Проект "Раз словечко, два словечко"
проект по развитию речи (младшая группа)

Волошко Татьяна Владимировна
Проект по развитию речи в младшей группе на тему: «Раз словечко – два словечко».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_raz_slovechko_dva_slovechko.docx22.16 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по развитию речи в младшей группе на тему: «Раз словечко – два словечко».

Проект: «Раз словечко – два словечко».

Продолжительность проекта: февраль – краткосрочный.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Возраст детей: 3 – 4 года.

Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект: дети                

младшего дошкольного возраста нуждаются во всестороннем развитии речи, включая обогащение и активизацию словаря, развитие грамматического строя речи, а также связной речи. Развитие речи ребенка, по сути, является важным показателем уровня развития ребенка вообще. Именно по этому развитию речи у детей в детском саду уделяется повышенное внимание. В настоящее время существует проблема: недостаточные навыки речевой деятельности детей. Вызывает тревогу тот факт, что поступающие дети в детский сад имеют ограниченный словарный запас, неадекватные эмоции. Поэтому возросла необходимость заниматься проблемами речи и общим развитием ребенка. 

 Цель проекта: развитие речевой активности и коммуникативных способностей детей младшего дошкольного возраста в разные режимные моменты.

 Задачи проекта: целенаправленно обогащать и активизировать словарь детей; развивать грамматический строй речи, связную речь; формировать потребность детей в общении со взрослыми и сверстниками; воспитывать желание чаще слушать произведения художественной литературы; повышать компетентность родителей в вопросах речевого развития их детей Повышение речевой активности детей. Развитие мелкой моторики рук с использованием пальчиковой гимнастики. Воспитание умение детей работать в коллективе.

Ожидаемые результаты по проекту: развитие у детей диалогической формы речи. Формирование умения вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него. Формирование речевых навыков. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми.

Пояснительная записка: Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого

развития ребенка.

Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.

Почему наши дети плохо говорят? Может, потому, что мы разучились с ними разговаривать. Общаясь со своими детьми, родители не используют народные песенки, потешки, сказки, поговорки, которые так понятны детям. Зачастую родители заменяют живое общение с детьми видеотехникой, компьютерными играми, которые дают готовые слуховые и зрительные образы.

Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает её в маловыразительную, скучную, однообразную и малоприятную. Без яркости и красочности речь блекнет, тускнеет.

Ребёнка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды....

Но слова - речевые звуки с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребёнка общение с взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения. Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребёнок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка.

С древнейших времён краткость и простота в изложении мысли почитались высшей добродетелью. Едва ли найдётся человек, который стал бы отрицать, как важно хорошо владеть словом. Умение говорить убедительно, ясно, точно и кратко – забота и желание каждого из нас. Владение речью приводит человека к успеху, ведь «хорошее слово – половина счастья».

Красноречие было в чести во все времена. В разных странах во время высочайших взлётов культуры народов появлялась наука о мастерстве речи, общения, убеждения словом. Проблема эффективной речи особенно важна сегодня, когда растёт значение правильного, убедительного слова. Цель не в том, чтобы ребенок знал, как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Приоритетные средства для этого – культура речи и культура общения. Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения дошкольников считаю развитие речевой активности детей.

В формировании связной речи выступает тесная связь речевого и интеллектуального развития детей. Дети должны связно говорить, ясно представлять объект рассказа (объект, событие) уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения между предметами и явлениями, строить простые предложения. Высокий уровень речевого развития дошкольника предполагает:

- владение литературными нормами и правилами родного языка, свободное пользование лексикой и грамматикой при выражении собственных мыслей;

- умение вступать в контакт со взрослыми и сверстниками (слушать спрашивать, отвечать, возражать, объяснять);

- знание норм и правил речевого этикета, умение пользоваться ими в зависимости от ситуации;

- умение читать и писать (умение пользоваться грамотой и письмом).

Поэтому в младшей группе основное внимание уделяется речевому развитию: наполнение и обогащение словаря на основе расширения знаний и представлений окружающей ребенком жизни.

