Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе на тему "Где спрятались лесные жители?"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Насретдинова Земфира Рамилевна

Расширение словарного запаса детей, формирование представлений об осенних изменениях в природе.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx30.92 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе

Тема: « Где спрятались лесные жители?»

Тема: «Где спрятались лесные жители?»

Возрастная группа: средняя группа дошкольного возраста

Цель: Расширение словарного запаса детей, формирование представлений об осенних изменениях в природе.    

Задачи:

Обучающие: закрепить знания детей об осенних изменениях в природе, учить составлять связный рассказ по картинкам; упражнять в правильном произношении согласных  [ф]  и [с]; в  образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

Развивающие: развивать у детей память, внимание, наглядно-образное мышление.

Воспитательные: воспитывать у детей бережное отношение к природе; желание помочь слабому.

Словарная работа: день короче,  ночь длиннее; листья опадают; листопад; дождичек, лужица, берлога.

Материал и оборудование: иллюстрации по теме, магнитофон, запись музыки «Звуки осеннего леса», «Виноватая тучка», методическая игрушка Зайчик, мячик.

Методы и приемы:

- словесные (художественное слово, беседа, указания, рассуждения, описание)

- наглядный  (рассматривание картинок);

- проблемно-поисковый   (стимуляция активности детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);

- игровой  (дидактическая игра);

- ИКТ;    

- использование здоровье сберегающих технологий (физминутка, дыхательная гимнастика).

Предварительная работа: беседа о приметах осени, наблюдение на прогулке за изменениями в природе, чтение художественной литературы об осени.

Ход

Воспитатель:

Становитесь, дети, в круг.

Ты - мой друг, и я - твой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Вместе мы - одна семья:

Ты и я, ты и я.

- Ребята, хотите отправиться вместе со мной в лес на экскурсию? (Ответы детей).  

Под музыку «Звуки осеннего леса»  заходят в группу

Воспитатель: Ребята, давайте подарим лесу наше стихотворение ( воспитатель читает стихотворение, дети выполняют движения)

Это лес стоит густой,

Нам качает головой.

Ветки ласково он тянет,

В гости нас зовёт и манит.

Здравствуй, здравствуй, добрый лес,

Полный сказок и чудес!

Никого мы не обидим,

Чудеса твои увидим

- Ой, ребята, слышите,  кто-то плачет? Кто это?

Дети: Это зайчик.

Воспитатель: -Спросите, у него что случилось?

Дети: - Зайчик, почему ты плачешь?

Зайчик: Я пришел на полянку поиграть с моими друзьями, но их здесь нет. Я их уже везде искал, но не нашел.        Да и полянку я не узнаю. Может я заблудился? Нет зеленой травки, на деревьях и кустах нет зеленых листочков.

Воспитатель: -Ребята, поможем Зайчику узнать, где его друзья?   Давайте расскажем ему, что случилось, и  почему он не узнал свою полянку.

Дети: - Наступила осень ...

Дети рассматривают картинку «Осенний лес» и рассказывают  об известных им признаках осени (воспитатель активизирует детей на высказывания в 1-2 предложения).

Дети: - Листья деревьев пожелтели, покраснели и опадают. Трава высохла. Цветы отцвели и высохли. Солнышко греет и светит мало.  День становится короче, а ночь длиннее. Часто идут холодные дожди.  Дует сильный ветер…

Подвижная игра: «Дождик»

 Капля раз, (прыжок на носочках, руки на поясе)

 Капля два, (прыжок на носочках, руки на поясе)

 Очень медленно сперва (четыре прыжка на носочках, руки на поясе)

 А потом, потом, потом (восемь прыжков на носочках, руки на поясе)

 Всё бегом, бегом, бегом.

 Мы зонты свои раскрыли, (развести руки в стороны)

 От дождя себя укрыли. (сомкнуть руки над головой полукругом).

Дыхательное упражнение «Ветер» (повтор 2-3 раза)

Воспитатель: - Давайте с вами покажем, как же дует сильный ветер, который срывает с деревьев листья:

ф-ф-ф-ф-ф-ф.

И спокойный ветерок, который шелестит опавшими листочками:

с-с-с-с-с-с-с.

Зайчик: Ой,  как холодно и грустно стало.

Воспитатель:  Чтобы Зайка не грустил, давайте пригласим его  с нами поиграть. Я буду говорить слово, а вы к этому слову подберете «Ласковые слова».

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ЛАСКОВЫЕ СЛОВА»

солнце - солнышко,

Лист - листочек,

Дождь - дождичек,

Ручей - ручеек,

Лужа - лужица,

Цветок - цветочек,

Ветер - ветерок,

Туча - тучка,

Зонт – зонтик,

Дерево – деревце,

Куст – кустик,

Заяц – зайчик.

Зайчик: Ой, как вы меня ласково назвали, мне сразу стало так хорошо. Давайте еще как-нибудь поиграем!

Игровое упражнение «Подбери слово».

Воспитатель:

У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.

Осенью листья (что делают?)

 Дети: желтеют, опадают.

Осенью (что делают с урожаем?

