Конспекты занятий по развитию речи с детьми раннего возраста.
план-конспект занятия по развитию речи

Гамолей Любовь Николаевна

Овладение речью - одно из главных достижений в развитии ребенка раннего возраста. Речь - это сложная система знаков, позволяющая обозначить различные явления внешнего и внутреннего мира и, следовательно, выразить и осознать их. Даже первые детские слова несут в себе элементы обобщения, отражают работу мысли.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи с детьми раннего возраста.

Тема: Чтение стихотворения А. Барто «Кораблик»

Задачи: Познакомить со стихотворением А. Барто «Кораблик»,

- развивать память, поощрять желание прочесть стихотворный текст целиком с помощью воспитателя,

- учить четко и правильно произносить слова, различать синий цвет.

Материалы и оборудование: иллюстрации к стихотворению, игрушка кораблик, сюжетные картинки, мольберт, таз с водой.

Ход образовательной деятельности:

1. Организационный момент

Дети с воспитателем стоят у окна и выясняют, какая на улице погода, какие изменения произошли в природе.

Воспитатель – Совсем скоро будет на улице теплее. Снег растает, и повсюду появятся лужи, побегут ручейки. Как же мы будем играть на улице? В снежки уже не поиграешь, на санках не покатаешься. Можно будет пускать вот такие кораблики по воде.

(Показ игрушечного кораблика)

2. Основная часть. Чтение стихотворения.

Воспитатель читает стихотворение А. Л. Барто. «Кораблик», затем приглашает детей рассмотреть иллюстрацию.

Дети отвечают на вопросы:

- Кто изображен на картинке?

- Что держит мальчик в руке?

- Что тянет мальчик за веревочку?

- Покажите ручей, по которому плывет кораблик?

-Кто скачет за корабликом?

- О чем просят лягушки?

Воспитатель читает стихотворение повторно, предлагает детям договаривать фразы, или рассказать стихотворение самостоятельно.

Пальчиковая гимнастика «Лодочка»

Две ладони я прижму,

И по речке поплыву. (Ладони соединить лодочкой)

Две ладони, детвора, -

Это лодочка моя. (Водить сложенными руками влево-вправо)

Паруса я подниму.

Синим морем поплыву. (Поднять вверх выпрямленные ладони)

А со мною по волнам

Плывут рыбки тут и там. (Волнообразные движения обеими ладонями).

Воспитатель – Кораблик, с которым играет мальчик, маленький, поэтому он плавает по ручейкам. Но по ночам ему снится море (показывает сюжетную картинку, ему кажется, что волны то поднимают его высоко, то опускают его вниз.

А когда кораблик просыпается, он очень расстраивается, что море ему только приснилось.

А сейчас мы с вами тоже будем пускать кораблики.

Упражнение на развитие речевого дыхания.

Опустим бумажные кораблики в таз с водой и подуем на них, чтобы они поплыли.

(дети выполняют задание)

3. Рефлексия. Чем мы с вами занимались на занятии? Читали стихотворение, играли в разные игры, пускали кораблики. Молодцы ребята.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи с детьми раннего возраста.

Тема: чтение сказки В. Бианки «Лис и мышонок».

Цель: познакомить с содержанием сказки В. Бианки «Лис и мышонок», приучать внимательно слушать литературные произведения без наглядного сопровождения, формировать способность детей к диалогической речи.

Задачи:

1.Образовательные: учить отвечать на вопросы словом и предложениями, состоящими из 3-4 слов, учить различать животных и угадывать их по описанию;

2. Развивающиеразвивать мышление, сообразительность, память, сенсорные возможности, умение слушать песню и выполнять движения под музыку, развивать общую и мелкую моторику;

3.Воспитательные: воспитывать любовь к художественной литературе, к животным, интерес к игре, вызвать положительные эмоции.

Материал: сказка Бианки «Лис и мышонок», мягкие игрушки – Лиса и Мышонок, строительный материал: 4 арки, 1 кирпичи; платок, карточки с изображением мышек в норках и дверки (синие, красные, желтые, зеленые) из картона - по количеству детей. Музыкальное сопровождение«Развивающие песенки Железновых. Маленькая мышка».

1. Вводная часть. (Сюрпризный момент)

Воспитатель. Дети, сегодня к нам прибежал маленький зверёк. Вот он спрятался у меня в кармане. Зверёк серенький. Очень боится кошек. Про него придумана загадка:

В подполье, в каморке

Живёт она в норке,

Серая малышка.

Кто же это? …. (дети отвечают)

(Достает игрушку-мышонка).

Конечно, это мышка. Какая она? Где живет? А вы знаете, что не все мышки живут в домах? Есть мышки, которые живут в лесу. И там тоже есть зверь, которого мышки очень боятся. Вы его знаете (дети отвечают«Нет») Нет? Тогда послушайте сказку.

2. Основная часть. Чтение сказки В. Бианки «Лис и мышонок».

Воспитатель читает сказку В. Бианки «Лис и мышонок».

- Мышонок, Мышонок, отчего у тебя нос грязный?

- Землю копал.

-Для чего землю копал?

- Норку делал.

- Для чего норку делал?

- От тебя, Лиса, прятаться.

- Мышонок, Мышонок, я тебя подстерегу!

- А у меня в норке спаленка.

_ Кушать захочешь – вылезешь!

