Беседа
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Якушева Евгения Сергеевна

"Зимующие птицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon beseda_o_zimuyushchih_ptitsah.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Схема конспекта беседы по развитию речи

ФИО педагога, должность 

Возрастная группа воспитанников старшая группа

Тема: «Зимующие птицы»

Цель: Систематизировать и обобщать у детей представления о зимующих птицах, об условиях их обитания.

Задачи:

1. Сформировать обобщенные представления о зимующих птицах, их питании

2.Учить употреблять в речи прилагательные (голубиный, воробьиный, сорочий, вороний).

3.Развивать наблюдательность, любознательность, активность, самостоятельность.

4.Развивать чувство ответственности по отношению к живой природе.

5.Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им, заботиться о них.

Интегрируемые образовательные области: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Вид детской деятельности, лежащей в основе организации образовательной ситуации Познавательная, игровая.

Форма организации детей Фронтальная

Материал и оборудование (раздаточный и демонстрационный): Запись А. Вивальди «Времена года. Зима» интерактивная доска с подборкой материала, плакаты с изображением зимующих и кочующих птиц, видеоролик «Птицы зимой».

Изображения птиц и обозначения спортивных обручей для игры «День-ночь», спортивные обручи 3 шт., фото с кормом для птиц,

с изображением различных кормушек для птиц, книга наблюдений.

Планируемый результат: У детей закрепиться представление о зимующих птицах.

Предварительная деятельность с воспитанниками: Наблюдение за птицами на участке, за их поведением возле кормушки.

Беседы с детьми о птицах, Видеоролик о птицах

Рассматривание иллюстраций с изображением птиц.

Разгадывание загадок о птицах.

Дидактические игры «Кто где живет?», «Кто чем питается?», настольно-печатная «Наши соседи».

Заучивание стихов «Воробьи и кот», «Жаворонок», В. Жуковского «Покормите птиц зимой», С. Есенин «Ворона», А. Барто «Снегирь».

Чтение произведений: Н. Сладков «Курорт Сосулька», «Ворона и сорока», К. Ушинского «Птицы», «Синичкина кладовая».

Части НООД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Способы

 поддержки

 детской

инициативы

1

Цель: Привлечение внимания детей к предстоящей деятельности.

Создание образовательной ситуации

Звучит музыка А. Вивальди «Времена года. Зима» (звуки вьюги, ветра, метели)

В: -Ребята, звуки какого времени года вы сейчас услышали?

-Почему вы решили, что это звуки зимы?

-Назовите зимние месяцы?

-А сейчас какой месяц?

-Какими словами можно описать месяц февраль?

У февраля два друга –метель да вьюга.

-Зимы.

Завывает ветер, так бывает только зимой

-Декабрь, январь, февраль.

-Февраль.

-Снежный, суровый, морозный, вьюжный.

Мотивация детей

на предстоящую деятельность

- Послушайте стихотворение.

Улетели птичьи стаи,

Лес в сугробах до ветвей.

Вот тогда мы и дождались

Наших северных гостей.

Зимний лес не спит, а дремлет,

Серебром окутан весь.

Не покинув эту землю,

Много птиц осталось здесь.

-Как вы думаете, о ком сегодня пойдет речь?

-Верно, ребята, сегодня мы будем говорить о зимующих птицах.

Слушают стихотворение.

-О зимующих птицах.

 

       2

Цель: Сформировать обобщенные представления о зимующих птицах, их питании.

Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми

-Мы с вами много за ними наблюдали, читали разные рассказы и теперь я вам предлагаю вам, ребята, совершить увлекательную прогулку в зимний лес и найти ответы на вопросы: чем питаются птицы, какие птицы живут рядом с нами, почему в мороз птицы не летают.

 Хотите отправиться со мной?

-Каких зимующих птиц вы знаете?

-А что вы о них знаете?

А вы знаете, что птицы к зиме меняют оперение на более теплое и густое и более длинное зимнее оперение. Между перышками у птиц-воздух. Он не подпускает холод и задерживает тепло.

-Откуда мы можем получить информацию о жизни птиц зимой?

-Все верно ребята. Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай, что за птица по словам -описаниям.»

Перед вами у каждого на столе есть картинки с изображением птиц рассмотрите их по внимательней, я буду вам говорить четыре слова-описания и вы должны сказать и показать какая это птица.

1)Красногрудый, малоподвижный, толстоклювый, зимующий (снегирь)

2)Бойкий, маленький, чирикает, смелый(воробей)

3)Крупный, пестрый, «лесной доктор», всеядный(дятел)

4)Желтогрудая, веселая, юркая, невеличка(синица)

-Молодцы, ребята! Все справились!

1) С нами зимуют разные птицы.

-Каких птиц вы встречали в парках, в лесах или в садике на прогулке?

-Это все «зимующие птицы», их называют еще оседлыми птицами.

-Как вы думаете, что означает это слово?

(показываю изображения зимующих птиц)

-Да

-Синица, воробей, ворона, сорока, голубь.

-Что зимой им трудно найти корм, у снегиря красная грудка, и он к нам прилетает только зимой, все птицы отличаются друг от друга оперением.

-Из фильмов, книг, рассказов взрослых, личных наблюдений.

-Снегирь.

-Воробей.

-Дятел.

-Синица.

-Воробьев, ворон, сорок, синичек, снегирей, щеглов, голубей, дятел.

Птицы живут с нами лето и остаются жить рядом с нами зимой.

Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым

-Почему же зимующие птицы не улетели от нас в теплые края?

-Что нужно и людям и птицам чтобы выжить?

-А что едят зимующие птицы?

