НОД по речевому развитию в подготовительной группе
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа)

Савельева Ольга Валерьевна

Обобщение знаний детей о зиме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №1» городского округа Самара

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе № 25

по развитию речи (Зимушка - зима.)

Тема недели «Зимушка – зима»

Воспитатель:

                                                                                                                                                                          Савельева Ольга Валерьевна

г. Самара, 2021 год

Образовательная область: Речевое развитие

Лексическая тема: Зимушка – зима.

Вид занятия: Интегрированное

Формы организации непосредственно образовательной деятельности: групповая, коллективная, индивидуальная

Цель: Обобщение знаний детей о зиме: закрепление понятий «зима», «зимние признаки».

Задачи:

 Образовательные: формировать понятие «времена года», уточнить знания о признаках зимы, учить составлять небольшие рассказы.

Развивающие: развивать речевое дыхание, общую и мелкую моторику, внимание, мышление, память. Развивать навыки устной связной монологической речи.

Воспитательные: воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки

Методические приёмы: игровой, наглядный, словесный, практический

Планируемый результат: обобщение знаний детей о зиме.

Подготовительная работа: чтение рассказов и стихов о зиме, рассматривание репродукций картин о зиме, беседы о временах года.

Оборудование: сюжетные картинки о зиме, магнитная доска, снежинки с загадками и заданиями, телевизор, презентация «Зима». 

Технологическая карта НОД

Этап занятия

Структурные компоненты деятельности

Ход занятия

Методы обучения/

технологии /формы организации деятельности воспитанников

Планируемые результаты

Деятельность педагога

Деятельность детей

время

1.

Организационный момент

Доброе утро, ребята! Я очень рада видеть вас в это солнечное зимнее утро. Давайте улыбнемся друг другу и подарим всем хорошее настроение. Оно нам сегодня очень понадобится.

Слушание воспитателя, приветствие друг друга улыбками.

0,5 мин.

Создание проблемной ситуации; Коллективная форма работы

Положительный отклик детей на письмо. Заинтересованность детей. Готовность оказать помощь. Настрой на работу.

2.

Сюрпризный момент: письмо.

Войдя утром в детский сад мне на вахте передали письмо. Я очень ждала вас, чтобы вместе его посмотреть. Давайте посмотрим его. (Содержание письма: «Здравствуйте, ребята! Я Зимушка-зима. Слышала я, что вы веселые, любознательные и находчивые. Захотелось мне узнать, нравится ли вам зимнее время года. Я прислала вам снежинки с заданиями. Когда вы выполните все задания, свершится зимнее чудо! Желаю успехов!»

Просмотр письма

0,5 мин.

3.

Беседа

- Как вы думаете, о каком времени года будем говорить?

- Какое сейчас время года?

- Назовите зимние месяцы.

Какая у нас зима? (зима снежная, холодная, морозная).

Что бывает зимой? (падает снег, воет ветер, замерзает река)

 Что можно сказать про снег? (снег пушистый, легкий, мягкий.) Снег укрыл всю землю.

Какая зимой погода? (погода зимой ветряная, морозная, зимой метет снег, воет ветер)

- Хорошо описали зиму, вспомнили все ее признаки.

Думают и отвечают на вопросы. Слушают воспитателя. Вовлекаются в совместную беседу.

4 мин.

Беседа. Коллективная форма работы.

Активность детей в беседе. Верные суждения и ответы детей.

4.

Игра «Какая бывает зимой погода?»

У меня есть волшебный снежок: «Снежок зимний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать». Кому я брошу его, тот должен ответить на мой вопрос.

- Если идет снег, то погода какая? – снежная;

- если дует ветер, то погода какая? – ветреная;

- если холодно, то погода какая? – холодная;

- если пасмурно, то погода какая? – пасмурная;

- если хмуро, то погода какая? – хмурая;

- если мороз, то погода какая? – морозная;

- если солнечно, то погода какая? – солнечная;

- если ясно, то погода какая? – ясная.

Играют в игру, называют имена прилагательные

4 мин

Положительный настрой детей. Верные суждения и ответы детей.

5.

Игра «Доскажи словечко» (родственные слова)

- Зимой все покрыто белым пушистым снегом, давайте поиграем с этим словом.

Воспитатель читает стихотворение.

Тихо, тихо, как во сне, падает на землю ... (Снег.) С неба все скользят пушинки — серебристые ... (Снежинки.)  

На поселки, на лужок, все снижается ... (Снежок.) 

 Вот веселье для ребят — все сильнее ... (Снегопад.) 

Все бегут вперегонки, все хотят играть в ... (Снежки.)  

Словно в белый пуховик нарядился ... (Снеговик.)  

Рядом снежная фигурка — эта девочка — ... (Снегурка.)  

На снегу-то, посмотри — с красной грудкой ... (Снегири.) 

Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил ... (Снег.)

Какие слова вы добавляли? (Ответы детей.)

На какое слово они все похожи?

 

- участие в деятельности,

- выполнение заданий, дети добавляют слова, связанные со словом снег

2 мин

Положительный настрой детей. Верные суждения и ответы детей.

6.

