряшки» на голове

Переходит через речку.

Шагать на месте, приподнимая колени

Щуря желтые глаза,

Прищурить глаза

Ей навстречу шла коза.

Показываем «рога» - пальцы над ушами

-Не пущу тебя, овечка,

Наклонить голову с «рогами» вперед

Не пройдешь ты через речку!

Погрозить – указательный палец вправо-влево

Лошадь мимо проходила

Пальцы собраны в щепоть, поочередно поднимаем-опускаем руки

И овечку пропустила.

Руки отвели в строну – жест, означающий: «Пропускаю».

4. Координация речи с движением "Кошка"

Села кошка под кусточек,

Сыра скушала кусочек,

Встала кошка, потянулась,

Её шёрстка развернулась.

(Импровизация движений: сесть на корточки, похлопать себя по животику, встать, потянуться, погладить руками живот).

"ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ И ИХ ДЕТЕНЫШИ"

1. Артикуляционная гимнастика.

"Цыплята пьют водичку." Опустить голову, а затем откинуть ее назад и раскрыть рот, при этом почувствовать напряжение шеи.

"Гуси травушку щипали, потом водичкой запивали". Вытягивать шею, а затем возвращать в исходную позицию.

"Цыплята клюют зернышки". Вытянуть губы вперед узкой «трубочкой». Смыкать и размыкать губы.

"Индюк". Сильно надуть щеки и по возможности долго удержать воздух в ротовой полости.

2. Развитие речевого дыхания и голоса "Птичьи голоса". Произносить слоговые сочетания и фразы на одном выдохе, изменяя тон голоса. Курица: «Ко-ко-ко-ко». Цыплята: «Пи-пи-пи-пи-пи». Курица: «Куд-кудах, снеслась в кустах». Утка: «Кря-кря-кря-кря, где здесь вода?».

3. Пальчиковая гимнастика «Уточка»

Шла уточка бережочком, («Идут» двумя пальчиками по столу)

Шла серая по крутому. переваливаясь.

Вела детей за собою, (Делают «мордочки» из пальцев_

И малого и большого, (Загибают безымянны, большой палец).

И середнего, и меньшого, (Загибают средний палей, мизинец)

И самого любимого. (Загибают указательный палец).

4. Координация речи с движением «Домашние птицы»

Наши уточки с утра - Дети идут по кругу вперевалочку,

Кря – кря-кря! Кря – кря-кря! - подражая походке уток

Наши гуси у пруда - Идут по кругу, вытянув шеи вперед

Га – га – га! Га – га – га! - оставив руки – «крылья» назад.

Наши курочки в окно - Останавливаются, встают лицом

Ко – ко – ко! Ко – ко – ко! - В круг, бьют руками по бокам.

А как Петя - петушок - Встают спиной в круг, вытягивают шею Раным – рано поутру - вверх, поднимаются на цыпочки.

Нам поет: ку-ка-ре-ку!

"КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ"

1. Артикуляционная гимнастика

"Стебелек"- улыбнуться, поцокать языком, как на лошадке, присосать широкий язык к небу.

2.Развитие речевого дыхания.

Вдыхаем аромат цветов (вдох носом, длительный выдох ртом)

3. Развитие мелкой моторики

Был тугим он кулачком (сделать «кулачок» на правой руке),

А разжался – стал цветком (раскрыть кулачок)

4. Координация речи с движением "Цветочки"

На окне в горшочках

Поднялись цветочки (дети сидят на корточках, затем медленно встают)

К солнцу потянулись,

Солнцу улыбнулись

(потянуться на носочках, руки вверх)

К солнышку листочки

Повернут цветочки

(ладони развернуть вверх)

Развернут бутоны,

В солнышке утонут

(руки соединить над головой, медленно развести в стороны

"МЕБЕЛЬ"

1. Артикуляционная гимнастика

"Маляр"

Язык как кисточка моя

И ею нёбо крашу я.

«Чашечка» Песок высыпается из кузова самосвала щ-щ-щ. длительный выдох на язык.

2. Развитие речевого дыхания.

Произнести на одном выдохе названия 4-5 предметов мебели(использовать наглядный материал)

Изобразить, как столяр делает мебель: стругает рубанком доски(вжик…), сверлит отверстия дрелью(дззз…), скручивает их шурупами (дж-дж-дж…)

3. Развитие мелкой моторики "Мебель".

1, 2, 3, 4, 5 (попеременно загибать пальцы в кулак)

Будем мебель мы считать (хлопки)

Кресло, стул, диван, кушетка,

Полка, шкаф, кровать, банкетка (поочерёдно соединять пальцы с большим на двух руках).

4. Координация речи с движением "Новая мебель"

Раз, два, три, четыре,

Хлопать в ладоши

Много мебели в квартире.

Показывают «много» руками

В шкаф повесим мы рубашку,

«открывают» шкаф, «вешают» одежду

А на полку ставим чашку.

Тянутся к «полке»

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

Приседают

А когда мы крепко спали, На кровати мы лежали.

Руки под щеку

А потом за столом Ели кашу с молоком.

Движения воображаемой ложкой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевые пятиминутки по лексическим темам

Речевые пятиминутки способствуют развитию всех компонентов речи. Практический речевой материал подобран по лексическим темам....

Логопедические пятиминутки (по лексическим темам) для детей 5-7 лет

Цели и задачи:1. Расширять и обогащать словарный  запас дошкольников  по лексическим темам.2. Формировать грамматически правильную речь, фонематичекий слух и восприятие.3. Развивать свя...

Подборка: Речевые пятиминутки по лексической теме «Осень» группа 1 младшая, воспитатель Тимченко Татьяна Гудратовна

Речевые разминки можно использовать педагогам и воспитателям на занятиях, в режимных моментах с детьми в тематический период "Осень". эти разминки интересно предложить и родителям , как один...

Коррекционно-просветительская работа в ДОУ. Практический материал для воспитателей. Речевые пятиминутки по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет.

      Речевые пятиминутки – это одна из технологий преодоления речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций.      ...

Логопедическая пятиминутка к лексической теме:"Части тела и лица"

Ребёнок должен усвоить: названия основных частей тела...