Викторина "Знатоки сказок Сутеева"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Зайцева Ольга Михайловна

Виктоина "Знатоки сказок Сутеева" поможет детям более углублённо познакомиться с творчеством писателя, формировать навыки связной речи и умение строить предложения, отвечать на вопросы "полными ответами", воспитывать любовь к художественной литературе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_znatoki_skazok_suteeva.docx29.34 КБ

Предварительный просмотр:

Викторина «Знатоки сказок Сутеева».

(старшая группа).

Подготовила: Зайцева Ольга Михайловна, воспитатель  ГБДОУ №114 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Цель: обобщение знаний детей по ознакомлению с творчеством В.Г. Сутеева.

Задачи:

Обучающие: упражнять в умении определять и называть произведения Сутеева; формировать навыки связной речи; продолжать формировать умение строить предложения, отвечать на вопросы «полными ответами»; упражнять в умении действовать по словесной инструкции.

Воспитательные: способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений между детьми, чуткости, отзывчивости, воспитывать навыки сотрудничества и взаимодействия, активность и самостоятельность, воспитывать любовь к художественной литературе.

Развивающие: развивать познавательную активность, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление, внимание.

Зал украшен детскими рисунками по произведениям В.Г. Сутеева.

Дети входят в зал, встают полукругом и исполняют песню «Новая книга»

Ход занятия:

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые гости! Мы рады видеть вас на викторине «Знатоки сказок Сутеева».

Сегодня будут соревноваться две команды:

«Котята» (мальчики встают, на голове у каждого ободок с ушками котят)

Капитан команды говорит: - Наш девиз!

(команда хором)

Мы - веселые котята,

Очень шустрые ребята,

Хоть и много мы шалим

Но сегодня победим!

«Мышата» (девочки встают, на голове у каждой ободок с ушками мышат)

Капитан команды говорит: - Наш девиз!

(команда хором)

Мы маленькие мышки,

Читать мы любим книжки,

И у нас ответ один:

- Мы сегодня победим!

Представление жюри. 

Ведущий: за каждое правильно выполненное задание команда получает 1 или 2 смайлика. Это будет зависеть от быстроты выполнения заданий и от точных и полных ответов. Побеждает та команда, у которой будет больше смайликов.

Нашу викторину я хочу начать с загадки. Чья команда ее отгадает, та и получит свой первый смайлик.

И были у него три волшебные палочки: карандаш, кисточка и авторучка. Возьмет авторучку - сказку сочинит, возьмет карандаш с кисточкой - иллюстрацию или мультфильм нарисует. И все его любили, потому что детские волшебники бывают только добрыми. Кто же это?

Ведущий: у второй команды есть шанс тоже получить смайлик, если они расскажут, кто такой Сутеев.

 

А сейчас разминка, поиграем в игру «Доскажи словечко».

(Ведущий называет первое слово в названии сказки, предлагает детям вспомнить полное её название, договорив остальные слова).

Команда «Котята».

1. «Капризная... (кошка)»

2. «Палочка - … (выручалочка)»

3. «Мешок ...(яблок)»

4. «Разные… (колёса)»

5. «Кот -… (рыболов)»

6. «Умелые ...(руки)»

Команда «Мышата».

7. «Три...(котёнка)»

8. «Дядя… (Миша)»

9. «Петух... (и краски)»

10. «Под… (грибом)»

11. «Мышонок… (и Карандаш)»

12. «Цыпленок… (и Утенок)»

Ведущий: следующий конкурс «Угадай сказку».

Команда котят угадывают сказку по её началу

• Жил-был на столе у Вовы карандаш. Однажды, когда Вова спал, на стол забрался мышонок. Увидел карандаш и потащил к себе в норку.

• Девочка сидела за столом и рисовала картинки.

• Пошли гулять Лягушонок, Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок. Пришли на речку.

• Стояла поздняя осень. С деревьев давно облетели листья, и только на верхушке дикой яблони еще висело одно-единственное яблоко.

• Шел ежик домой. По дороге нагнал его заяц, и пошли они вместе.

Команда мышат угадывают сказку по отрывку из сказки.

• Подошла лиса поближе, понюхала:

- Не тут ли он спрятался?

- Где ему тут спрятаться?

Махнула лиса хвостом и убежала.

• Вода в реке как в котле кипит. То и дело наверх чья-нибудь голова вынырнет. Из-за чего дерутся - неизвестно. Рыба-то уже давно уплыла!

• Идет Петух темным, дремучим лесом и все прямо, прямо. Страшно ему, а он бодрится, виду не подает.

• Крик, шум на весь лес. И уже драка началась. Ворона Ежа в нос клюнула, Еж Зайца иголками уколол, а Заяц Ворону ногой лягнул.