Упражнение «Назови действие» 

  • Зимой метель (метёт)
  • Ночью ветер в трубах (воет, завывает)
  • Из снеговой тучи снежинки (падают, летят, кружатся).
  • В лесу зимой голодный волк (воет)
  • На зиму медведь в берлоге (засыпает)
  • Мороз щёки и нос (щиплет)
  • Зимой вода в реке (замерзает)
  • Иней на ветках деревьев (блестит)
  • Зимой снег всё вокруг (накрывает)
  • Деревья зимой (спят)
  • Под снегом травка зимой (греется)
  • Зимой насекомые (прячутся)

Проговаривают слова

3 мин

Верные суждения и ответы детей.

7.

Физминутка

"Зимняя прогулка"
Ранним утром в лес ходили (ходьба с высоким подниманием колен),
Из снега мы снежки лепили (катаем руками снежки ),
Весело с горы катались (хлопаем в ладоши ),
Прыгали и улыбались (прыжки).
Очень холодно зимой (трем ладони друг об друга)-
Прибежали мы домой (возвращаемся на места)!

Проговаривают слова, имитация движений

1 мин

Физическая активность детей

6.

Составление рассказа о зиме с помощью мнемотаблиц

Ребята, хочется Зиме услышать рассказы о себе, и чтобы рассказы получились красивые, рассмотрите зимние картинки и нашу схему-помощницу (у каждого ребенка своя часть рассказа). Глядя на картины и схему, вы без труда вспомните, все, что вы знаете о зиме.
Рассказы детей
1 ребенок. Солнце. Какое зимой солнышко? (зимой солнце низкое, неяркое, оно светит, но не греет).
2 ребенок. Небо и осадки. Какое небо зимой, какие осадки выпадают? (небо серое, низкое, часто идет снег, он покрывает землю белым ковром)
3 ребенок рассказывает нам о земле, есть ли трава, цветы, зелень. (Зимой земля замерзает, нет ни травки, ни цветов, а реки часто покрыты льдом до весны).
4 ребенок. Жизнь деревьев. Что происходит с деревьями зимой? (листья на деревьях и кустарниках уже опали; только, когда выпадет снег, деревья одеваются в белоснежный наряд; одни елочки стоят зелененькие, им мороз нестрашен, они стали еще красивее в снежном наряде.)
5 ребенок. Одежда людей. Кто расскажет, как одеваются люди зимой? (зимой люди надевают самые теплые одежды: шубы, шапки, шарфы, теплые сапоги и обязательно варежки, чтобы не мерзли руки)
6 ребенок. Напоминает нам о жизни диких зверей и птиц. (Медведь всю зиму спит в берлоге. Зайцы, белки поменяли свой мех, чтобы быть незаметнее, так они спасаются от врагов. Белки запаслись на зиму орехами, желудями, шишками, развесили их на веточках на разных деревьях и помнят о всех своих запасах. Зайцы зимой едят кору деревьев, лисы охотятся за зайцами и выкапывают из-под снега мышей. Многие птицы улетели на юг зимовать в тепле, а у нас остались на зиму воробьи, вороны, синички, сороки. Они стараются перезимовать рядом с человеческим жильем, так легче прокормиться и не замерзнуть) .
7 ребенок. Рассказывает нам о зимних забавах и праздниках. (Самый веселый, зимний праздник – Новый год. Дети наряжают елку, приходит Дед Мороз с подарками. Зимой дети катаются на санках с гор, на коньках и лыжах, лепят снеговиков, играют в снежки).
Рассказы детей.

-ответы на поставленные вопросы

13 мин.

2 мин.

беседа,

обсуждения

Согласованные действия детей.

Овладение умениями работать по замыслу, по таблице.

Взаимопомощь между детьми. Завершенность своих заданий.

7.

Рефлексия

-Ребята, вот мы выполнили все задания Зимушки.  Скажите, чем мы сегодня с вами занимались?

 - Кому очень понравились задания Зимы и кто доволен своей работой, тот приклеит на конверт  шарик красного цвета. А кому было трудно, кому не понравились задания - тот приклеит шарик коричневого цвета и отправим письмо с ответом  Зимушке. А зимушка – зима дарит всем вам вот такие раскраски, которые вы раскрасите позже.

высказывания воспитанников

Положительные эмоции детей от выполненной работы. Верные ответы детей на вопросы по итогам занятия. Дети приклеили красные шары на открытку. Цель достигнута. Обобщение знаний детей о зиме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерии и показатели для оценки динамики индивидуального развития детей по образовательной области « Речевое развитие» в подготовительной группе

Критерии и показатели для оценки динамики индивидуального развития детей по  образовательной области « Речевое развитие»в подготовительной группе...

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Осень» образовательная область «Речевое развитие» в подготовительной группе

Задачи:1.     Закрепить полученные знания по теме: «Осень», формировать  умение выразительного чтения стихов об осени; умение описывать предметы, изображённые на картине, сове...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»

Конспект  организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...

Рабочая программа по речевому развитию детей подготовительной группы «Развитие связной речи с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ-педагогики у детей старшего дошкольного возраста».

Данная рабочая программа  описывает содержание образовательной деятельности по развитию связной речи детей в процессе интегрированной совместной деятельности с использованием игровых методов и пр...

Дидактическая игра "Занимательные крышки" по познавательному развитию (ФЭМП), речевому развитию в подготовительной группе.

Игра представляет из себя пособие для изучения и закрепления понятий соседей числа, сравнение чисел, состава числа, последовательность чисел в прямом и обратном порядке идр. Ее можно использовать как ...

Проект по речевому развитию в подготовительной группе «Развитие связной речи средствами художественной литературы»

Проект по речевому развитию в подготовительной группе«Развитие связной речи средствами художественной литературы»...