- А у меня в норке кладовочка.

- Мышонок, Мышонок, а ведь я твою норку разрою.

- А я от тебя в отнорочек – и был таков.

Беседа с детьми «Какая лиса?»

Воспитатель. От кого же прячется в свою норку мышонок (ответы детей). Да, мышонок прячется от лисы. (показывает детям игрушечную лису). Вот она, хитрая лисичка-сестричка. А какая у нее шубка? (дети отвечают: рыжая, пушистая). Да, на ней красивая рыжая шубка. Ее легко узнать по острой мордочке. Какая у лисы мордочка (дети отвечают«У лисы острая мордочка») что ещё есть у лисички (ответы детей). Да, у лисички есть красивый пушистый хвост. Кого хочет съесть Лиса?  (мышонка).

Физкультминутка.

Дети, а вы знаете песенку про Мышку? Давайте потанцуем и споем.

(Дети по показу воспитателя выполняют ритмические движения под песню Железновых «Маленькая мышка»)

Маленькая мышка по городу бежит. (бегут пальцами обеих рук по коленям)

Глядит ко всем в окошки (сложив пальцы рук круглым окошечком, заглядывают в него)

И пальчиком грозит (грозят пальчиком)

А кто не лег в кроватку? А кто не хочет спать? (руки прижаты ладонями друг к другу под голову, затем перевернуть на другой бок)

Такого непослушного я буду щекотать! (щекочут пальчиками то одну, то другую ладошку).

У нас все дети послушные?

Чтение сказки Бианки «Лис и мышонок» (повторное).

Инсценирование сказки.

(Инсценирует воспитатель с игрушками)

А хотите еще раз послушать сказку «Лис и мышонок»(ответы детей) Теперь ее вам расскажут Лис и Мышонок. Слушайте внимательно, а кто запомнил помогайте рассказывать сказку.

- Мышонок, Мышонок, отчего у тебя нос грязный?

- Землю копал.

-Для чего землю копал?

- Норку делал.

- Для чего норку делал?

- От тебя, Лис, прятаться.

- Мышонок, Мышонок, я тебя подстерегу!

- А у меня в норке спаленка.

_ Кушать захочешь – вылезешь!

- А у меня в норке кладовочка.

- Мышонок, Мышонок, а ведь я твою норку разрою.

- А я от тебя в отнорочек – и был таков.

Беседа по содержанию сказки.

Воспитатель. Кто встретился Лису в лесу (ответы детей). Что было у мышонка испачкано в земле (ответы детей). Почему Мышонок испачкался (ответы детей) Зачем мышонку нужна норка (ответы детей). Что хотел Лис (ответы детей)

Дидактическая игра «Спрячь мышку»

Как же нам помочь мышонку? Ведь лиса очень хитрая. На столе лежат норочки с мышками, я вам раздам дверки. И мы спрячем вход в норку.

(Воспитатель раздает детям дверки 4 основных цветов: красный, синий, желтый, зеленый. На столе заранее разложены картинки с нарисованными норками и мышками. По сигналу воспитателя закрываем норки). Покажите красные норки, зеленые, синие, желтые.

Рефлексия

Игровой момент «Лиса крадется к норкам»

Воспитатель Дети, смотрите, Лиса крадется к мышиным норкам. Мордочка у неё какая (Острая). Шубка какая? Рыжая, пушистая. Что она хочет сделать (Разрыть норки). А что мы сделали для наших мышат (закрыли дверкой норки)

Давайте и нашему Мышонку построим норку –домик и закроем дверкой

Пальчиковая гимнастика

Целый день тук да тук

Раздается звонкий стук

Молоточки стучат,

Строим домик для мышат

Вот с такою крышей,

Вот с такими стенами,

Вот с таким окошком,

И вот с такой дверью

Конструирование домика для мышонка.

3. Заключительная

Воспитатель: Вот и построили мы мышонку норку с дверкой. Мышонок спрятался от лисы. Закрыл дверь и не откроет хитрой лисе. (Объяснить детям, что нельзя открывать дверь посторонним).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи с детьми раннего возраста. "Зайка прыгает".

Цель: формировать интерес к речевым звукам и учить произносить по подражанию слова....

Конспект занятия по развитию речи с детьми раннего возраста "Животные и их детёныши".

Конспект занятия по развитию речи с детьми раннего возраста "Животные и их детёныши"....

Конспект занятия по развитию речи с детьми раннего возраста на тему: «Путешествие»

Развивать речь детей, увеличивать словарный запас ласкательными словами, дыхательную систему, эмоциональную чувствительность....

Конспект занятия по развитию речи с детьми раннего возраста

Тема: сказка «Репка» Цель:  Развивать желание детей активно включатся в речевое взаимодействие с педагогом  в процессе знакомства со сказкой «Репка» с опорой на ...

Конспект занятия по развитию речи с детьми раннего возраста. « Зайка прыгает».

Цель: формировать интерес к речевым звукам и учить произносить по подражанию слова. Задачи: -учить соотносить слово и выразительное движение; -развивать речевой слух, артикуляционный аппарат детей; -в...

Конспект занятия по развитию речи с детьми раннего возраста "Большие и маленькие машины"

Дети знакомятся с понятием "машина", из чего она состоит, какие бывают машины, для чего они нужны и как они гудят....