"Знакомство с творчеством Владимира Сутеева через изучение его сказок"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Стешина Татьяна Владимировна

Обобщить знания детей о творчестве В.Г. Сутеева; упражняться в умении определять и называть его произведения; закреплять умение детей рассказывать содержание сказок с использованием наглядных пособий; упражнять в умении рассказывать сказки связно, в логической последовательности; формировать навыки связной речи; продолжать формировать умение строить предложения, отвечать на вопросы «полными ответами»; расширять кругозор детей; упражнять детей в подборе слов-антонимов; упражнять детей в беге, в умении действовать по словесной инструкции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazki_suteeva.docx29.19 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия: «Знакомство с творчеством Владимира Сутеева через изучение его сказок» для старшей группы.

Цель: развитие связной речи детей на основе использования метода наглядного моделирования.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, физическая культура, здоровье, чтение художественной литературы.

Задачи:

Образовательные: обобщить знания детей о творчестве В.Г. Сутеева; упражняться в умении определять и называть его произведения; закреплять умение детей рассказывать содержание сказок с использованием наглядных пособий; упражнять в умении рассказывать сказки связно, в логической последовательности; формировать навыки связной речи; продолжать формировать умение строить предложения, отвечать на вопросы «полными ответами»; расширять кругозор детей; упражнять детей в подборе слов-антонимов; упражнять детей в беге, в умении действовать по словесной инструкции.

Воспитательные: способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений между детьми, чуткости, отзывчивости, воспитывать навыки сотрудничества и взаимодействия, активность и самостоятельность, воспитывать любовь к художественной литературе.

Развивающие: развивать познавательную активность, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление, внимание, связную речь, мелкую и общую моторику, развивать познавательный интерес.

Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, двигательная, театрализованная.

Формы организации деятельности детей: беседа, дидактическая игры и упражнения, пересказ литературных произведений, игра-драматизация, решение проблемных ситуаций, подвижная игра.

Подготовка к занятию:  портрет В.Г. Сутеева; книги В.Г. Сутеева; картинки с изображением: корабля, корабельного штурвала, паруса, якоря, спасательного круга, моря; иллюстрации к сказкам В.Г. Сутеева; перчаточная кукла «Кот»; ширма; корзинка с мягкими игрушками; настольный театр по сказке В.Г.Сутеева «Под грибом»; музыкальный треугольник; колокольчик; сундучок; 10 красных кругов; 10 зелёных кругов; 10 жёлтых кругов.  

Предшествующая работа: познавательный творческий проект «По сказкам В. Сутеева»

Ход занятия:

1. Вводная часть.

Воспитатель: 

- Дети, давайте поздороваемся с гостями.

Дети здороваются.

Воспитатель:

- Ребята, послушайте, пожалуйста, что я вам скажу, и попробуйте догадаться, о ком идёт речь.

- И были у него три волшебные палочки: карандаш, кисточка и авторучка. Возьмёт одну – сказка сочиняется, возьмёт две других – иллюстрация чудесная выходит, красочная. И все его любили, потому что детские волшебники бывают только добрыми!

- Как же звали этого доброго волшебника?

Дети отвечают на вопрос.

Воспитатель:

- Да, этого доброго волшебника зовут Владимир Григорьевич Сутеев. Вот его портрет (воспитатель демонстрирует портрет В.Г. Сутеева).

- Владимир Григорьевич Сутеев родился больше 100 лет назад в семье врача. Но его отец не только лечил людей, он ещё увлекался живописью, часто пел и читал книги своим сыновьям, которые с большим интересом его слушали. Наверное, именно поэтому маленький Володя, впоследствии, стал добрым волшебником.

- Что же волшебного создал Владимир Сутеев?

Дети отвечают на вопрос.

Воспитатель:

- Правильно, Владимир Сутеев сочинял разные истории, иллюстрировал детские книги и создавал для ребят мультфильмы. Он был и писателем, и иллюстратором, и мультипликатором.

- У каждого человека есть своя мечта. Наверное, каждый из вас мечтал когда-нибудь очутиться в сказке: увидеть волшебный мир в замочной скважине, заглянуть в таинственную шкатулку и встретиться с её крохотными обитателями или открыть книгу и оказаться в Тридевятом царстве.... Мечтали вы об этом?

Дети отвечают на вопрос.

Воспитатель:

- Сегодня мы отправимся в море сказок, которые всю жизнь создавал добрый волшебник Владимир Сутеев. Хотите отправиться в путешествие по морю сказок?

Дети отвечают на вопрос.

2. Основная часть

Воспитатель:

- На чём можно путешествовать по морю?

Дети отвечают на вопрос.

Воспитатель: 

- Да будем путешествовать на корабле. Вот он (воспитатель демонстрирует картинку с изображением корабля). Но прежде чем отправиться в путешествие нам нужно посмотреть на карту. А для чего путешественникам нужна карта?

Дети отвечают на вопрос.

Воспитатель:

- Подойдите, пожалуйста, сюда, посмотрим на карту (воспитатель показывает рисунок с картой, дети подходят к карте и изучают ее).

- Перед вами огромное море с множеством островов. Каждый остров – это определённая сказка В.Сутеева. Сейчас мы поиграем в игру «Узнай и назови». Я вам буду показывать иллюстрацию к сказке, а вы будете называть её.

Воспитатель показывает картинки с иллюстрациями к сказкам В. Сутеева, дети называют сказки.

Воспитатель:

- Молодцы, все сказки назвали правильно! Пора отправляться в путь. Подходите к кораблю.

- Проходите на корабль. Занимайте места! Сядьте правильно. Кто главный на корабле?

Дети отвечают на вопрос.

Воспитатель:

- Капитаном будет (воспитатель называет имя ребенка, который будет капитаном). А мы все будем помогать капитану вести корабль. Поднять якорь.

Воспитатель:         Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах! (А.С.Пушкин)

- Вот мы и приплыли с вами на первый остров. Бросить якорь. Выходите и проходите сюда. Садитесь. Сядьте правильно.

Дети садятся.

Воспитатель:

- Что перед вами?

Дети отвечают на вопрос ( следы).

Воспитатель:

Как вы думаете, чьи это следы?

Дети отвечают на вопрос (животного, кошки).

Воспитатель:

- Чем похожи и чем отличаются эти следы?

Дети отвечают на вопрос (похожи формой, отличаются цветом).

Воспитатель:

- Какого цвета следы?

Дети отвечают на вопрос (белого)

Воспитатель:

- Что ещё бывает белого цвета?

Дети отвечают на вопрос (мука, сахар, снег, соль, вата).

Воспитатель:

- Какие животные серого цвета?

Дети отвечают на вопрос  (слон, волк, заяц, мышь).

Воспитатель:

- Что бывает чёрным?

Дети отвечают на вопрос  - ночь, земля, краска, сажа.

Воспитатель:

- Ой, а кто это?

Воспитатель берет игрушку кота и говорит от его имени.

Кот:

Здравствуйте, ребята!

Я – котёнок самый чёрный,

Очень долго я играл,

Прыгал, бегал и гулял,

И братишек потерял!

Где же белый?

Где же серый?

Помогите отыскать,

Вам, ребятки, надо вспомнить

И мне сказку рассказать!

Воспитатель:

- А из какой сказки этот котёнок?

Дети отвечают на вопрос.

Воспитатель:

- Давайте расскажем эту сказку и поможем отыскать других котят.

Кот: 

- А помогут вам в этом книги В. Сутеева.

Воспитатель читает сказку В. Сутеева «Три котёнка».

Кот: 

Вот спасибо, ребята, вы помогли мне найти моих братишек-шалунишек! Ну а мне пора идти, до свидания, ребята.

Воспитатель: 

А в каких сказках В.Сутеева ещё встречаются коты и котята?

Дети отвечают на вопрос.

Воспитатель:

- А что делал кот в сказке «Кот-рыболов»?

Дети отвечают на вопрос.

Воспитатель:

- Отправляемся на пруд.

Воспитатель показывает детям картинку с изображением пруда.

Воспитатель:

- Ребята, а где живут рыбы?

Дети отвечают на вопрос (в воде).

Воспитатель:

- С помощью чего рыбы дышат в воде?

Дети отвечают на вопрос (с помощью жабр).

Воспитатель:

- Чем покрыто тело рыб?

Дети отвечают на вопрос (чешуёй).

Воспитатель:

- А откуда появляются маленькие рыбки?

Дети отвечают на вопрос (из рыбьей икры).

Воспитатель:

- Назовите рыб, которых вы знаете.

Дети отвечают на вопрос (карась, щука, сом, пескарь, карп…).

Воспитатель:         Рыбки плавают в воде,

Весело играют,

Хвостиком виляют,

Друг друга догоняют!

Воспитатель:

- Нам пора отправляться дальше. Проходите на корабль. Поднять якорь.

Воспитатель:        Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах! (А.С.Пушкин)

Воспитатель:

- Вот мы и приплыли с вами на второй остров. Бросить якорь. Выходите и идите за мной. Садитесь. Сядьте правильно.

Дети садятся правильно.

Воспитатель:

- Посмотрите, какой красивый сундучок. Давайте посмотрим, что там внутри.

- Ой, здесь какие-то фигурки.

- Из какой сказки эти персонажи? Кто её написал?

Дети отвечают на вопрос.

Давайте покажем сказку.

Настольный театр по сказке В.Сутеева «Под грибом» (по мотивам сказки В.Г.Сутеева «Под грибом»).

Воспитатель:

Как-то раз застал муравья сильный дождь.

Увидел муравей на полянке маленький грибок и спрятался под ним.

А дождь идёт всё сильнее и сильнее...

Ползёт к грибу мокрая бабочка.

Бабочка: Муравей, муравей, пусти меня под грибок. Крылышки мои намокли – лететь не могу!

Муравей: Куда же я тебя пущу? Тут места нет.

Бабочка: Ничего! В тесноте, да не в обиде.

Пустил муравей бабочку под грибок.

А дождь ещё сильнее идёт...

Бежит мимо мышка.

Мышка: Пи-пи-пи. Пустите меня под грибок! Вода с меня ручьём течёт.

Муравей: Куда же мы тебя пустим? Тут места нет.

Мышка: Потеснитесь немножко.

Бабочка: Ну ладно.

Потеснились, пустили мышку под грибок. А дождь всё льёт и не перестаёт...

Мимо гриба воробей скачет и плачет.

Воробей: Намокли пёрышки, устали крылышки! Пустите меня под грибок.

Муравей: Куда же мы тебя пустим? Тут места нет.

Воробей: Пустите, пожалуйста!

Бабочка: Ну ладно.

Подвинулись – нашлось и воробью место. А тут заяц на полянку выскочил, увидел гриб.

Заяц: Спрячьте, спасите! За мной лиса гонится!

Все: Жалко зайца. Прячься скорей.

Только спрятали зайца – лиса прибежала.

Лиса: Зайца не видели?

Все: Нет, не видели!

Подошла лиса поближе, понюхала.

Лиса: Не тут ли он спрятался?

Все: Нет, его здесь нет.

Махнула лиса хвостом и ушла.

К тому времени дождик прошёл – солнышко выглянуло.

Вылезли все из-под гриба – радуются и веселятся.

А муравей задумался и говорит.

- Как же так? Раньше мне одному под грибом тесно было, а теперь всем пятерым место нашлось!

Воспитатель:

-Тут и сказочке конец, а кто слушал, молодец! Все вы молодцы!

- Нам пора отправляться дальше. Проходите на корабль. Поднять якорь.

Воспитатель:         Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах! (А.С.Пушкин)

Воспитатель:

- Вот мы и приплыли с вами на третий остров. Ребята, перед вами волшебный туннель. Чтобы попасть в туннель нужно выполнить задание. Я вам буду говорить слово, а вы мне - противоположное по смыслу, например: я скажу - горячий, а вы говорите – холодный.

Игра «Наоборот».

Короткий – длинный, мокрый – сухой, сладкий – кислый, слабый – сильный, маленький – большой, тонкий – толстый, лёгкий – тяжёлый, пушистый – колючий, твёрдый – мягкий, злой – добрый, плохой – хороший, грустный – весёлый.

Воспитатель:

-  Перед вами картинки. Из какой сказки эти картинки?

Дети отвечают на вопрос.

Воспитатель:

- Давайте, разложим эти картинки по порядку и расскажем сказку.

Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик».

Воспитатель:

- Ну а нам пора возвращаться домой. Проходите на корабль. Поднять якорь.

Воспитатель:        Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах! (А.С.Пушкин)

Воспитатель:

- Вот мы и приплыли с вами в детский сад. Бросить якорь. Выходите в центр зала и вставайте передо мной.

3. Заключительная часть.

Воспитатель:

- Ну что, понравилось вам путешествие по морю сказок?

- В каких сказках мы с вами побывали?

- Кто написал все эти сказки?

Дети отвечают на вопросы.

Воспитатель:

- Что больше всего вам понравилось?

Дети отвечают на вопрос.

Воспитатель: 

- Посмотрите, здесь разноцветные круги.

- Кому понравилось путешествовать, было интересно и весело – возьмите, пожалуйста, красный круг.

Дети выполняют задание.

Воспитатель:

- Кому было не очень интересно – возьмите зелёный круг.

Дети выполняют задание.

Воспитатель:

- А кому вообще не понравилось, было скучно и неинтересно – возьмите жёлтый круг.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: 

- Все вы очень дружные, многое знаете и умеете, и всегда помогаете друг другу. Мы вас всех благодарим за активное участие в этом путешествии и хотим преподнести вам сказочные раскраски с наклейками.

Воспитатель раздаёт подарки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Знакомство с творчеством В. Сутеева "Эти замечательные сказки" в рамках тематической недели "Книжкина неделя"

Проект "Знакомство с творчеством В. Сутеева "Эти замечательные сказки" в рамках тематической недели "Книжкина неделя"...

Мини-проект «Ознакомление с творчеством Владимира Сутеева»

- познакомить детей с произведениями и изобразительным творчеством Владимира Сутеева;- расширять кругозор детей путём ознакомления со сказками из книги В.Сутеев «Сказки и картинки»;- совершенствовать ...

Конспект занятия "Знакомство с творчеством В.Сутеева"

Конспект занятия "Знакомство с творчеством В.Сутеева по проектной деятельности "Волшебный мир искусств"...

Знакомство с творчеством Владимира Шаинского

Досуг для детей старшего дошкольного возраста о жизни и творчестве композитора Владимиа Шаинского...

Педагогический проект "Волшебный мир сказок Владимира Сутеева"

Данным проектом хотелось помочь родителям, детям найти книги для семейного чтения, которые им помогут создать теплую семейную атмосферу и успешную почву для развития личности ребенка. Повысился уровен...

Проект «В мире сказок Владимира Сутеева»

laquo;В мире сказок Владимира Сутеева»Вид проекта:Групповой, познавательный, творческий, игровой.Сроки реализации:краткосрочный с 14.10.2019 по 23.10.2019Участники проекта:дети, вос...

«Знакомство с творчеством С. Я. Маршака «По страницам сказок»

Проект «Знакомство с творчеством С. Я. Маршака» Цель проекта: создание условий для знакомства детей с творчеством С. Я. Маршака. Задачи проекта:...