Речевое развитие
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Чакрова Анна Алексеевна

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе №2

Воспитатель: Чакрова А.А.

Дата: 01.12.2020г.

Тема: «Чтение стихотворений о зиме».

Цель: познакомить детей со стихотворениями о зиме.

Задачи:

Образовательные:

- приобщать детей к высокой поэзии;

- обращать внимание на иллюстрации;

- активизировать словарь по теме.

Развивающие:

- развивать умение детей отвечать полным ответом;

- развивать наблюдательность;

- развивать умение называть характерные признаки зимы.

Воспитательные:

- воспитывать умение видеть красоту в окружающем;

- воспитывать любовь к художественному слову.

Материалы: кукла «Зима», аудиозапись «Льдинки-снежинки»,  картина «Зимние забавы», портреты русских поэтов (Ивана Бунина, Сергея Есенина).

Ход занятия:

1. Вводная часть. Организационный момент, постановка проблемы.

Воспитатель:

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся,

Вы готовы поиграть?

Можно встречу начинать.

Воспитатель: дети, отгадайте загадку

С каждым днем все холоднее,

Греет солнце все слабее,

Всюду снег, как бахрома, —

Значит, к нам пришла. (зима).

Воспитатель: Правильно, на улице наступила зима.

Под музыку появляется кукла «Зима».

2. Основная часть.

«Здравствуйте, дети! Я – хозяйка зимнего леса, Зимушка – зима. Скажите вы любите зиму? (ответ детей). Расскажите, что можно делать зимой на улице? (кататься на санках, лепить снеговика, играть в снежки).

Воспитатель: Молодцы! А какая погода обычно бывает зимой? (холодно, идет снег, на домах висят сосульки,  метет метель). А какую одежду мы одеваем зимой? (теплую шапку, куртку, штаны, сапоги).

А стихи о зиме вы знаете? (ответ детей). Какие? (ответ детей). Зимушка – зима, в этом году новые стихи о зиме мы еще не разучивали, так как зима только наступила. Сегодня первый день зимы. Зима не просто так к нам пришла, она нам принесла новые стихи.

Дети, как называют людей, которые пишут стихи? (поэты).

Воспитатель показывает портрет Ивана Бунина и читает стихотворение «Первый снег».

Зимним холодом пахнуло

На поля и на леса.

Ярким пурпуром зажглись

Пред закатом небеса.

Уточним значение некоторых слов.

Холодом пахнуло – повеяло, подуло, почувствовался холод.

Ярким пурпуром – красным цветом.

Закат – это исчезновение солнышка с поверхности Земли вечером.

Ночью буря бушевала,

А с рассветом на село,

На пруды, на сад пустынный

Первым снегом понесло.

Буря бушевала - дул сильный ветер.

Снегом понесло – пошёл первый снег.

И сегодня над широкой

Белой скатертью полей

Мы простились с запоздалой

Вереницею гусей.

Вереницею – значит движение друг за другом.

Воспитатель: О чём это стихотворение? (о зиме, о первом снеге и о закате).

Воспитатель: Как оно называется? (первый снег).

Воспитатель: Кто написал стихотворение «Первый снег»? (Иван Бунин).

Воспитатель: Вам понравилось это стихотворение? (ответ детей). Спасибо Зима за такое чудесное стихотворение.

Сейчас немного отдохнем.

Физкультминутка «Снежки».

Раз, два, три, четыре,    

Мы с тобой снежок лепили,              «Лепим» двумя руками

Круглый, крепкий,                              Чертим руками круг 

Очень гладкий,                                     Одной рукой гладим другую 

И совсем, совсем не сладкий.             Грозим пальчиком 

Раз, подбросим,                                    Подбрасываем

Два поймаем.                                       Ловим руками

Три уроним,                                        «Роняем» вниз

Разломаем.                                           Топаем ногами.

Воспитатель: Дети, а еще мы познакомимся со стихотворением Сергея Есенина «БЕЛАЯ БЕРЕЗА».

Воспитатель показывает портрет писателя Сергея Есенина. Читает стихотворение.

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

Дети, как вы понимаете слово "принакрылась"? (Значит, не закрылась совсем, а только чуть-чуть).