В младшей группе необходимо научить различать предметы по существенным признакам, правильно называть их отвечая на вопросы «Что это?», «Кто это?» видеть особенности предметов, выделять характерные признаки и качества (какой?), а также действия, связанные с игрушками - животными, с их состоянием с возможными действиями человека (что делает? и что с ним можно делать?)

Дети младшей группы должны постоянно слышать правильную речь взрослых, различать на слух громкость и скорость, темп речи, находить ошибки в речи окружающих.

Актуальность. Одним из важнейших средств познания окружающего мира для детей 3-4 лет является возможность понимать речь и говорить. У ребенка возникает потребность спрашивать взрослого о заинтересовавших его предметах и явлениях окружающего мира, что служит основой для развития диалогической речи. Вместе с тем в речевых возможностях детей данного возраста наблюдаются большие индивидуальные различия. Таким образом, при систематической работе по развитию речи у детей активизируются познавательные процессы, расширяется активный и пассивный словарь, формируется культура речевого общения. Развитие памяти, восприятия, мышления, внимания позволяет развивать у детей интеллектуальные и творческие возможности. Речь помогает детям осознано воспринимать окружающий мир, и является средством общения. Дети, не получившие в младшем дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, а в будущем этот пробел в развитии речи влияет на их дальнейшее развитие.

 Основные направления работы по развитию звуковой культуры речи детей:

  1. Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в

соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.

  1. Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения.
  2. Формирование грамматического строя: морфология (изменение слов по родам, числам, падежам); синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений); словообразование.
  3. Развитие связной речи: диалогическая (разговорная) речь; монологическая речь (рассказывание).
  4. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различение звука и слова; нахождение звука в слове.
  5. Воспитание любви и интереса к художественному слову.

Краткое содержание проекта:

Этапы проекта:

Подготовительный этап:

  1. Определение темы проекта. Намечается план движения к поставленной цели, который обсуждается и с детьми, и с родителями. Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей и дополнение задач детьми. Формулируется проблема о речевом развитии детей.
  2. Изучение литературы по теме.
  3. Ознакомление с передовым опытом.
  4. Консультации для родителей.
  5. Уточнение формулировок проблемы, темы, целей и задач.
  6. Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационный материал.
  7. Оформление книжного уголка.
  8. Изготовление атрибутов.

 Основной этап:

  1. Решаются поставленные задачи всех мероприятий проекта. Проведение занятий, игр, наблюдений, бесед с детьми (как групповых, так и индивидуальных). Совместная деятельность воспитателей, детей, их родителей. Подготовка консультаций для родителей по данной тематике. Проведение тематического родительского собрания «Раз словечко – два словечко».

При реализации данного проекта использовались принципы интеграции образовательных областей, связь с реальной жизнью, с семьей.

По необходимости со стороны взрослых исполнителей проекта оказывается ребятам практическая помощь, а также направляется и контролируется осуществление данного проекта. У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.

2.Чтение и рассказывание русских народных сказок, беседа по прочитанной сказке.

  1. Проведение настольно-печатных, дидактических, речевых, сюжетно-ролевых, подвижных игр.
  2. Настольный, кукольный, пальчиковый театры.

 Заключительный этап:

  1. Рассказывание детьми сказок.
  2. Рассказывание отрывков из сказок по иллюстрациям к сказкам.
  3. Готовится и проводится презентация по деятельности данного проекта. Дети, их родители и педагоги ДОУ активно помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям продукт собственной деятельности. Оформление творческого проекта и его презентация, на которую приглашаются воспитанники группы и родители ДОУ. Подведение итогов.
  4. Презентация проектной деятельности «Раз словечко – два словечко»

      Перспективный план работы по проекту:

Подготовительный этап:

  1. Сбор и анализ литературы по данной теме.
  2. Беседы с детьми «Как я мамочку люблю», «Для чего язык нужен», «Моя любимая книжка», «Расскажи, как моешь руки», «Весна пришла», «Мои друзья», «Мои родственники», «Выходной день в моей семье», «Я буду мамой (папой)», «Моя малая родина».
  3. Чтение художественной литературы:
  4. Фольклор: «Весна, весна красная», «Дедушка Ежок», «Тили – бом», «Стучит, бренчит на улице», «Храбрецы», Весенний праздник «Как Хрюша маму с праздником поздравил».

