Конспект ООД по развитию речи "Зима".
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Сунагатуллина Зульфия Равилевна

Конспект ООД по развитию речи "Зима" в подготовительной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx26.92 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 20

 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район

Республики Башкортостан

Конспект

организованной образовательной деятельности

образовательная область «Речевое развитие»

Раздел: «Развитие речи»

Тема: «Зима»

возрастная группа: подготовительная.

 

                                                                                       Выполнил:

воспитатель

Сунагатуллина З.Р. имеющаяся категория:

соответствие занимаемой должности.

г. Туймазы 2020 г.

Цели: уточнение и расширение представления о признаках зимы в процессе интеграции различных видов деятельности с детьми.

Задачи:

Образовательные: закреплять умение детей согласовывать имена существительные с именами прилагательными; Закреплять умения детей делить  слова на слоги, звуки, определять местоположение звука в слове, закреплять знания о различии гласных и согласных звуков. Упражнять в составлении простых предложений, членении простого предложения на слова с указанием их последовательности. Учить составлять небольшой рассказ с опорой на картинный план.

Развивающие: способствовать развитию навыков устной связной речи, мышления, фонематического слуха.

Воспитательные:  воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе, умение слушать своих товарищей.

Дидактический наглядный материал:  

Демонстрационный материал: картинный план -картинки с изображением зимы, снега, зимней реки, медведя в берлоге, радующихся зиме детей, зимних детских забав, квадраты синего, зеленого, красного цвета для звукового анализа слова, схемы предложений из 3-х, 4-х, 5-ти слов.

Раздаточный материал:  подносы с квадратами синего, зеленого и красного цвета для звукового анализа слова на каждого ребенка.

Предварительная работа: Беседа о зиме, рисование по теме, рассказы детей о зиме, наблюдения на прогулке.

Ход организованной образовательной деятельности.

  1. Вводная часть. 

Дети стоят вокруг воспитателя.

Воспитатель:  Дети, о чем мы с вами будем сегодня  говорить, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Наступили холода.

Обернулась в лед вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь:

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

Дети: Зимой.

Воспитатель: Правильно. Мы сегодня поговорим о самом загадочном времени года - о зиме.

  1. Основная часть.

Воспитатель: Назовите зимние месяцы.

Дети: Зимние месяцы – это декабрь, январь, февраль.

Воспитатель: А какой сейчас месяц?

Дети: Сейчас январь.

Воспитатель: Зима шагает по земле и хочет знать, знаете ли вы ее приметы. Сейчас мы с вами поиграем. Я «слеплю» снежок из снега и буду вам его бросать, а вы ловите  и отвечайте. Первым ловит снежок Дамир.

Дамир, какая у нас зима? (зима снежная, холодная, морозная)

Арслан, лови снежок и ответь, снег какой? (мокрый, холодный, пушистый)

Сабина поймает снежок и ответит нам, сосулька какая? (ледяная, холодная)

Айнур, лови снежок и ответь, мороз какой (холодный, сильный)

Рафаэль, лови снежок и ответь, горка какая? (ледяная, скользкая)

Воспитатель: Молодцы! А сейчас пройдите на свои места.

(Дети садятся на свои места, воспитатель обращает внимание на посадку детей)

Воспитатель: А вот и еще одно задание. Зима забыла дописать стихотворение, давайте ей поможем и подскажем ей нужные слова. Отвечаем хором.

Тихо, тихо как во сне падает на землю (снег)

С неба все скользят пушинки   серебристые (снежинки)

На поселки, на лужок все снижается (снежок)

Вот веселье для ребят все сильнее (снегопад)

Все бегут в перегонки, все хотят играть в (снежки)

Словно в белый пуховик нарядился (снеговик)

Рядом снежная фигурка  это девочка (снегурка)

На снегу – то, посмотри – с красной грудкой (снегири)

Словно в сказке, как во сне землю всю украсил  (снег)

Воспитатель: Какие слова вы добавляли?

Дети: Снег, снежинки, снежок, снегопад, снежки, снеговик, снегурка, снегири.

Воспитатель: Молодцы, дети, все слова назвали правильно.

Воспитатель: А теперь давайте разделим слово «зима» на слоги при помощи хлопков.

Дети: (хлопают) Зи-ма.

Воспитатель: Сколько слогов в этом слове?

Дети: В слове «зима» два слога.

Воспитатель: А теперь посчитаем, сколько в этом слове звуков. Приготовьте пальцы  (воспитатель произносит слово, выделяя голосом каждый звук, на каждый звук дети загибают палец). Сколько звуков в этом слове?

Дети: В этом слове четыре звука.

Воспитатель: Давайте построим звуковой домик слова «зима». Для этого нам нужно вспомнить, квадратом какого цвета мы обозначаем гласные звуки?

Дети: Красного (воспитатель показывает квадрат красного цвета)

Воспитатель: А какие звуки мы обозначаем квадратом синего цвета? 