Дети:  убирают, собирают,

Воспитатель: - Осенью птицы (что делают?)

Дети: улетают

Воспитатель: - Осенью деревья (что делают?)

Дети: роняют листья.

Воспитатель: - Молодцы! А листья осенью (Какие?)

 Дети: жёлтые, красные, золотые.

Воспитатель: - Как можно назвать их одним словом?  

Дети: Разноцветные.

Воспитатель: - Осенью дождь (что делает?)

Дети: идёт, моросит,

Воспитатель: -Ребята, тучи осенью какие?

Дети: тяжелые, серые

Воспитатель: -Вот и к нам злая тучка залетела

Физминутка под песенку «Виноватая тучка»

Зайчик: Ребята,  я теперь понял, что осень наступила и все изменила на полянке, а куда же делись мои друзья?

Воспитатель: Некоторые   твои друзья (например, ежик и медвежонок) уснули в своих теплых жилищах, которые сами себе построили. Кто-нибудь помнит, как называется зимнее жилище медведя? (берлога). Звери проспят всю холодную зиму, а когда наступит весна, они проснутся.

Другие животные, вот,  например, белочка, делает запасы на зиму. Она готовит шишки, желуди, чтобы холодной зимой прокормить всю свою семью. Волк и лиса поменяли свои шубки на более теплые. И ты, зайчик, тоже скоро поменяешь свою серую летнюю шубку на зимнюю белую.

-Ребята, почему у Зайчика зимняя  шубка белая?

Давайте проверим ваши высказывания.

Опыт:  Перед белым листом бумаги (снег) поставить трафарет серого зайца. Видно зайчика будет хитрой лисе? Голодному волку? (ответы детей). А если шубка белая? (выставляется трафарет белого зайца) (ответы детей).

Зайчик: Вот спасибо вам,  ребята,  за рассказ и за ваш совет. Я побегу и расскажу маме про все, что узнал. И нам пора менять шубку на белую, зимнюю, невидимую.

Пальчиковая гимнастика «Зайчик »

Жил был зайчик   (хлопают в ладоши)

Длинные ушки (три пальца в кулак, указательный и средний - ушки).

Отморозил зайчик (сжимают и разжимают пальцы обеих рук)

Носик на опушке (трут нос).

Отморозил носик (сжимают и разжимают пальцы обеих рук),

Отморозил хвостик (гладят кобчик)

И поехал греться (крутят руль)

К ребятишкам в гости.

Там тепло и тихо (разжимают кулаки обеих рук),

Волка нет (хлопают в ладоши),

И дают морковку на обед (поглаживают живот ладонью ведущей руки по часовой стрелке).

Вышли зайки погулять, (шагаем пальчиками по ножкам)

Свои лапки поразмять.

Прыг-скок, прыг-скок (прыгаем пальчиками по ножкам)

Свои лапки поразмять.

Ой- ой- ой, какой мороз! (обнимаем себя двумя руками)

Отморозить можно нос (трем носик)

Прыг-скок, прыг-скок,

Отморозить можно нос! (прыгаем пальчиками по ножкам)

Стали зайки танцевать,

Свои лапки согревать, (пляшем пальчиками)

Прыг-скок, прыг-скок,

Свои лапки согревать! (прыгаем пальчиками по ножкам)

Воспитатель: (Зайчику) Чтобы ты не забыл ничего, ребята еще раз тебе напомнят об осенних изменениях в природе.

(Рассказывание детьми по картинкам-схемам об осенних изменениях в природе).

Ну, что, Зайчик, все запомнил. До свидания. Нам пора, ребята возвращаться в детский сад.  

Чего пожелаем зайчику?

Дети:-Чтобы не грустил, чтоб был осторожней, чтобы нашел себе друзей.

Попрощаемся и возвращаемся (под музыку « Звуки осеннего леса»)

Используемая литература:

В .В. Гербова  « Развитие речи в детском саду».

О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе "Лесная прогулка"

Программное содержание:  1. Учить детей различать на слух слова с определенным звуком.  2. Упражнять в изменении  слов при помощи суффиксов.3. Закреплять умение детей использовать в реч...

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе «Поиграем вместе» и Карта диагностики занятия

Цель: продолжать развивать диалогическую речь, побуждать детей отвечать четко на вопросы; учить составлять описательный рассказ употреблять в речи слова в родительном падеже в ед. и мн. числе. Учить ч...

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе на тему: «Лесная прогулка»

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе на тему: «Лесная прогулка»...

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе на тему: «Звуковая культура речи: звук [ц]»

Развитие фонематического слуха и восприятия звука [ц], формирование правильного его произношения....

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе На тему: «Лесная прогулка».

Обобщить знания дошкольников о диких животных, которые живут в лесу. Равиваем  и совершенствуем речь детей....

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Куда спряталась осень»

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Куда спряталась осень»...

Конспект занятие по развитию речи в средней группе «Куда спрятались лесные жители?»

Цель: Расширение словарного запаса детей, формирование представлений об осенних изменениях в природе.Задачи:Образовательные: - закрепить в речи названия животных леса и знания об их жилище;- учит...