Сказки: «Заюшкина избушка», «Лиса – лапотница», «Теремок», «Ленивая Бручолина», «Три поросенка».

Стихи: К. Чуковский «Краденное солнце», «Радость», «Доктор Айболит», В. Берестов «Весенняя сказка», Б. Заходер «Строители», С. Михалков «Про мимозу».

Рассказы: Е. Чарушин «Волчишко», Л. Толстой «Таня знала буквы», «Птица свила гнездо», К. Ушинский «Лиса Патрикеевна».

 Деятельный этап – непосредственная деятельность по проекту:

Февраль.

Дидактические игры: «Кто как кричит», «Позови свою маму», «Кто в домике живет?»

Развитие речи: «Снег – снежок», «Домашние животные», «Три медведя», «Знакомство со звуками «М – МЬ»».

Театрализованные игры: «Курочка Ряба», «Репка».

Пальчиковые игры: «Ноги-ножки», «Снег», «Водичка-водичка».

Ознакомление с окружающим миром: «Мамы всякие нужны», «Наш семейный альбом».

Сюжетно-ролевая игра: «Больница», «Парикмахерская».

Март.

Дидактические игры: «У кого какой зверь», «Встань в круг», «Разноцветный сундучок», «Теремок», «Домик для зверят».

Развитие речи: «Домашние птицы», «Путешествие в сказку», «Знакомство со звуками «Ч», «Щ»», «Наша Таня громко плачет».

Театрализованные игры: «Колобок», «Теремок».

Пальчиковые игры: «Лодочка», «Моя семья», «Пальчик-мальчик».

Ознакомление с окружающим миром: «Бытовые приборы для семьи», «Где мы живем?».

Сюжетно-ролевая игра: «Семья», «Детский сад».

 Заключительный этап:

  1. Рассказывание детьми сказок с использованием фигурок настольного театра «Курочка ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок».
  2. Рассказывание отрывков из сказок по иллюстрациям к сказкам «Маша и медведь», «Три медведя», «Волк и семеро козлят».

 Взаимодействие с родителями.

  1. Серия консультаций на тему: «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста», «Роль книги в речевом развитии детей», «Дидактические игры по развитию речи и мелкой моторики», «Пальчиковые игры для развития речи».
  2. Закрепление дома полученных в детском саду знаний и умений по теме проекта.
  3. Внесение информационного буклета «Игра как средство развития речи».
  4. Пополнить с помощью родителей библиотеку книжного уголка.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:

Театральная постановка с участием воспитанников группы сказки «Репка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗ СЛОВЕЧКО, ДВА СЛОВЕЧКО

СБОРНИК ИГР, СПОСОБСТВУЮЩИХ АКТИВИЗАЦИИРЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Родительское собрание в форме мастер-класса «Раз словечко, два словечко»

Тема: Формирования лексики у детей с ОНР II уровня (3-4 года).Цель: познакомить родителей с особенностями формирования лексики у детей с ОНР II уровня.Содержание:Цель, задачи, оборудованиеАктуализация...

Перспективный план работы кружка "Раз словечко, два словечко..."

Воспитание культуры речевого общения у детей старшего дошкольного  возраста....

"Раз-словечко, два-словечко"

В статье представлены рекомендации  для родителей по развитию речи детей...

Дополнительная образовательная программа "Раз - словечко, два - словечко..."

На современном этапе развития системы дошкольного образования особенно актуальны вопросы предупреждения, диагностики и коррекции речевых нарушений  у детей раннего возраста. Представленная ...

Буклет "Раз словечко, два словечко..."

Памятка для родителей....

Проект "Раз словечко, два словечко ..."

Язык - это важнейшее средство общения между людьми, средство выражения своих мыслей, чувств и стремлений, средство формирования мыслей. Чем совершеннее это средство, тем успешнее идет обучение и дальн...