Дети: Твердые согласные  (воспитатель показывает квадрат синего цвета)

Воспитатель: Какие звуки мы обозначаем квадратом зеленого цвета? 

Дети: Мягкие согласные. (воспитатель показывает квадрат зеленого цвета)

Воспитатель: Правильно. Айдар выйдет к доске, все остальные работают на своих местах. Подвиньте к себе подносы с квадратами.

Воспитатель: Первый звук – [з] – гласный или согласный? (согласный)  Мягкий или твердый? (мягкий) Какой берем квадрат? (квадрат зеленого цвета – ребенок прикрепляет на доску). Второй звук - [и] - гласный или согласный? (гласный) Какой берем квадрат? (квадрат красного цвета- ребенок прикрепляет на доску) Третий звук - [м] - гласный или согласный? (согласный)  Мягкий или твердый? (твердый) Какой берем квадрат? (квадрат синего цвета – ребенок прикрепляет на доску). Четвертый звук - [а] - гласный или согласный? Какой берем квадрат? (квадрат красного цвета- ребенок прикрепляет на доску)

Воспитатель: Посмотрите, у всех получился такой звуковой домик?

Дети: Да.

Воспитатель: Молодцы. Уберите свои квадраты на подносы и давайте немного отдохнем.

Физминутка:

В наших тепленьких сапожках

Мы потопаем немножко.

Руки тоже мы согреем и

Похлопаем скорее.

Рукавицы мы надели,

Не боимся мы метели.

Мы с Морозом подружились,

Как снежинки закружились.

Воспитатель:  Я составила предложение  о зиме, послушайте: «Наступила белоснежная зима». Сколько слов в воем предложении?

Дети: В этом предложении три слова.

Воспитатель:  Давайте вместе произнесем это предложение.

Дети: «Наступила белоснежная зима».

Воспитатель: Назовите первое слово в этом предложении.

Дети: Наступила

Воспитатель: Назовите  второе слово в этом предложении.

Дети: Белоснежная

Воспитатель: Назовите третье слово в этом предложении.

Дети: Зима.

Воспитатель: (вывешивает схемы предложений из 4-х, 3-х, 2-х слов на доску) Эльмир, выйди, пожалуйста, к доске и выбери схему предложения, которая подходит к нашему предложению. (Вызванный ребенок выбирает) Объясни, почему ты выбрал эту схему?

Ребенок: Потому что в предложении три слова и подходит схема с тремя прямоугольниками.

Воспитатель: Повтори предложение.

Ребенок: «Наступила белоснежная зима».

Воспитатель: Попробуйте составить сами предложение о зиме по этой схеме.

Составление предложений детьми (2-3)

Воспитатель: (располагает на доске картинный план для составления рассказа) Я приготовила картины о зиме. Давайте попробуем составить рассказ, используя эти картины.

Воспитатель показывает на первую картину и задает вопрос.

Воспитатель: Дети, какое время года наступило?

Дети: Наступила зима.

Воспитатель:  Что лежит кругом? (воспитатель указывает на вторую картину)

Дети: Кругом лежит белый снег.

Воспитатель: Чем покрылись реки? (воспитатель указывает на третью картину)

Дети: Реки покрылись льдом.

Воспитатель: Куда залез медведь? (воспитатель указывает на четвертую картину)

Дети: Медведь залез в берлогу.

Воспитатель: Кто рад зиме? (воспитатель указывает на пятую картину)

Дети: Дети рады зиме.

Воспитатель: Что делают дети зимой? (воспитатель указывает на шестую картину)

Дети: Дети катаются на лыжах, санках и коньках.

Воспитатель: Вы молодцы. А теперь я вам предлагаю самим составить рассказ о зиме, опираясь на картинный план.

Составление несколькими детьми (2-3) рассказа о «Зиме» с места.

(Наступила зима. Кругом лежит белый снег. Реки покрылись льдом. Медведь залез в берлогу. Дети рады зиме. Они катаются на лыжах, санках и коньках)

  1. Итог.

Воспитатель: Все вы сегодня молодцы.  Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались, какие задания выполняли.

Дети отвечают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Диагностические листы: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие.

Диагностические листы:                   Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социал...

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая группа, 2018 / 2017 учебный год

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая ...

Перечень дидактического обеспечения для детей 2 - 3 лет через образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Перечень дидактического обеспечения для детей 2 - 3 лет через образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие&r...

ПРИЛОЖЕНИЯ № 1 -10 к РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ по развитию детей 6-7 лет по образовательным областям: физическое развитие социально–коммуникативное развитие познавательное развитие речевое развитие художественно–эстетическое развитие

ПРИЛОЖЕНИЯ № 1 -10 к РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЕ по развитию детей   6-7 лет по образовательным областям: физическое развитиесоциально–коммуникативное развитиепознавательное развитие речев...

КонспектООД "Мишуткины помощники"

Конспект организованной образовательной деятельности предназначен для детей 4-5 лет ....