• Идет Заяц по лесу, а со всех сторон бегут к нему бельчата, пищат хором: - Дяденька Заяц! Дайте яблочек!

Ведущий: а сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Потеряшка».

Каждый участник по очереди подходит к мешочку, достает по одному предмету и называет из какой сказки этот предмет потерялся…

Кошка - «Три котенка», «Капризная кошка», «Кот - рыболов», «Кто сказал мяу?»

Карандаш - «Капризная кошка», «Мышонок и карандаш», «Петух и краски», « Умелые руки».

Щенок - «Кто сказал мяу?», «Елка».

Мешок - «Мешок яблок».

Краски - «Петух и краски».

Шприц - «Про бегемота, который боялся прививок».

Палка - «Палочка - выручалочка».

Гриб - «Под грибом».

Яблоко - «Яблоко», «Мешок яблок».

Яичная скорлупа - «Цыпленок и утенок».

Удочка - «Кот - рыболов», «Дядя Миша».

Ореховая скорлупа - «Кораблик».

Колесо - «Разные колеса».

Мячик - «Умелые руки».

Ведущий: объявляется игровая пауза. Пока дети играют, я предлагаю жри подвести итоги по трем первым конкурсам.

Словесная игра «Теремок».

Терем, терем, теремок,         Дети стучат кулачком о кулачок.

Звери строили домок.

Ставенки резные,                  Изображают рисование в воздухе.

Двери расписные.

Пришёл медведь,                  Шагают на месте.

И давай реветь:

- В теремок впустите,           Грозят кулаком, брови сдвинуты.

Двери отворите!!!

Отворяли звери,                    Широко разводят руки, улыбаясь.

Открывали двери,

Смотрят на Мишку:            Тянутся вверх с поднятыми руками, изображая удивление.

- Велик ты, слишком

- Теремок сломаешь.           Энергично стучат ребром ладони

Зверей распугаешь.              по другой ладони со сменой рук.

Уходи, медведь,                   Строго грозят пальцем, пристукивая ногой.

Перестань реветь!  

                     

Под грибом.

Дождь идет сильней, сильней (Растопыренными пальцами показываем дождь),

Под грибок встал муравей (ставим под ладошку указательный палец другой руки),

Место бабочке нашлось (машем руками), 

Потесниться лишь пришлось (два пальца под ладошку),

Мышь к грибочку подбежала (бег на месте), 

Рядышком с друзьями встала (три пальца под ладошку),

Воробьишка весь промок (скрещиваем руки, хлопаем ладонями по плечам), 

Тоже встал он под грибок (ставим под ладошку четыре пальца),

Зайку от лисы спасали - (делаем «ушки» из указательного и среднего пальцев),

Далеко ее прогнали (мах вперед двумя руками). 

И под маленьким грибком (пять пальцев под ладошку) 

Все нашли хороший дом! (руки над головой «домиком»).

Кораблик.

Сели на кораблик верные друзья (дети садятся на корточки)

Плыли, плыли, плыли в далекие края (волнообразные движения руками)

Лягушонок смотрит - раз и два (подносим «бинокль» к глазам с поворотом влево-вправо)

Не догнать кораблик (голову поворачиваем вправо-влево)

Ква - ква - ква! (подпрыгивание и кваканье)

Ведущий: слово предоставляется жюри.

Ведущий: соревнования знатоков по сказкам Сутеева продолжаются!

Конкурс «Мягкие лапки, а в лапках царапки…»

(Про котов, кошек и котят).

Задание для команды «Котята»: вспомнить сказку «Три котёнка» и ответить на вопросы.

1. Какого цвета были котята?

(Чёрный, серый, белый)

2. Кто встретился на их пути первым, вторым, третьим?

(Мышь, лягушка, рыба)

3. Куда прыгнули котята за мышью и какого цвета они стали?

(В банку с мукой, стали белыми)

4. Как котята стали чёрными?

(Прыгнули в старую самоварную трубу)

5. Какими еще в этой сказке стали котята и почему?

(Стали мокрыми, когда прыгнули за рыбой).

Задание для команды «Мышата»: вспомнить сказку «Капризная кошка» и ответить на вопросы.

1. Сколько окон нарисовала девочка в домике для кошки?

(Четыре окна)

2. Сколько цыплят нарисовала девочка во дворе домика для кошки?

(Три цыплёнка)

3. Что росло в нарисованном огороде?

(Морковка и капуста)

4. Как звали того, кто должен был сторожить нарисованный домик?

(Бобик)

5. Кого не захотела рисовать девочка?

(Мышек).

Ведущий: следующий конкурс называется «Салат из сказок».

Ребята, я сейчас прочитаю необычную сказку. В этой сказке собраны отрывки сразу из нескольких сказок. Ваша задача - внимательно прослушать, запомнить и потом назвать все сказки, отрывки из которых прозвучали.

