Конспект ООД по Развитию речи "Русские народные сказки"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Жулькина Марина Михайловна

Выяснить, знают ли дети русские народные сказки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsp._ood_po_r.rr_.usskie_narodnye_skazki.docx25.43 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                 

                                   Конспект ООД по развитию речи и основам грамотности.

Тема: Русские народные сказки.

Программное содержание: Выяснить, знают ли дети русские народные сказки.

Задачи:

  1. Закрепить в памяти детей знакомые сказки, узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам.
  2. Развивать связную речь, мышление, память, воображение.
  3. Воспитывать интерес и любовь к сказкам.
  4. Грамота – продолжать работу над предложением, словесным его составом.
  5. Формирование навыка координации движения руки при письме, развивать мелкую моторику.

Оборудование:

 

Иллюстрации к сказкам — «Волк и семеро козлят»«Курочка ряба»«Лисичка – сестричка

и серый волк»; выставка книг по сказкам; мяч; игрушки – заяц, лиса, медведь, волк, колобок;

заготовки для книжки, карандаши цветные на каждого ребёнка.

1.Вводная часть.  Организационный момент:

Дети:

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте! " друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет! " и "Добрый день! ";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО!

. Артикуляционная гимнастика «Улыбка», 

(Указательными пальцами обеих рук растягивайте губы в улыбку.

    Для этого поставьте указательные пальцы около уголков губ и раздвиньте их в разные стороны).

«Воздушный поцелуй»

(Вытягиваем губы в трубочку, к поцелую. Тянемся губами изо всех сил. Удерживаем это положение

около пятнадцати секунд.)

2. Основная часть.

- Ребята, вы любите сказки? (Да.) Вы знаете уже много сказок. Хотите отправиться в гости

 к сказкам?. Тогда возьмитесь за руки и в путь. (Звучит музыка. Дети идут по кругу)

Чтение стихотворения Ф. Кривина «О чем-то скрипит половица»:

О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки.

И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка...

Д/ Игра с мячом

(Дети становятся в круг. Под музыку передают мяч друг другу, музыка останавливается ребенок берет картинку

с героем сказки. Дети по очереди отвечают, в какой сказке встречается этот герой.) Например: корова – сказка

«Крошечка — Хаврошечка».

Коза -…; Медведь -…; Заяц - ..:Лиса - …,Волк -…; Гуси -…; Курица -….

Молодцы! -

 Беседа

Скажите пожалуйста, о чем нам рассказывают сказки?

- Сказки рассказывают о небывалом, чудесном.

Какие бывают сказки?

они бывают разными: народными и авторскими.

- Ребята, как вы думаете, почему сказки называют народными (потому что, их сочинил народ).

Сказки передавались от одного человека к другому. Поэтому сказки относятся к устному народному

творчеству.

- Почему сказки называют авторскими? (потому что, их сочинил и написал один человек – автор).

А какие по характеру бывают сказки?

Сказки добрые. В каждой сказке всегда побеждает… (добро), а зло всегда… (наказывается).

«Узнай сказку по загадке»

- Ребята, вы много сказок знаете? (да). Сейчас проверим. Я буду загадывать вам загадки, и вы будете

называть сказку.

У Алёнушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят.
(Гуси-лебеди)

Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Все ж попался...
(Колобок)

Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка не больше ноготка.
Кто читал такую книжку,
Знает девочку-малышку.
(Дюймовочка)

Конь ретивый,
Долгогривый.
Скачет полем,
Скачет нивой.
Конь росточком малый,
Но зато удалый.
(Конёк-горбунок)

А теперь про чей-то дом
Разговор мы заведём.
В нем богатая хозяйка
Припеваючи жила,
Но пришла беда нежданно
Этот дом сгорел дотла!
(Кошкин дом)

Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла своё.
А ну, подскажите мне имя её.
(Красная Шапочка)

Возле леса, на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя)

Лечит маленьких детей
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор... 
(Айболит).

-

«Узнай сказку по картинке»

- Вы молодцы, можете узнать сказку по загадке. А попробуйте узнать сказку по иллюстрации 

(на доске развешаны иллюстрации к сказкам «Волк и семеро козлят»«Курочка ряба»

«Лисичка – сестричка и серый волк»).

  1. – Ребята, посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? — показывает иллюстрацию из
  2.  сказки «Волк и семеро козлят» (Это сказка «Волк и семеро козлят».)

- Кто её сочинил? (Эта русская народная сказка.)

- Чему учит нас эта сказка? (Тому, что нельзя чужим открывать дверь, надо слушаться маму,

 не быть злым как волк, а быть добрым.)

2) а эта иллюстрация, из какой сказки?

«Лисичка – сестричка и серый волк»

Скажите,  правильно поступала лиса?