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

Уточним значение некоторых слов.
Кисть - пучок нитей, служащих для украшения чего-либо.
Бахрома – тесьма для обшивки чего-нибудь, где рядом свисают кисти, то есть пучки нитей.          
Кайма – полоса по краю какого-либо предмета, ткани, отличающаяся цветом, узором, материалом.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

Почему тишина «сонная»? (Вокруг ни звука, ни движения, полный покой). Как вы понимаете выражение: «И горят снежинки в золотом огне»? («Горят» значит, сверкают, «золотой огонь» - солнечный луч, солнечный свет).

А заря, лениво

Обходя кругом,

обсыпает ветки

Новым серебром.

Уточняем значение слова "заря".
Заря –  это когда ярко светится небо после захода солнца. Как вы понимаете выражение «заря… обсыпает ветки новым серебром»? (Это значит, что после захода солнца цвет меняется).

Воспитатель: О чём это стихотворение? (о березе, которая укрылась снегом).

Воспитатель: Как оно называется? (белая береза).

Воспитатель: Кто написал стихотворение?  (Сергей Есенин).

Воспитатель: Вам понравилось это стихотворение? (ответ детей). Спасибо тебе Зима, теперь мы узнали новые стихи  и еще больше выучим к Новогоднему утреннику. А Зиме пора уходить все наряжать, украшать, но мы с ней еще не раз встретимся. Зима уходит.

3. Заключительная часть. Рефлексия.

Воспитатель: Что мы делали сегодня на занятии? (познакомились с новыми стихотворениями).

Воспитатель: Как называется первое стихотворение, с которым мы познакомились и кто автор этого стихотворения?  (первый снег, Иван Бунин).

Воспитатель: Как называется второе стихотворение и кто его автор? (белая береза, Сергей Есенин).

Воспитатель: Какое стихотворение вам понравилось больше? (ответ детей)

Воспитатель: Молодцы дети, наше занятие подошло к концу.

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе №2

Воспитатель: Чакрова А.А.

Дата: 01.12.2020г.

Тема: «Чтение стихотворений о зиме».

Цель: познакомить детей со стихотворениями о зиме.

Задачи:

Образовательные:

- приобщать детей к высокой поэзии;

- обращать внимание на иллюстрации;

- активизировать словарь по теме.

Развивающие:

- развивать умение детей отвечать полным ответом;

- развивать наблюдательность;

- развивать умение называть характерные признаки зимы.

Воспитательные:

- воспитывать умение видеть красоту в окружающем;

- воспитывать любовь к художественному слову.

Материалы: кукла «Зима», аудиозапись «Льдинки-снежинки»,  картина «Зимние забавы», портреты русских поэтов (Ивана Бунина, Сергея Есенина).

Ход занятия:

1. Вводная часть. Организационный момент, постановка проблемы.

Воспитатель:

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся,

Вы готовы поиграть?

Можно встречу начинать.

Воспитатель: дети, отгадайте загадку

С каждым днем все холоднее,

Греет солнце все слабее,

Всюду снег, как бахрома, —

Значит, к нам пришла. (зима).

Воспитатель: Правильно, на улице наступила зима.

Под музыку появляется кукла «Зима».

2. Основная часть.

«Здравствуйте, дети! Я – хозяйка зимнего леса, Зимушка – зима. Скажите вы любите зиму? (ответ детей). Расскажите, что можно делать зимой на улице? (кататься на санках, лепить снеговика, играть в снежки).

Воспитатель: Молодцы! А какая погода обычно бывает зимой? (холодно, идет снег, на домах висят сосульки,  метет метель). А какую одежду мы одеваем зимой? (теплую шапку, куртку, штаны, сапоги).

А стихи о зиме вы знаете? (ответ детей). Какие? (ответ детей). Зимушка – зима, в этом году новые стихи о зиме мы еще не разучивали, так как зима только наступила. Сегодня первый день зимы. Зима не просто так к нам пришла, она нам принесла новые стихи.

Дети, как называют людей, которые пишут стихи? (поэты).

Воспитатель показывает портрет Ивана Бунина и читает стихотворение «Первый снег».

Зимним холодом пахнуло

На поля и на леса.

Ярким пурпуром зажглись

Пред закатом небеса.