Задание для команды «Мышата»

Зашёл как-то Медведь к Зайцу в огород и спрашивает:

- Как дела, Косой?

- Да вот, морковку дёргаю, дядя Миша.

- А хороша морковка-то?

- Хороша, дядя Миша, да только сидит глубоко.

А тут заяц на поляну выскочил, увидел гриб.

-Спрячьте, - Кричит, - спасите! За мной Лиса гонится!

- Жалко Зайца, - говорит муравей. - Давайте еще потеснимся.

(«Под грибом», «Дядя Миша»)

Задание для команды «Котята».

«Вылупился из яйца утенок. - Я вылупился! - сказал он. – Я тоже, - сказал цыпленок. И вдруг за ними бросились три котенка - черный, серый, белый. Случайно попали эти котята в банку с мукой и вылезли оттуда три белых котенка. - Я иду гулять, - сказал утенок. – Я тоже, - сказал цыпленок. («Цыпленок и утенок», «Три котёнка»)

Ведущий: следующий конкурс «Собери сказку». 

Будут соревноваться команды и отдельно капитаны. Капитанам нужно выбрать конверт с разрезными картинками, собрать сказку и назвать ее.

Команда «Мышата» собирает картинки из сказки «Кто сказал мяу?».

Команда «Котята» собирает картинки к сказке «Под грибом».

Ведущий: наш последний конкурс называется «Конкурс эрудитов». 

Ребята, а вы знаете, кто такие эрудиты? (ответы детей).

Вопросы для команды «Котята».

1. Кого первым угостил заяц яблоками в сказке «Мешок яблок»? (медведя)

2. На сколько частей разделили яблоко, которое заяц нашел, ворона сорвала, а еж поймал? (на четыре) 

3. Кто последний спрятался под грибок в сказке «Под грибом»? (заяц) 

4. Что связала Мушка зайчику из сказки «Разные колеса»? (варежки) 

5. Какой зверь смастерил телегу с разными колесами? (медведь) 

6. Что с колесиком сделал еж? (тачку)

7. От какого хищного зверя спасла зайца палочка-выручалочка? (волка)

Вопросы для команды «Мышата»

1. Кто выскочил, когда щенок вырыл большую яму? (мышонок) 

2. Чего испугался мышонок в сказке «Мышонок и карандаш»? (нарисованную кошку) 

3. Что рисовал Карандаш по мнению Мышонка? (сыр, яблоки, сардельки)

4. Кто накормил семью зайца? (белка, медведь, еж, крот, коза)

5. Почему котята стали черными? (залезли за лягушкой в трубу) 

6. Какие краски помогли петушку стать разноцветным? (красная, желтая, зеленая, синяя)

7. Отрицательный герой из сказки «Мешок яблок», кроме волка? (ворона). 

Ведущий: наши соревнования подошли к концу, пока жюри подводит итоги, мы с ребятами поиграем в подвижную игру «Кот и мыши».

Подведение итогов, награждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чтение сказок русских писателей. Занятие по художественной литературе. Сказка В.Сутеева * Палочка-выручалочка*. Гжель.

придумывание сказки на заданную тему. Описывание внешнего вида персонажей сказки.Обыгрывание сказки с помощью пальчикового театра. Подбор однокоренных слов. синонимов, антонимов. Рисование силуэтов по...

Творческий проект в средней группе "Мир сказок В.Сутеева"

Творческий проект направлен на развитие у детей театрализованной деятельности, формирования выразительности речи детей и художественно-эстетического воспитания. Содержит перспективный план и отчет о п...

Проект по развитию речи на основе авторских сказок В. Сутеева

Предлагаю вам поэтапное распределение работы по развитию речи на основе сказок В. Сутеева...

ТЕАТРАЛИЗОВАННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПО МОТИВАМ СКАЗОК В.СУТЕЕВА. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА.МЕДВЕДЬ И ВСЕ-ВСЕ-ВСЕ.

ТЕАТРАЛИЗОВАННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПО МОТИВАМ СКАЗОК В.СУТЕЕВА. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА....

"Знакомство с творчеством Владимира Сутеева через изучение его сказок"

Обобщить знания детей о творчестве В.Г. Сутеева; упражняться в умении определять и называть его произведения; закреплять умение детей рассказывать содержание сказок с использованием наглядных пособий...

Взаимодействие педагога с родителями в вопросах позитивной социализации детей «Нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста посредством сказок Сутеева В.Г.»

laquo;Взаимодействие педагога с родителями в вопросах позитивной социализации детей» по теме: «Нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста посредством сказок Сутеева ...

" Мир сказок Сутеева"

Книга вводит ребёнка в мир чувств, мыслей, отношений, поступков, характеров. Книга воспитывает человечность. Не сопереживавшие в детстве могут остаться равнодушными к проблемам века – этическим,...