Нет, она всех обманывала

  1. — Посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? — показывает иллюстрацию из
  2. сказки «Курочка Ряба»(Это сказка «Курочка Ряба».)

- А какая курочка в этой сказке – хорошая или плохая? (Курочка хорошая. Она подарила дедушке и

 бабушке золотое яичко, а когда мышка его разбила, она пожалела их и снесла им другое яичко.)

 «Узнай сказку по героям»

- Я буду называть сказочных героев, а вы вспомните названия сказок, в которых они действуют.

1. Дед, Жучка, Внучка. (Русская народная сказка «Репка».)

2. Царь, стрела, клубок, Иван-царевич.  (Русская народная сказка «Царевна-лягушка».)

3. Лиса, волк, заяц, дед, бабка. (Русская народная сказка «Колобок».)

4. Коза, козлята, волк. (Русская народная сказка «Волк и семеро козлят».)

5. Баба-яга, девочка, мальчик, гуси. (Русская народная сказка «Гуси-лебеди».)

Физкультминутка:

 «Рукавичка».

На охоту вышел дед, зимнею порою (шаг на месте).

Рукавицу потерял, под большой сосною (подним. на носочки и тян. вверх).

Дома стал ее искать (козырек).

Не нашел на месте (пожимаем плечами)

И отправился искать в лес с собакой вместе (шаг на месте).

А в лесу в той рукавичке звери стали дружно жить (рукопожатие).

Мышь, лягушка и лисица, заяц, волк, медведь (изображают животных).

В лес собака прибежала и зверей всех распугала (бег на месте).

Рукавичку подняла, деду в руки подала (наклон и вытянуть руки вперед).

 «Составляем предложения»

- Ребята, сейчас я вам покажу сказочного героя, а вы должны назвать его и составить с этим

 словом любое предложение. Например: заяц (заяц любит морковку). Из скольких слов состоит это

 предложение?

 (это предложение состоит из 3 слов.).

(Лиса, Медведь).

Пальчиковая гимнастика:

Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок,
Колобок — румяный бок.

Есть Снегурочка — краса,
Три медведя, Волк — Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.

Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.

Воспитатель:

Был Кощей вчера в гостях
Что наделал, просто — Ах!
Все картинки перепутал
Сказки все мои он спутал

Пазлы вы должны собрать
Сказку русскую назвать!

(Дети из пазлов собирают картинку сказки. Сказки: Гуси-лебеди, Маша и медведь,  Репка,

 Колобок, Снегурочка.)

 Воспитатель в это время читает стихотворение:

Трудно сказочку сложить,
Но не надо нам тужить.
Дружно, смело и умело
С вами мы взялись за дело!

Воспитатель.

Молодцы! Сложить сумели!
Проделки Кощея преодолели!
Погостили мы немножко,
А теперь и в путь-дорожку,

Надо в садик возвращаться
и за дело приниматься.

(Дети под музыку «возвращаются»)

 Художественное творчество

Я приготовила заготовку для книжки русских народных сказок, а вам предлагаю быть

 художниками иллюстраторами к ней. Мы подарим ее малышам, пусть порадуются.

Присаживайтесь за столы.

Стол – это не кровать,
И нельзя на нем лежать.
За столом сиди ты стройно
И веди себя достойно.

(дети раскрашивают раскраски к сказке «Теремок»)

3.Заключительная часть. Итог ООД.

Чему учат сказки?

Какие бывают сказки?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия "Разноцветный мир, Народные сказки - предания. Развитие монологической и диалогической речи детей старшего возраста в ДОУ для детей с нарушением зрения.

Интегрированное логопедическое занятие с детьми старшего возраста. Развитие монологической и диалогической речи в процессе знакомства с народными преданиями и сказками в рамках фестиваля "Разноцветный...

НОД по речевому развитию «Русская народная сказка «По щучьему велению»

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста по речевому развитию «Русская народная сказка «По щучьему велению»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности познавательного развития "Русская народная сказка «Хаврошечка»" (старшая группа)

Конспект непосредственно образовательной деятельности познавательного развитияТема: Русская народная сказка «Хаврошечка»Возраст: старшая группа (5-6 лет)Тип: комплексное занятиеВид: заняти...

конспект занятия по речевому развитию " Русские народные сказки"

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группевоспитатель: Павлова Е.ЛЦель: Закрепление знаний детей о русских народных сказках.Задачи:Образовательные: Учить узнавать сказку по ...

Технологическая карта организованной образовательной деятельности по речевому развитию "Русские народные сказки"

Группа: подготовительнаяТема: «Русские народные сказки».Цель: закрепление знаний детей о русских народных сказках.Задачи: О – формировать умение узнавать сказку по иллюстрациям эпизо...