Уточним значение некоторых слов.

Холодом пахнуло – повеяло, подуло, почувствовался холод.

Ярким пурпуром – красным цветом.

Закат – это исчезновение солнышка с поверхности Земли вечером.

Ночью буря бушевала,

А с рассветом на село,

На пруды, на сад пустынный

Первым снегом понесло.

Буря бушевала - дул сильный ветер.

Снегом понесло – пошёл первый снег.

И сегодня над широкой

Белой скатертью полей

Мы простились с запоздалой

Вереницею гусей.

Вереницею – значит движение друг за другом.

Воспитатель: О чём это стихотворение? (о зиме, о первом снеге и о закате).

Воспитатель: Как оно называется? (первый снег).

Воспитатель: Кто написал стихотворение «Первый снег»? (Иван Бунин).

Воспитатель: Вам понравилось это стихотворение? (ответ детей). Спасибо Зима за такое чудесное стихотворение.

Сейчас немного отдохнем.

Физкультминутка «Снежки».

Раз, два, три, четыре,    

Мы с тобой снежок лепили,              «Лепим» двумя руками 

Круглый, крепкий,                              Чертим руками круг  

Очень гладкий,                                     Одной рукой гладим другую  

И совсем, совсем не сладкий.             Грозим пальчиком  

Раз, подбросим,                                    Подбрасываем

Два поймаем.                                       Ловим руками

Три уроним,                                        «Роняем» вниз

Разломаем.                                           Топаем ногами.

Воспитатель: Дети, а еще мы познакомимся со стихотворением Сергея Есенина «БЕЛАЯ БЕРЕЗА».

Воспитатель показывает портрет писателя Сергея Есенина. Читает стихотворение.

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

Дети, как вы понимаете слово "принакрылась"? (Значит, не закрылась совсем, а только чуть-чуть).

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

Уточним значение некоторых слов.
Кисть - пучок нитей, служащих для украшения чего-либо.
Бахрома – тесьма для обшивки чего-нибудь, где рядом свисают кисти, то есть пучки нитей.          
Кайма – полоса по краю какого-либо предмета, ткани, отличающаяся цветом, узором, материалом.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

Почему тишина «сонная»? (Вокруг ни звука, ни движения, полный покой). Как вы понимаете выражение: «И горят снежинки в золотом огне»? («Горят» значит, сверкают, «золотой огонь» - солнечный луч, солнечный свет).

А заря, лениво

Обходя кругом,

обсыпает ветки

Новым серебром.

Уточняем значение слова "заря".
Заря –  это когда ярко светится небо после захода солнца. Как вы понимаете выражение «заря… обсыпает ветки новым серебром»? (Это значит, что после захода солнца цвет меняется).

Воспитатель: О чём это стихотворение? (о березе, которая укрылась снегом).

Воспитатель: Как оно называется? (белая береза).

Воспитатель: Кто написал стихотворение?  (Сергей Есенин).

Воспитатель: Вам понравилось это стихотворение? (ответ детей). Спасибо тебе Зима, теперь мы узнали новые стихи  и еще больше выучим к Новогоднему утреннику. А Зиме пора уходить все наряжать, украшать, но мы с ней еще не раз встретимся. Зима уходит.

3. Заключительная часть. Рефлексия.

Воспитатель: Что мы делали сегодня на занятии? (познакомились с новыми стихотворениями).

Воспитатель: Как называется первое стихотворение, с которым мы познакомились и кто автор этого стихотворения?  (первый снег, Иван Бунин).

Воспитатель: Как называется второе стихотворение и кто его автор? (белая береза, Сергей Есенин).

Воспитатель: Какое стихотворение вам понравилось больше? (ответ детей)

Воспитатель: Молодцы дети, наше занятие подошло к концу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы познавательно- речевого развития. Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»

Данная презентация отражает основные методы и приёмы познавательно-речевого развития....

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Взаимодействие  работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников  Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»

Конспект  организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...

Конспект по познавательно-речевому развитию на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Старшая группа. Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.

Цель: закрепление и систематизация знаний детей об одежде, обуви и головных уборах.Задачи:- формировать обобщающие понятия «одежда», «обувь», «головные уборы»...

Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.

    У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость...