Доклад "Использование приемов мнемотехники для развития речи дошкольников"
материал по развитию речи (старшая группа)

Абрамова Лариса Геннадьевна

В докладе описаны приемы и методы мнемотехники: мнемодорожки и мнемотаблицы, помогающие детям в пересказе и запоминании стихотворений, сказок и небольших рассказов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnika_vystuplenie_na_pedsovete.docx69.85 КБ

Предварительный просмотр:

Использование приемов мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста.


К.Д.Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту, для успешного усвоения программы в школе у детей должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, составлять небольшие рассказы. Для облегчения запоминания различного вида информации, помощи в составлении предложений, рассказов, и выполнения подобных заданий на помощь педагогу и его воспитанникам приходят разнообразные приемы и методики. Одним из таких приемов является мнемотехника.

Мнемотехника, или мнемоника (греч. – искусство запоминания), впервые появилась в Древней Греции и сохранилась до наших дней в виде специальных приёмов, которые помогают запоминать информацию.

Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.

Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В.К.называет эту методику сенсорно-графическими схемами:

  • Ткаченко Т.А. – предметно-схематическими моделями;
  • Глухов В.П. – блоками-квадратами;
  • Большева Т.В. – коллажем;
  • Ефименкова Л.Н – схемой составления рассказа.

Задачи мнемотехники:

  1. Обогащение активного и пассивного словарного запаса.
  2. Расширение представлений об окружающем мире.
  3. Развитие связной устной речи.
  4. Развитие слуховой и зрительной памяти.
  5. Развитие внимания.

Метод мнемотехники включает в себя разные приёмы:

  • модели (условно-схематичные, двигательно-серияционные, временно-пространственные, схематичные, силуэтные изображения, символические);
  • картинографию;
  • коллажи;
  • планы-схемы;
  • мнемотаблицы.

Для стимулирования фантазии и творческих речевых действий необходимо на начальном этапе работы сформировать у детей знаково-символические функции.

В качестве условных заместителей могут выступать символы разнообразного характера:

  • геометрические фигуры;
  • символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
  • планы и условные обозначения;
  • контрастные рамки; и др.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

Мнемоквадрат - это одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение. Например: Осенний лист.

https://urok.1sept.ru/articles/671795/img1.jpg

Мнемодорожка - это таблица из четырёх и более клеток, расположенных линейно, по которым можно составить небольшой рассказ.

Например: Осенью листья с деревьев опадают. Птицы улетают в теплые края. Часто идет дождь, поэтому люди достают зонтик.

https://urok.1sept.ru/articles/671795/img2.jpg

Поняв алгоритм работы с мнемодорожкой, дети легко освоят мнемотаблицы. Содержание мнемотаблиц – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и другое, путём выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений, пальчиковых игр, загадок, пословиц, поговорок. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все произведение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит текст целиком. Для изготовления мнемотаблиц не требуются высокие художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу, сказке.

Мнемотаблица - это схема, в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично.

Например:

Осень, осень к нам пришла
Всем подарки принесла:
Желтые листочки,
Вкусные грибочки,
Овощи и фрукты,
Хлебные продукты!

https://urok.1sept.ru/articles/671795/img3.jpg

Мнемотаблицы  используются для:

  • обогащения словарного запаса;
  • при обучении составлению рассказов;
  • при пересказах художественной литературы;
  • при отгадывании и загадывании загадок;
  • при заучивании стихотворений.

Использование в моей практике данной технологии в работе с детьми с ОВЗ дает устойчивые результаты обучения, воспитания и развития.

Мнемотаблицы мной используются на индивидуальных и подгрупповых занятиях:

  • при составлении рассказа;
  • при заучивании стихотворения;
  • пересказа сказки.

В результате использования приемов мнемотехники в работе с детьми с ОВЗ наблюдаются следующие результаты: дети активнее работают на занятиях, охотнее пытаются повторить за педагогом текст, некоторые самостоятельно составляют и проговаривают предложения, короткие рассказы. Особенно детям нравится подбирать или зарисовывать символы, заменяя ими слова. У детей повысилась концентрация внимания, усидчивость.

Необходимо подчеркнуть, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего, как начальная, “пусковая”, наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

В группе собран материал по работе с мнемодорожками и мнемотаблицами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

МНЕМОТЕХНИКА – это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, т.к. мысли...

Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста

Применение мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста...

Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста

Мнемотехника – это система методов и приемов, позволяющая ребенку систематизировать свой непосредственный опыт. К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет...

Из опыта работы. "Использование приемов мнемотехники для развития речи старших дошкольников"

Отчет о работе кружка  по развитию связной речи  средствами приемов мнемотехники "От слова к слову"....

Презентация «Использование приемов мнемотехники в развитии речи дошкольников»

Использование схем облегчает запаминание и увиличивает объём папяти, развивает речемыслительную дечтельность детей....

Мастер – класс «Коллаж как один из приемов мнемотехники для развития речи старших дошкольников».

Коллаж - это рассказ, запечатлённый в изобразительном материале. Каждый элемент коллажа — это слово или фраза, коллаж целиком это текст, рассказанный с помощью изобразительных цитат....

МАСТЕР-КЛАСС на тему: «Использование приемов мнемотехники в развитии речи дошкольников»

МАСТЕР-КЛАССна тему:«Использование приемов мнемотехникив развитии речи дошкольников»...