Верно зимующие птицы  могут даже зимой найти себе пропитание. Вот они и остаются с нами на зиму.

2) Как же птицы переносят зимой морозы?

-Наверно, вы видели что в мороз птицы не летают, сидят нахохлившись.

-Зачем они так делают?

-Почему сидят, а не летают?

-Оказывается птицы не летают в мороз потому, что в полете птица мерзнет намного быстрее. В полете к телу птицы со всех сторон устремляется морозный воздух и птица мерзнет на лету.

-А еще в зимние морозы можно увидеть, как птица стоит то на одной, то на другой ноге.

-Зачем птицы так делают?

-А как вы думаете, что еще птичкам нужно, чтобы согреться?

Для того чтобы согреться птицам необходимо много есть и еды им нужно зимой намного больше чем летом.

Поэтому с раннего утра до позднего вечера зимующие птицы заняты одним важным делом.

Каким?

-Главное занятие для птиц зимой это поиск еды.

Как люди помогают птицам зимой?

-У кого из вас есть кормушка для птиц?

Посмотрите какие бывают кормушки (фото)

Обсуждаем какие бывают кормушки.

Даже, если у вас нет кормушки для птиц, можно класть корм в кормушки, которые есть в парке, сквере, около дома.

-Какой корм можно давать птицам?

Физминутка «Птички»

Птички в гнездышке сидят

(сидят скрестив руки)

Во все стороны глядят

(повороты головы)

Погулять они хотят

(топают ногами)

И тихонько все летят

(машут руками)

Прилетели и тихонько сели.

(Садятся за столики)

-Они могут пропитаться и зимой.

-Еда

-Шишки, ягоды, семенами.

-Греются прижавшись друг к дружке.

-Да.

-Греются.

-Им холодно.

-Чтобы согреть лапки.

-Корм, еда.

-Поиском еды.

-Подкармливают, делают кормушки.

-У всех.

Обсуждают.

Хлеб, сало, крупа, семечки.

Выполняют упражнения.

Этап осуществления самостоятельной работы детьми

-Поработаем в паре. Это игра «Чье?, Чья?, Чьи?»

-У каждой пары есть картинки. Вы будете работать по ним.

-Вы уже знакомы со многими зимующими птицами. Они решили поиграть с вами в прятки. Догадайтесь кто от вас спрятался за веточкой?

Проводиться речевая грамматическая игра «Чей хвост?»

Цель: Учить употреблять в речи притяжательные прилагательные (голубиный, воробьиный, сорочий, вороний, синичий, снегиря)

На столе лежат туловища птиц без хвоста нужно подобрать хвост к каждой птице и сказать чей хвост.

Играют в игру.

          3

Цель: Подведение итогов занятия.

Подведение итогов, деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей

В конце нашего путешествия мне хочется у вас спросить:

-Что вам запомнилось в нашем путешествии?

-Какие мы с вами сделали открытия о зимующих птицах?

-Что должен делать человек зимой, чтобы птицы радовали нас?

Я очень надеюсь что вы тоже будете помогать птицам зимой!

-Как греются, в мороз им нужно много есть чтоб выжить, в мороз они не летают.

-Подкармливать их, делать кормушки.

Плавный вывод детей из непосредственно образовательной деятельности в самостоятельную деятельность

-Я предлагаю нам вести Книгу наблюдений за птицами, в которую мы будем вносить все новое (о птицах, чем питаются, их повадки). Материал можно находить в любом источнике. Самое интересное-наблюдать за птицами на прогулке, в лесу, парке.

Все вы молодцы. Спасибо.

Слушают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект обобщающей беседы в старшей группе. Тема: беседа “О нашей пище”.

Вспомните, чем отличается обед от завтрака, ужина. Объясните, почему для первого и второго блюда нужны разные тарелки и столовые приборы. Чем же всегда отличается первое блюдо? (ответы детей). Далее р...

Конспект беседы с детьми на тему: «Беседа о дне Победы»

Закрепить знания детей о том, как защищали свою Родину русские люди в годы Великой Отечественной войны, как живущие помнят о них. Активизировать словарь по теме, обогащать речь детей. Воспитывать горд...

Конспект беседы «Мы идём в гости и принимаем гостей» (этическая беседа) в подготовительной группе.

Цель: помочь детям углубить интерес к социальному миру, привить оптимальные формы поведения в обществе. Помочь детям во взаимодействии с другими и уверенно чувствовать себя в любой ситуации.Задачи: на...

Цикл бесед по ПДД. Беседа: "Светофор", "Опасность на дороге"

Беседы которые можно проводить в детском саду по ПДД....

Конспект беседы с детьми подготовительной к школе группе на тему: «Беседа об искусстве вышивания. Вышивание детьми салфетки». Подготовила воспитатель МБДОУ д/с №3 Патутина Анна Алексеевна

Тема: «Беседа об искусстве вышивания. Вышивание детьми салфетки». Программные задачи: продолжать знакомить детей с народным творчеством. Воспитывать уважение к мастерам и людям труда, интерес к искус...

Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками» Экологические беседы Экологические беседы принято делить на следующие виды: установочные, эвристические и итоговые Установочная беседа помогает воспитателю собрать вниман

Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками»Экологические беседыЭкологические беседы принято делить на следующие виды:установочные, эвристические и итоговыеУста...

Конспект ООД на тему: «Беседа о дне Победы» Беседа в подготовительной группе МБДОУ Д/С 13 г. Белореченска воспитатель Русских Т.А.

Гражданско-патриотическое воспитание  сегодня – одно из важнейших звеньев  системы  воспитательной работы.«Что такое патриотизм?» Так,  С.И. Ожегов определял патр...